Методическая статья "Использование элементов проектной деятельности на уроках химии"
методическая разработка по химии (9, 10, 11 класс)

Карач Екатерина Евгеньевна

В данной разработке представлен материал. как может быть организована проектная деятельность учащихся при изучении химии. Рассматривается значимость исследовательской работы, позволяющей приближать обучение к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_himii.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья

на тему: «Использование элементов проектной деятельности на уроках химии».

Автор:

Учитель химии ГБОУ СОШ № 455

Карач Екатерина Евгеньевна

Если мысленно погрузиться в мир детства…Какими мы себя помним? Любопытными «почемучками», постоянно жаждущими что-то рассмотреть, изучить, поэкспериментировать. Экспериментальная работа дает возможность почувствовать себя в роли ученого. Только самостоятельно добывая в эксперименте знания, можно получить уверенность в его истинности и справедливости.

Как в социальном, так и в учебном пространстве личность стоит на первом месте. Задача любого преподавателя – создать благоприятные условия для ее реализации.  Образовательный процесс, соответственно, направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается  с учебной деятельностью,  имеющей исследовательскую направленность.

В современных условиях, где предмету химия в общеобразовательном процессе отводится незначительное время, очень трудно заинтересовать учащихся познанием научной картины мира. Одной из форм организации деятельности учащихся на уроках химии, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, является исследовательская работа. 

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Метод проектов как нельзя лучше способствует выполнению этой задачи.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения.  У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению.

Основой урочной деятельности является самостоятельная деятельность ученика по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.

Одними из видов нетрадиционных уроков, позволяющих использовать исследовательский метод обучения, являются:

  • урок – исследование
  • урок – лаборатория
  • урок – творческий отчет
  • урок – проект
  • урок – презентация
  • урок – экспертиза
  • урок – путешествие
  • урок – рассказ
  • урок – экскурс в эпоху деятельности ученого и другие.

Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. 

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

    - Связь проекта с учебными темами (на уроке).

    - Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная        деятельность).

 Перед выполнением проекта я стараюсь заинтересовать учащихся через знакомство с уже выполненными проектами, а также предлагаю примерные темы проектов.  

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем, как:

8 класс: «Шеренга великих химиков», «Растворение. Растворы»

9класс: «Металлы», «Неметаллы»

10 класс: «Свойства изучаемых классов органических соединений»

11 класс: «Химия в жизни общества»

Примерные темы проектов:

  1. Алхимия – магия или наука?
  2. История открытия химических элементов
  3. Химия – польза или вред
  4. Способы очистки питьевой воды.
  5. Выращивание кристаллов.
  6. Шеренга великих химиков

Проекты бывают разные по времени, но лучше, если они будут длиться от 1 недели до 1 месяца, так как может утратиться интерес к проекту.

 Для проектной деятельности на уроках химии целесообразно использовать следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. 

Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к проектам:

  • В проекте должна быть решена поставленная проблема;
  • Проведена исследовательская работа;
  • Учитель консультирует, учащиеся выполняют работу самостоятельно;
  • Результат проекта должен иметь практическую значимость;
  • По завершению проекта необходимо произвести анализ работы.

Перед началом работы, учащиеся получают инструкции, где подробно рассказано, Также как правильно оформить проект.

На уроке проектную деятельность можно построить следующим образом:

- Весь урок ребята работают над проектом. В процессе работы актуализируются и закрепляются знания по изучаемой теме. Учащиеся работают в группах, распределяют обязанности. Создают свой мини- проект, готовятся к его защите.

- Также на уроке можно использовать проекты, выполненные учащимися во внеурочное время. На таких уроках ребята сразу защищают свой проект. При такой форме деятельности учитель заранее объявляет тему урока, выдает по группам индивидуальные задания, помогает с подбором литературы.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
•    практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций);
•    исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
•    информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
•    творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
•    ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• комплексности (моно- и межпредметные);
•характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные и международные);
• важности результатов.
Виды презентации проектов:
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

 Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

 Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

  • работа стимулирует  внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,  
  • уроки проходят более оживлённо,  
  • появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

 У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

 Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

Список литературы:

  1. Богданова Л.Е. Интерактивные технологии на уроках химии. – Х.: Основа, 2004.
  2.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000 г.
  3. Голубченко М. Проектная деятельность в школе. К.: Школьный совет, 2007.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005 г.
  5. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: «Педагогический поиск», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Элементы проектной деятельности на уроках химии.

Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии"....

Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...