Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"
элективный курс по химии (10 класс) на тему

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использоваться для школьников, проявляющих творческие способности и желающих совершенствовать свои навыки в какой-либо другой области с последующим предоставлением результатов на конкурсах различных уровней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по химии

«Основы проектно-исследовательской деятельности»

для 10-11класса

2012-2013 учебный год.

Учитель химии высшей категории Слизкая Валентина Федоровна МБОУ СОШ №8 г. Каменск-Шахтинского

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по  элективному курсу химии для 10-11 «Основы проектно-исследовательской деятельности»  для 10-11класса составлена на 2012-2013 учебный год.

Общая характеристика элективного курса

      Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использоваться для школьников, проявляющих творческие способности и желающих совершенствовать свои навыки в какой-либо другой области с последующим предоставлением результатов на конкурсах различных уровней.

Содержание курса основано на формировании опыта творческой деятельности через выдвижение, формулирование и обосновывание цели (гипотезы, проблемы), планирование деятельности, осуществление сбора и анализа информации, выполнение технологических операций по изготовлению изделий, представление результатов, осуществление рефлексии. Структура программы элективного курса соответствует логике последовательности работы над творческим проектом. Содержание проектной деятельности усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. Для того чтобы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта, в 10-м классе учащиеся знакомятся с проектной деятельностью, этапами работы над проектом, содержанием этапов, требованиями к ним, выполняют учебный проект, оформляют пояснительную записку, представляют продукт проектирования. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт.

Цели и задачи курса  

Цель: создание условий для реализации знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения и практического применения проектных и исследовательских умений, профессиональное самоопределение.

Задачи:

  1. освоение политехнических и специальных технологических знаний в выбранном направлении проектной деятельности; знаний об использовании методов творческой деятельности для решения поставленных задач;
  2. овладение навыками работы в выбранной сфере деятельности; умениями применять методы индивидуальной и коллективной творческой деятельности при разработке и создании проекта;
  3. развитие творческого мышления; способности к самостоятельному поиску и решению практических задач, рационализаторской деятельности;
  4. воспитание инициативности и творческого подхода; трудовой и технологической дисциплины, ответственного отношения к процессу и результатам труда; умения работать в коллективе.

Нормативные акты, учебно-методические документы

  1. Приказ Минобразования России от 2 июля 2002 г. № 2525/17 «О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»,
  2. Письмо Минобразования России от 20 августа 2003 г. № 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2010/011 учебный год»,
  3. Приказ Минобразования России от 5 декабря 2003 г. № 4509/49 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 28.10.03 № 15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»,
  4. Образовательная программа школы.
  5. Базисный учебный план РФ.
  6. Учебный план МБОУ СО Ш №8
  7. Стандарты второго поколения Примерные программы по предметам Химия 10-11 класс М: Просвещение, 2010.

Литература:

  1. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. 1995, №6.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996.
  4. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе. В поисках новой педагогической альтернативы. // Химия  в школе. 2001, №2.
  5. Кочнева Г.И. Организация проектно-созидательной формы обучения. // Химия в школе. 1995, №3.
  6. Морозов В.Е., Рождественская Н.Н. Проектные технологии в лицейском и гимназическом образовании. // Учебный год. 2002, №4.
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000, №7.
  8. Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004, №1.
  10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в воспитательном процессе школы. // Методист. 2004, №3.
  11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч. 2003, №6.
  12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Вестник образования. 2004, №13, 15.
  13. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы. 1998, №3.
  14. 14.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. // Директор школы. 1998, №4.

Место учебного предмета

  1. Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ, учебному плану МОУ   на изучение элективного курса по  предмету «Химия 10» в 10 классе выделяется 17 учебных часов ( 0,5часа в неделю, 34 учебные недели) в 11 классе выделяется 17 учебных часов ( 0,5часа в неделю, 34 учебные недели)

Логическая последовательность содержания учебного материала.

Придерживаюсь целей, педагогических идей, основных образовательных и педагогических задач, обозначенных автором. Распределение тем проводится в соответствии с логикой построения программы. Региональный компонент отражён в содержании тем исследовательских работ.

Содержание учебного предмета

Содержательные линии

Планируемые результаты

Базовый уровень

           Повышенный уровень

Введение – 1 час


Цели и задачи курса. Содержание деятельности в процессе изучения курса. Учебное место, его организация.

        Проектирование в профессиональной деятельности. Творческая и исследовательская деятельность и творческий проект


Знать/понимать

Деятельность человека, ее виды. Творческая деятельность. Виды профессиональной деятельности, связанной с исследованиями и созданием проектов. Сущность технологических возможностей трудовой деятельности.

