Элементы проектной деятельности на уроках химии.
статья по химии по теме

Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текстовый документ63 КБ
Office presentation icon Презентация2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Кириллова Ольга Петровна

учитель химии

МБОУ СОШ № 11

Александровского района

Владимирской области

Элементы проектной деятельности на уроках химии.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Аристотель

В настоящее время главной целью образования является всестороннее и гармоничное развитие личности. Личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, поэтому задачей любого преподавателя является создание  благоприятных условий для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс   в  школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Метод проектов как нельзя лучше способствует выполнению этой задачи.

  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным  участником  обучения.  У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов  предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей  и при изучении материала  различной степени сложности.

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию  мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

Я считаю, что необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Для успешного выполнения проекта учащиеся должны четко представлять, что и зачем они делают, и какой результат должен быть получен. Поэтому одной из важнейших задач является  знакомство обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

  • в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
  • в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
  • исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
  • учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
  • содержательная часть проекта структурирована;
  • результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
  • результаты выполненных проектов должны быть материальны, т. е. оформлены;
  • если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого участника на различных этапах;
  • по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т. д.

Последовательность  работы над проектом

 

Стадия

работы над проектом

 

Содержание работы

 

Деятельность

 учащихся

 

Деятельность

учителя

 

1

2

3

4

 

 

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

 

 

 

 

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

 

 

 

 

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

 

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

  

 

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Учащиеся перед началом работы  над проектом получают инструкции: 1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как  правильно оформить проект,

3)шкала баллов оценивания проекта.

Перед выполнением проекта я стараюсь заинтересовать учащихся через знакомство с уже выполненными проектами, а также предлагаю примерные темы проектов.  

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем, как:

8 класс: «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы», «Шеренга великих химиков»

9 класс: «Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества»

10 класс: «Углеводороды», «Спирты, фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Биологически активные вещества».

11 класс: «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства». «Химия в жизни общества».

Примерные темы проектов:

  1. Алхимия – магия или наука?
  2. История открытия химических элементов
  3. Радуга в пробирке (качественные реакции)
  4. Сладкая жизнь?..
  5. Химия – польза или вред
  6. Способы очистки питьевой воды.
  7. Физические и химические явления
  8. Выращивание кристаллов.
  9. Шеренга великих химиков

Проекты бывают разные по времени, но лучше, если они будут длиться от 1 недели до 1 месяца, так как может утратиться интерес к проекту.

 Для проектной деятельности на уроках химии, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные и групповые, информационные. Учащиеся, готовя   материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов я стараюсь проводить на уроках обобщениях или изучения нового материала. Презентация – важный навык, который развивает речь, мышление. Учащиеся знают, что презентация предполагает не только демонстрацию продукта, но и обязательно рассказ о самой проектной деятельности, об этапах выполнения проекта, о трудностях, возникших идеях, о решении проблем.

Результаты применения проектной деятельности.

   Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

  • работа стимулирует  внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,  
  • уроки проходят более оживлённо,  
  • увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,    
  • появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.

 У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

 Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

Информационные источники

1.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000 г. 

2. Гузеев В.В. «Метод проектов, как частный случай интегральной технологии обучения» // Директор школы. – 1995г. - №6

3.Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе – Л., 1925 г. 

4.Коллингс Г.С. Опыт работы американской школы по методу проектов – М., 1926 г. 

5.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва, «Народное образование», 1998 г.

6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2005 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии первой категории МБОУ СОШ № 11 Кириллова Ольга Петровна Тема: Элементы проектной деятельности на уроках химии

Слайд 2

Метод проектов в современном образовательном процессе Актуальность применения проектной деятельности на уроках химии Организация проектной деятельности Примерные темы проектов Результативность

Слайд 3

Цель современного образования всестороннее и гармоничное развитие личности. Современные педагогические технологии для реализации ФГОС: Технология развития критического мышления учащихся Технология проектного обучения Технология проблемного обучения Технология формирования универсальных учебных действий Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов

Слайд 4

Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Задача метода проектов – постановка ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Результат метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Слайд 5

« Наука чудес» Химия в понимании школьников

Слайд 6

Реальность Восторженные ожидания встречи с «наукой чудес» разрушаются под натиском формул, названий, задач. Химия становится непонятным, нелюбимым и ненужным предметом.

Слайд 7

Цель внедрения элементов проектной деятельности : Повышение мотивации к обучению Усиление интереса к науке и процессу познания Формирование поисковой активности учащихся

Слайд 8

Организация проектной деятельности знакомство обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам формирование интереса к работе через знакомство с уже выполненными проектами предложение примерных тем проектов

Слайд 9

подготовка исследование защита проекта и оценка его результатов Последовательность работы над проектом планирование выводы

Слайд 10

Подходы к применению метода проектов Связь проекта с учебными темами (на уроке) Использование метода проектов во внеурочной деятельности

Слайд 11

Виды проектов Проблемно-информационные Поисковые Исследовательские индивидуальные групповые

Слайд 12

Метод проектов в программе О.С.Габриеляна 8 класс : «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы», «Шеренга великих химиков» 9 класс : «Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества» 10 класс : «Углеводороды», «Спирты, фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Биологически активные вещества». 11 класс : «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства». «Химия в жизни общества».

Слайд 13

Темы проектов Алхимия – магия или наука? История открытия химических элементов Радуга в пробирке (качественные реакции) Сладкая жизнь?.. Химия – польза или вред Химия на кухне Способы очистки питьевой воды. Химические явления в обычной жизни Выращивание кристаллов. Шеренга великих химиков Химия у меня дома. Полимеры в живой природе. Утилизация бытовых отходов. Почему мыло моет? Изомерия углеводородов.

Слайд 14

Работа над проектом «Моющие средства: польза или вред?»

Слайд 15

Результативность метода проектов Отход от авторитарности Сочетание самостоятельной работы с групповой организацией деятельности Приобретение коммуникативных навыков и умений Внедрение компьютерных технологий Повышение качества обучения

Слайд 16

\ Повысилось качество знаний Повысилась познавательная мотивация учащихся, Вырос интерес к урокам химии, Вырос уровень внеклассных мероприятий, Успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников Результаты использования проектной деятельности

Слайд 17

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...

Методическая статья "Использование элементов проектной деятельности на уроках химии"

В данной разработке представлен материал. как может быть организована проектная деятельность учащихся при изучении химии. Рассматривается значимость исследовательской работы, позволяющей приближать об...