Программа организации проектной деятельности на уроках химии на уровне основного, среднего общего образования (7-11 классы)
учебно-методический материал по химии

Саврацкая Антонина Васильевна

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekty_-programma.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Проектная деятельность по химии»

Рабочая программа составлена на основе:

• Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по химии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

Новые стандарты образования предполагают внесение изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса «Проектная деятельность»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность,
  • развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе освоения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у учащихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Виды проектов: экологические; физико-географические; социально-экономические; комплексные; краеведческие; монопредметные (на материале химии).

Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – усвоение знаний, формирование навыков, необходимых для работы над проектом. Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. На этом этапе важно следить за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение учащихся приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских работ.

Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

  • значимость и актуальность
  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
  • наличие литературного обзора, его качество;
  • глубина проникновения в проблему;
  • корректность методов, соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
  • логичность и полнота доказательств;
  • доказательность выводов, соответствие выводов полученным результатам;
  • оформление результатов;
  • активность участников.

При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.

Формы организации учебного процесса.

На проектную деятельность в 7, 8 , 9 ,10- 11-х классах отводится по 1 часу в неделю. Соответственно программа рассчитана на 136 часов внеурочной деятельности. Группы формируются из мотивированных учащихся 7,8,9, 10-11-х классов. Занятия проводятся в форме бесед, лекций, экспериментов, наблюдений, коллективных и индивидуальных исследований, самостоятельной работы, защиты исследовательских работ, мини-конференций, консультаций.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

- с уроками математики: анализ статистических данных, построение диаграмм, графиков, произведение необходимых расчётов и вычислений;

- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;

- с уроками технологии: изготовление макетов из различных материалов.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (энциклопедия, словари, книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета),
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами,
  • грамотно выстраивать своё выступление, вести дискуссию, отвечать на вопросы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
  • умение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);

Предметные результаты:

  • формирование представлений о химии, её роли в освоении планеты человеком, о химических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
  • овладение основами химической грамотности;
  •  формирование представлений о последствиях для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов химической среды;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации химической информации.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

личностно или общественно значимый продукт: макет химического объекта, реферат, путеводитель, презентация, наглядное пособие, газета, журнал, видеофильм, фотоальбом, выставка, коллекция, викторина, комплексная работа и т.д. Продукт проекта, должен быть значимым не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.

Содержание учебного курса

Вводное занятие

4 (1-0-1-1-1)

Цели и задачи курса, что такое проект

I. Теоретический блок

46 (16-3-7-10-10)

Типы проектов

4

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.

Понятия: проект, проблема, информация.

Структурные элементы проектов разных типов

20

Многообразие проектов. Понятие о проблеме. Тема (название проекта) отражает его основную идею. Сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Упражнения в определении актуальности для различных тем.

Понятие объект и предмет исследования.

Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Вопрос и ответ.

Цель как представление о результате. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Соответствие цели и задач теме исследования. Правила постановки целей и задач исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Понятия: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др., проблема, объект исследования; практическая и научная актуальность; объект и предмет исследования; гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования, вопрос, ответ; цель, задачи.

Методы сбора информации

14

Методы исследования. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Упражнения на внимание.

Анкетирование, социальный опрос, интервьюирование. Беседа. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Правила общения.

Виды информационных ресурсов. Информация. Источники информации. Печатные ресурсы. Библиотека. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии. Работа с энциклопедиями и словарями. Техника работы с печатными ресурсами. Интернет – ресурсы.

Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт; вопрос, ответ, анкета, социальный опрос, интервью, беседа, опрос; источник информации; способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Способы обработки информации

14

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

Тезисный план — это план для написания текста с записыванием некоторых тезисов. Виды плана: вопросный, назывной. Тезисный, план – опорная схема, комбинированный.

Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.

Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы.

Обобщение полученных данных.

Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.