Знать/понимать

Инновационные продукты и технологии. Проектная деятельность, ее сущность и структура.

Организационно-подготовительный этап – 4 часов

Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения.     Пути поиска информации

Выбор модели проекта .

Оценка предложенных проектов.

Планирование работы над проектом




Технологический этап – 8 часов


Подготовительный этап:

• подготовка рабочего места группы, согласно их направления.

Оформление пояснительной записки к проекту

Структура пояснительной записки. Требования к оформлению..

Оформление проектной записки(проектного альбома).Представление результатов проектной деятельности


Заключительный этап – 4 часа

Определение целей презентации. Формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации. 

Знать/понимать

цели проектирования. Источники научной и технической информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные и др.


Знать/понимать

обмен информацией, работа группе;распределение собранного материала;разработка общего плана и индивидуальных докладов;

 самостоятельная работа, проведение эксперимента;общие выводы по направлениям.



Знать/понимать

Критерии оценки творческого проекта. Порядок защиты проекта. Психологический аспект публичного выступления..

Знать/понимать

Методы сбора и систематизации информации. Оценка достоверности информации.












Знать/понимать

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной  деятельности




Контроль и оценка результатов обучения

Контроль и оценка по элективному курсу осуществляется на основании письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 , «Положения о текущей и итоговой аттестации учащихся» и «Положения о системе контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся» МОУ СОШ №8.

Используются в основном следующие формы контроля при определения уровня обученности :практическая работа, устная зашита  проекта

Критерии оценивания проекта

1 (Плохо)

2 (Слабо)

3 (Хорошо)

4 (Отлично)

Связь с учебной програм-мой и учебным планом

Проект не связан с действующей школьной программой и учебным планом.

Проект в некоторой степени связан с программой и учебным планом; его внедрение возможно только за счет внеклассной работы.

Проект связан с программой и учеб-ным планом по предмету, но для его проведения придется использовать резерв времени.

Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

Поста-новка проб-лемы

Названы причины, по которым приступили к работе над проектом.

Указывается на то, что надо изменить в реальной ситуации

Самостоятель-но сформу-лировано противоречие между идеальной и реальной ситуацией;

указывается на причины существова-ния проблемы.

Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситу-ации; указывает-ся на возможные последствия существования проблемы;

называются субъекты, за-интересованные в решении проблемы.

Содержа-ние

проекта

Нет логической

последовательнос-ти

в изложении

материала, были

допущены ошибки.

Отсутствуют

самостоятельные

исследования

учащихся. Нет

деятельности

учащихся,

связанной с

умениями находить,

описывать и

суммировать

информацию.

Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы.

Материал проекта дается более или менее логично, но не понятны отдельные

вопросы.

Самостоятельные

исследования учащихся не затрагивают

основополагающие

вопросы. Деятельность в учебном проекте требует от учащихся умений находить, описывать и суммировать информацию, при этом творческий подход минимален. Намеченные

цели расплывчаты.

Материал из-ложен логич-но, между его частями сделаны плав-ные пере-ходы. Само-стоятельные исследования учащихся частично иллюстри-руют осново-полагающие вопросы. Деятельность в учебном проекте за-ставляет уча-щихся ана-лизировать и использовать информацию, решать проб-лемы и де-лать выводы.

Намеченные цели изло-жены и частично поддержаны основополага-ющими во-просами и вопросами темы учеб-ной программы.

Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагаю-щие вопросы. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагаю-щими вопросами и вопросами темы учебной программы.

Целепо-ла-

гание

Демонстрируется

понимание цели

проекта,

выработанной

совместно с

учителем;

-расставляются в

хронологической

последователь-ности

действия, которые

необходимо осуществить; описывается результат

Самостоятельно ставятся

задачи на основе цели,

сформулированной с

помощью учителя;

- характеризуется продукт

своей деятельности в

рамках проекта;

- контролируется

соблюдение

последовательности

действий.

Самостоятель-но ставится цель проекта на основании проблемы; самостоятельно опреде-ляются шаги для решения задач на ос-нове общего подхода, выработан-ного совместно с учителем,

определяется внешняя по-требность в планируемом продукте; оцениваются промежуточные результаты

Предлагается стратегия достижения цели;

анализируются необходимые ресурсы; прогнозируются последствия появления продукта;

-корректируется план на основании оценивания промежуточных результатов.

Ориги-наль-

ность

Проект выполнен,

главным образом,

на основе

минимального

набора материалов

и идей,

заимствованных из

ограниченного

количества

источников

информации.

Проект выполнен на

основе большой

коллекции материалов и

идей, заимствованных из

разных

источников информации.

Проект разработан на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации.

Проект харак-теризуется боль-шой оригиналь-ностью идей, исследователь-ским подходом к собранным и проанализирован- ным материалам, использованием широкого спектра перво-источников.

Работа в группе

Роли между участ-никами проекта распределены не были, коллектив-ная деятельность практически не осуществлялась, не-которые члены груп-пы вообще не рабо-тали над проектом.

Большинство членов группы участвовали в работе над проектом, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно.

Большинство членов

группы внесли свой вклад

в работу группы.

Работу над проектом в

равной мере

осуществляли все

члены группы.

Органи-зация

примене-ния

проекта в

школе

Описание учебного проекта непонятно, не ясно, каким образом он будет внедряться в учебный процесс. Компоненты учебного проекта не завершены.

Описанию учебного проекта не хватает ясности, он не отображает последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта либо не завершены, либо недостаточно детализированы.

Описание учеб-ного проекта отображает последователь-ность меро-приятий по его внедре-нию, но не-которые ас-пекты непо-нятны. Компо-ненты учеб-ного проекта являются завершен-ными, но недостаточно детализирован-ными, чтобы их эффективно использовать.

Описание учебного проекта отображает четкую после-довательность мероприятий по его внедрению. Компоненты учебного проекта хорошо подготовлены для использования.

Учебно-тематическое планирование


№ п/п


Наименование раздела,

темы

Количество часов

в неделю по классам

10 класс

11 класс

1

Введение

Вводное занятие

-

1

-

1

2

2.1


2.2

2.3

2.4

Организационно-подготовительный этап:

- Объект проектирования. Оценка возможностей для его выполнения. Пути поиска информации

- Выбор модели проекта

- Планирование работы над проектом.

-Сбор информации

4


1

1

1

1

4


1

1

        1        

1

3

3.1

3.2

Технологический этап:

- создание проекта

- обоснование проекта

8

6

1

8

7

1

4

4.1

4.2

4.3

Заключительный этап:

- Оформление пояснительной записки к проекту

- Презентация результатов проектной деятельности

- Защита проекта. Подведение итогов

4

1

2

1

4

1

2

1

Всего часов за учебный год:

17

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во часов

Дата

План

10/11класс

Факт


10/11класс

Разделы учебной программы, темы уроков

Виды учебной деятельности

Введение

1

Вводное занятие

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Организационно-подготовительный этап:

3

1

- Объект проектирования.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

4

1

Оценка возможностей для его выполнения. Пути поиска информации

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей.

5

1

- Выбор модели проекта

Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

6

1

- Планирование работы над проектом.

Выбирают вид и форму презентации проекта.

7

1

-Сбор информации

Уточнение планов деятельности. Сбор информации

8

6

Технологический этап:

- создание проекта

Выполняют исследова-ние и работают над проектом. Офор-мляют проект.

9

1

- обоснование проекта

Кратко, но достаточно полно рассказывают о постановке и решении задач проекта.

10

1

Заключительный этап:

- Оформление пояснительной записки к проекту

Оформляют пояснительную записку к проекту

11

2

- Презентация результатов проектной деятельности

Демонстрация результата продукта работы над проектом.

12

1

- Защита проекта. Подведение итогов

Защищают проект. Участвуют в коллективной

оценке результатов

проекта.

 

Приложение :

Карта оценивания проекта

Класс_______

Ф.И. участников проекта _____________________________

Тема проекта ___________________________________________

____________________________________________________________

№ п/п

Параметры

Достигнутый результат

Оформление

Объем выполненной работы

Представление проекта

Ответы на вопросы

Научность

Творчество

Практическая ценность

Умение работать в команде

Итог

1

Самооценка

2

Педагог

3

Учащиеся

Итог

Шкала оценки________________________________________________

Защита-презентация проекта (технологическая карта проекта)

Познание, польза, помощь

1. Тема_______________________________________________________

2. Актуальность темы__________________________________________

3. Цель_______________________________________________________

4. Участники проекта __________________________________________

5. Класс______________________________________________________

6. Этапы выполнения проекта ___________________________________

7. Характеристика (вид проекта) ________________________________

8. Краткое содержание _________________________________________

9. Используемые средства, методы _______________________________

10. Проведенное исследование в рамках проекта ___________________

11. Форма представления, презентации ___________________________

12. Распределение обязанностей между участниками проекта ________

13. Практическая значимость проекта_____________________________

14. Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности)._____

Возможные виды проектов

* краткосрочный;

* среднесрочный;

* долгосрочный;

* монопредметный;

* межпредметный;

* внепредметный;

* индивидуальный;

* групповой;

* коллективный;

* творческий;

* исследовательский;

* информационный;

* игровой;

* практико-ориентированный;

* экологический;

* экономический;

* психологический;

* методический.

