Доклад «Использование элементов проектной деятельности на уроках швейного дела».
статья по технологии

Новикова Наталья Николаевна

Обобщение опыта работы по использованию элементов проектной деятельности на уроках швейного дела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proektnaya_deyatelnost.docx80.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Тема выступления:

«Использование элементов проектной деятельности на уроках швейного дела».

 

Составила: Новикова Наталья Николаевна,

учитель профессионально-трудового обучения.

с. Горки, 2013 г.

«Учитель всегда невольно стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

Чем способ преподавания удобнее для учителя,

тем он не удобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики»

Л. Н. Толстой.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация  учащихся с ограниченными возможностями здоровья с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях разных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.

  Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта.

Наблюдения за деятельностью  детей с ОВЗ на уроках швейного дела показывают, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.  

Атмосферу радости на своих уроках создаю благодаря:

-  формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (обучение осуществляю  с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно   заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

- тесному сотрудничеству  с каждым  учеником  и группой детей в целом;

- созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;

 -  использованию методов, активизирующих учебный процесс;  

 -  неразрывному единству обучения и воспитания.

Обучая детей с ОВЗ труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка.  

Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету. 

Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Так учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, в этом им необходима помощь учителя.

При составлении календарно-тематического планирования   продумываю, по какой теме предложить учащимся выполнение проекта (коллективного или индивидуального).

 Проект выполняется в три этапа:

  1. Организационно-подготовительный:

- обоснование возникшей проблемы и потребности;

- разработка эскиза, описание внешнего вида изделия (модели);

- выбор материалов;

- выбор оборудования, инструментов и приспособлений;

- организация рабочего места.

  1. Технологический:

- составление технологической последовательности работы над изделием;

- выполнение технологических операций по плану;

- соблюдение условий техники безопасности труда.

  1. Заключительный:

- самооценка выполненной работы;

- защита проекта.

Программа 4 - 6 классов  предусматривает первоначальное усвоение и формирование общетрудовых умений, начинается обучение по операционно-комплексной системе. На этой стадии обучения проводится работа по коллективному проектированию, учащиеся учатся составлять творческий проект на изготовление изделий понятного назначения и полезного характера (мешочки для рукоделия, игольницы, прихватки, сумки хозяйственные, декоративные наволочки и т.д.).

  Приступая к разработке проекта, нацеливаю  учениц на наличие исходного материала, т. к. работать в мастерской   приходится с материалом б/у.   Каждое изделие должно быть выполнено по заранее продуманному плану. Предлагаю учащимся алгоритм работы. Работу над проектом начинаем с эскизов.  На простых изделиях отрабатываем  все этапы выполнения проекта. Например, при проектировании мешочков для рукоделия,  я ставлю перед ними проблему: изготовить мешочки для хранения работ в мастерской, которые носили бы внешнее отличие, чтобы без лишних затрат времени вы могли   определить свой мешочек.     Даю рассмотреть возможные варианты мешочков, рисунки для вышивки и аппликации, готовые изделия предыдущих классов, образцы тканей. После выбора модели, обучающиеся приступают к выполнению выкройки детали мешочка, пользуясь инструкционной картой, и раскрою изделия. Далее учащиеся составляют технологическую последовательность обработки, подсчитывают себестоимость изделия, оценивают качество   выполненной работы.

 Моя задача заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в выборе алгоритма деятельности от задумки до конечного результата. Предлагаемые ученикам алгоритмы работы, инструкционные карты, готовые работы, являются ничем иным, как прямыми подсказками, готовыми шаблонами, помогающими выполнить предложенный проект. Без таких подсказок ученики не могут самостоятельно выполнить проектную работу в силу своих умственных способностей.

Материал программы в 7 – 9 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Особое внимание на этом этапе уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. В 7 – 8  классах на занятиях «Лоскутное шитье» и   «Практическое повторение» учащимся  предлагаю выполнить проекты по изготовлению выставочных работ (картины в любой лоскутной технике, кухонные наборы, сувениры и т.д.),  ночной пижамы, юбки, блузки.  При этом учитываю, что выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему). У всех детей способности разные, следовательно, и требования к их работам будут соответствовать их возможностям.

Стараюсь быть соавтором замыслов своих обучающихся, а не навязывать им своё мнение, стараюсь помочь увлечься интересной работой. Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки темы проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

В работе над проектом   обучающимся требуется помощь со стороны учителя в   формулировке задач. Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбирается наиболее перспективная. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка   (совместно с учителем).

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

В своей работе я тщательно продумываю этапы работы, используя алгоритм работы над проектом, четко планирую всю работу.

I. По каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию; осваивают основные операции по изготовлению данного изделия; учатся работать с журналами мод; рассчитывают себестоимость изделия; сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке; определяют, удалось ли сэкономить школьный и семейный бюджет.

II. В практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии изготовления изделия; контролем качества работы; соблюдением правил техники безопасности. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта.

III. Защита проекта - итог работы над проектом.  Вместе с учащимися составляем выступление с рассказом о проекте. План выступления строится по наводящим вопросам учителя, например:  Идейный замысел данного проекта? Для чего или для кого он предназначен?  Какие использовались материалы?   Какое оборудование вы использовали? Что нового узнали при выполнении проекта? и т.д.

Цель любого проекта:

– способствовать формированию системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний и умений учащихся, воплощенных в конечный  продукт;

– содействовать развитию следующих умений: инициативы, сотрудничества, навыка работы в коллективе, умения логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием,   обладать коммуникативными навыками (устная речь, грамотность, графические и счетные навыки  и др.), умение  работать на компьютере.

Продуктивность применения элементов проектного метода обусловлена:

-  технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» обязательно достигается желаемый результат;

-  достаточно высокой эффективностью уроков;

-  развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;

-  развитием и поддержанием интереса к предмету;

-  практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;

-  созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Заключение

    На уроках швейного дела были выполнены работы: панно «Лесная красавица», на  районном конкурсе   «Мой край - глазами детей» получила высокую оценку, диплом 1 степени (ученица Лонгортова Алина, 7 класс). Проектная работа «Головоломка «Алфавит»» отобрана,  как одна из лучших работ, и отправлена на IV Всемирный конкурс «Мир русского слова» (ученица Талигина Вера, 9 класс), а также учащимися 8 класса выполнен коллективный проект «Куклы в костюмах народов проживающих на Крайнем Севере». Учащиеся 9 классов вышли на государственную итоговую аттестацию с проектами: «Карнавальный костюм «Весна»», «Юбка – трансформер», «Школьная форма», «Дидактический сундучок «Дерево знаний»».

Практика показывает, что работа над проектом для учащихся представляет интерес только в том случае, если они видят реальные и осязаемые результаты своей деятельности.

Существуют определенные трудности использования проектного метода:

- ученики с ОВЗ устают от длительной работы по одной теме;

- плохо представляют конечный результат работы;

- не любят и не умеют описывать свою работу;

- переоценивают или недооценивают свои возможности;  

- недостаточно владеют компьютером;

- отсутствие прямого доступа к сети интернет, что снижает   уровень самостоятельности при поиске информации по проекту.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

сообщение на тему "Организация проектной деятельности на уроках швейного дела"

Организация проектной деятельности на уроках швейного дела.         По моему мнению, выполнение проектов удобно сгруппировать на три основных этапа:организацион...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Методическая статья "Использование элементов проектной деятельности на уроках химии"

В данной разработке представлен материал. как может быть организована проектная деятельность учащихся при изучении химии. Рассматривается значимость исследовательской работы, позволяющей приближать об...