Презентация. Правила оформления т отбора информации: цвет, шрифт, соотношение текстового материала к иллюстрациям, смена слайдов, анимация, количество слайдов.

Понятия: тезис; анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное, оформление слайдов.

II. Практический блок

57 (0-9-18-16-14)

Работа над проектом: формирование рабочих групп, выбор типа и темы проекта, выдвижение гипотез, постановка цели и задач, определение методов сбора и обработки информации, оформление проекта

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

26 (0-5-7-6-8)

Индивидуальные консультации, подготовка к защите проекта, защита проекта, рефлексия.

Резерв

3 (0-0-1-1-1)

Всего

136 (34-34-34-34)

1 и 2 год – теоретический и практико-ориентированный

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Примерные сроки изучения темы (раздела)

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Что такое проект

1

I. Теоретический блок (19 ч.)

2

Типы проектов

1

3

Что такое проблема научного исследования

1

4

Тема исследования и ее практическая и научная актуальность.

1

5-6

Объект и предмет научного исследования.

2

7

Гипотеза исследования

1

8

Цели и задачи исследования.

1

9

Методы исследования

1

10

Анкетирование, интервьюирование

1

11

Беседа, социальный опрос.

1

12

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

1

13

Печатные ресурсы. Техника работы с печатными ресурсами.

1

14

Библиотечные каталоги.

1

15

Интернет - ресурсы

1

16

Тезисный план

1

17

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

18

Презентация. Требования к оформлению

1

19

Обобщение полученных данных.

1

20

Сбор материала для исследования.

1

II. Практический блок (9 ч.) Работа над проектами «Экологическая польза и экономическая эффективность раздельного сбора бытовых отходов», «Изучение показателей жесткости воды в различных районах г.Смоленска», «Химия в быту»

21

Формирование рабочих групп.

1

22

Выбор вида и темы проекта.

1

23

Планирование работы

1

24

Сбор информации

1

25-26

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

27-28

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных.

2

29

Оформление презентации.

1

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (5 часов)

30

Подготовка к защите.

1

31-33

Защита проектов.

3

34

Обсуждение результатов

1

3 год – практико-ориентированный и творческий проект

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Примерные сроки изучения темы (раздела)

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Введение. План работы.

1

I. Теоретический блок (7 ч.)

2

Виды практико-ориентированных и творческих проектов.

1

3

Структура практико-ориентированного и творческого проекта

1

4

Выбор темы проекта.

1

5

Цели, задачи и методы.

1

6

Определение источников необходимой информации

1

7

Мастер – класс как вариант работы над проектом

1

8

Варианты оформления практико-ориентированных и творческих проектов

1

II. Практический блок (18 ч.) Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

9

Формирование рабочих групп.

1

10

Выбор вида и темы проекта.

1

11

Планирование работы

1

12-15

Сбор информации

4

16

Отбор и составление списка литературы по теме проекта.

1

17

Определение способа представления результатов  (формы проекта)

1

18-23

Работа над проектом

6

24-25

Оформление результата проекта

2

26

Установление процедур и критериев оценки результатов проекта

1

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (7 часов)

27-28

Подготовка к защите.

2

29-30

Предзащита проекта в группе

2

31-32

Защита проектов.

2

33

Обсуждение результатов

1

34

Резерв

1

4 год - социальный проект

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Примерные сроки изучения темы (раздела)

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Введение. Что такое социальный проект

1

I. Теоретический блок (10 ч.)

2

Виды социальных проектов

1

3

Что такое социальный заказ

1

4

Темы социального проекта

1

5

Актуальность идеи проекта

1

6

Алгоритм работы над проектом

1

7

Финансирование проекта

1

8

План реализации проекта

1

9

Источники информации и их обработка

1

10

Определение сроков реализации проекта

1

11

Основы успешного публичного выступления

1

II. Практический блок (16 ч.)

12

Формирование рабочих групп (пар). Распределение задач между членами группы.

1

13

Выбор темы проекта.

