Элементы проектной деятельности на уроках химии.
статья по химии по теме
Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текстовый документ | 63 КБ |
Презентация | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Кириллова Ольга Петровна
учитель химии
МБОУ СОШ № 11
Александровского района
Владимирской области
Элементы проектной деятельности на уроках химии.
Деяние есть живое единство теории и практики.
В настоящее время главной целью образования является всестороннее и гармоничное развитие личности. Личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, поэтому задачей любого преподавателя является создание благоприятных условий для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Метод проектов как нельзя лучше способствует выполнению этой задачи.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.
Я считаю, что необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Для успешного выполнения проекта учащиеся должны четко представлять, что и зачем они делают, и какой результат должен быть получен. Поэтому одной из важнейших задач является знакомство обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
- в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
- в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
- исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
- содержательная часть проекта структурирована;
- результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
- результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. оформлены;
- если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого участника на различных этапах;
- по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т. д.
Последовательность работы над проектом
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,
2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект,
3)шкала баллов оценивания проекта.
Перед выполнением проекта я стараюсь заинтересовать учащихся через знакомство с уже выполненными проектами, а также предлагаю примерные темы проектов.
Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
- Связь проекта с учебными темами (на уроке).
- Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем, как:
8 класс: «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы», «Шеренга великих химиков»
9 класс: «Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества»
10 класс: «Углеводороды», «Спирты, фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Биологически активные вещества».
11 класс: «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства». «Химия в жизни общества».
Примерные темы проектов:
- Алхимия – магия или наука?
- История открытия химических элементов
- Радуга в пробирке (качественные реакции)
- Сладкая жизнь?..
- Химия – польза или вред
- Способы очистки питьевой воды.
- Физические и химические явления
- Выращивание кристаллов.
- Шеренга великих химиков
Проекты бывают разные по времени, но лучше, если они будут длиться от 1 недели до 1 месяца, так как может утратиться интерес к проекту.
Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов я стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.
Результаты применения проектной деятельности.
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:
- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,
- уроки проходят более оживлённо,
- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.
У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Информационные источники
1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000 г.
2. Гузеев В.В. «Метод проектов, как частный случай интегральной технологии обучения» // Директор школы. – 1995г. - №6
3.Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе – Л., 1925 г.
4.Коллингс Г.С. Опыт работы американской школы по методу проектов – М., 1926 г.
5.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва, «Народное образование», 1998 г.
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов в современном образовательном процессе Актуальность применения проектной деятельности на уроках химии Организация проектной деятельности Примерные темы проектов Результативность
Цель современного образования всестороннее и гармоничное развитие личности. Современные педагогические технологии для реализации ФГОС: Технология развития критического мышления учащихся Технология проектного обучения Технология проблемного обучения Технология формирования универсальных учебных действий Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов
Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Задача метода проектов – постановка ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Результат метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
« Наука чудес» Химия в понимании школьников
Реальность Восторженные ожидания встречи с «наукой чудес» разрушаются под натиском формул, названий, задач. Химия становится непонятным, нелюбимым и ненужным предметом.
Цель внедрения элементов проектной деятельности : Повышение мотивации к обучению Усиление интереса к науке и процессу познания Формирование поисковой активности учащихся
Организация проектной деятельности знакомство обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам формирование интереса к работе через знакомство с уже выполненными проектами предложение примерных тем проектов
подготовка исследование защита проекта и оценка его результатов Последовательность работы над проектом планирование выводы
Подходы к применению метода проектов Связь проекта с учебными темами (на уроке) Использование метода проектов во внеурочной деятельности
Виды проектов Проблемно-информационные Поисковые Исследовательские индивидуальные групповые
Метод проектов в программе О.С.Габриеляна 8 класс : «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы», «Шеренга великих химиков» 9 класс : «Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества» 10 класс : «Углеводороды», «Спирты, фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Биологически активные вещества». 11 класс : «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства». «Химия в жизни общества».
Темы проектов Алхимия – магия или наука? История открытия химических элементов Радуга в пробирке (качественные реакции) Сладкая жизнь?.. Химия – польза или вред Химия на кухне Способы очистки питьевой воды. Химические явления в обычной жизни Выращивание кристаллов. Шеренга великих химиков Химия у меня дома. Полимеры в живой природе. Утилизация бытовых отходов. Почему мыло моет? Изомерия углеводородов.
Работа над проектом «Моющие средства: польза или вред?»
Результативность метода проектов Отход от авторитарности Сочетание самостоятельной работы с групповой организацией деятельности Приобретение коммуникативных навыков и умений Внедрение компьютерных технологий Повышение качества обучения
\ Повысилось качество знаний Повысилась познавательная мотивация учащихся, Вырос интерес к урокам химии, Вырос уровень внеклассных мероприятий, Успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников Результаты использования проектной деятельности
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"
Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Презентация к докладу "Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".
Метод проекта на уроке музыки....
Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью
В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...
Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...
Методическая статья "Использование элементов проектной деятельности на уроках химии"
В данной разработке представлен материал. как может быть организована проектная деятельность учащихся при изучении химии. Рассматривается значимость исследовательской работы, позволяющей приближать об...