Формы представлений:

Плакат, проспект, альбом, видеофильм, блокнот, папка, портфолио, макет, модель, игра, сценарии, разработка, компьютерный вариант, стенд, планшет, раскладушка, диафильм, буклет, афиша, рисунки, набор открыток, заочная экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.

Номинации проектов

Проект – открытие

Проект – удивление

Проект – уникальность

Проект – забавный

Проект – академический

Проект – размышление

Проект – полет фантазии

Проект – эрудиция

Проект – гармония

Проект – исследование

Проект – проблема

Проект – эврика

Проект – обозрение

Проект – универсальный

Проект – панорама

Проект – творчество

Проект – сюрприз

Проект – мини

Проект – глобальный

Проект – свободный выбор

Примерные темы проектов  для уч-ся

                                                             

 

11 класса

10 класса

Из истории химии.

Что мы знаем о веществе?

Жизнь – взаимодействие между молекулами

История открытия химического элемента №...

Самый первый химический элемент

0т алхимии к настоящей химии

Жизнь замечательных людей или великие химики тоже люди

Вещества на Земле и в космосе.

История открытия химического закона….

Химия и искусство

Химия и музыка

Пищевые добавки: за и против.

Самое удивительно вещество

Химическая завивка и обесцвечивание волос

 Нефть- черное золото

Химия и косметика

Чайные истории с точки зрения химии

.Химики о секретах красоты 

Что мы знаем о веществе?

История спички.

0т алхимии к настоящей химии.

Чудесный мир бумаги.

История бумажных денег

Мир полимеров

Полиэтилен – знакомый незнакомец.

Химия и военное дело.

Великие химики

Материально- техническое обеспечение программы по химии

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт      среднего      (полного) общего   образования    по    химии (базовый уровень

Стандарт       (полного)       общего образования            по            химии (профильный уровень

Примерная  программа основного общего образования по химии

Примерная    программа   среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень

Учебники по химии

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8,9,10, 11 класса)

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые. контролирующие) по всем разделам курса химии

Сборник задач по химии

Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8,9,10, 11 кл)

Печатные пособия

Комплект портретов ученых-химиков

Электронные      библиотеки      по курсу химии

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом и компьютерном виде)

Комплект видеофильмов по неорганической химии (по некоторым разделам курса)

Комплект видеофильмов по органической химии (по некоторым разделам курса)

Электронные дидактические пособия:

  1. CD «Химия для гуманитариев» / Ширшина Н. В. – Волгоград: Учитель 2006-2007.
  2. CD Химия 8-11 классы./ «Кирилл и Мефодий», 2003.
  3. CD Химия для всех - ХХI. Самоучитель. Решение задач. / Ахлебинин А.К., 2004.
  4. CD Химия (8-11кл.). Виртуальная лаборатория. / Лаборатория систем мультимедиа, 2004
  5. Электронные уроки и тесты. Химия в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

Технические средства обучения

Компьютер мультимедийный

Диапроектор (слайд-проектор)

Мультимедийный проектор

.       Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента Общего назначения

Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии

Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ

Прибор для окисления спирта над медным катализатором

Прибор для определения состава воздуха

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

Весы

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

Набор   склянок   (флаконов)   для хранения растворов реактивов

Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16)

Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда

Натуральные объекты коллекции

Алюминий

Волокна

Каменный уголь и продукты его переработки

Каучук

Металлы и сплавы

Минералы и горные породы

Набор химических элементов

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Пластмассы

Стекло и изделия из стекла

Топливо

Чугун и сталь

Шкала твердости

Реактивы

 Наборы : кислот, оснований, щелочей, солей, органических соединений

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии 10 класс "Методы решения задач по органической химии"

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества...

Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"

Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...

Рабочая программа элективного курса по химии для 10-11 класса "Актуальные вопросы общей химии"

Элективный курс «Актуальные вопросы общей химии» предназначен для учащихся 10-11-х классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю). Элективный курс «Актуальные вопросы общей химии&r...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...

Программа организации проектной деятельности на уроках химии на уровне основного, среднего общего образования (7-11 классы)

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.Проектно-исследовательская деятельность является средством о...