1

14

Планирование работы

1

15-17

Сбор информации

3

18

Исследование проблемы

1

19

Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

1

20

Выбор вариантов решения проблемы

1

21-22

Обобщение полученных данных.

2

23

Оформление работ. Работа над введением

1

24

Оформление основной части

1

25

Оформление заключения

1

26

Отбор и составление списка литературы по теме проекта.

1

27

Оформление презентации.

1

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (6 часов)

28-29

Подготовка к защите.

2

30

Предзащита в группах

1

31-32

Защита проектов.

2

33

Обсуждение результатов

1

34

Резерв

1

5 год научно – исследовательский проект

п/п

Тема (раздел)

Количество часов

Примерные сроки изучения темы (раздела)

План

Факт

Введение (1 ч.)

1

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Научная деятельность.

1

I. Теоретический блок (10 ч.)

2

Реферат, его виды

1

3

Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки

1

4

Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.

1

5

Проблема, предмет и объект.

1

6

Каталог и поисковые программы как виды источников информации

1

7

Библиография и аннотация, виды аннотаций

1

8

Составление тезисного плана

1

9

Правила использования и оформления цитат, сносок, ссылок

1

10

Рецензия, отзыв

1

11

Публичное выступление: схема построения выступления, особенности общения с аудиторией. Речь как инструмент оратора

1

II. Практический блок (14 ч). Самостоятельные (предметные) проекты. Работа над проектами

12

Планирование работы Введение научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности

1

13

Гипотеза, цель и задачи исследования

1

14

Методы исследования

1

15-18

Сбор информации

2

19-20

Исследование проблемы: анализ информации, проведение опытов, экспериментов, измерений, наблюдений и т.д.

2

21-22

Камеральная обработка результатов опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, анализ и т.д

2

23

Выводы, заключение. Составление списка литературы по теме исследования.

1

24

Оформление презентации.

1

25

Отзыв. Рецензия.

1

III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (8 часов)

Подготовка к публичному выступлению

1

Подготовка к защите.

1

28-29

Предзащита в группах

2

30-32

Защита проектов.

3

Рефлексия

1

Резерв

1

        

Список используемой литературы

  1. Гирба Е.Ю. Материалы и консультации по теме «Технология учебного исследования». http://rudocs.exdat.com/docs/index-132210.html
  2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с. 21-25.
  3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 - № 2 - с.113 - 121..
  4. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  5. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя.  http://schools.keldysh.ru/labmro
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  7. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2
  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
  9. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.
  11. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.- М.: 2010
  12. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося всовременной школе. — М.: Сентябрь, 1998.
  13. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». http://bg-prestige.narod.ru/proekt/
  14. Исследовательская деятельность // Практика административной работы в школе, 2005. № 4. С. 52
  15. https://infourok.ru
  16. https://.ru
  17. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание школьников через организацию проектной деятельности на уроках химии и биологии

Тема опыт  « Экологическое воспитание школьников через организацию  проектной  деятельности на уроках химии и биологии»...

статья "Организация проектной деятельности на уроках химии"

В данной статье размещен материал по организации проектной деятельности на уроках химии в разных классах, приведены названия различных проектов, выполненных учащимися на уроках химии....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Плавание" Уровень образования: среднее общее образование 5-11 класс

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению"Плавание"5-11 класс№ п/пВид программного материалаКлассы5кл. 6кл.7кл.8кл. 9кл.10-11кл1.Плавание35 ...

«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»

Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...

Программа организации проектной деятельности на уроках информатики (5-9 классы)

Программа организации проектной деятельности на уроках информатики на уровне основного общего образования (5-9 классы)...

Программа организации проектной деятельности на уроках географии на уровне основного общего образования (5-9 классы)

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.Проектно-исследовательская деятельность является средством о...

Программа организации проектной деятельности на уроках математики на уровне основного общего образования (5-9 классы)

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовате...