статья "Организация проектной деятельности на уроках химии"
статья по химии на тему

Пименова Елена Евгеньевна

В данной статье размещен материал по организации проектной деятельности на уроках химии в разных классах, приведены названия различных проектов, выполненных учащимися на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pimenova-t.doc.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Е.Е.Пименова

МАОУ «Школа №84», г. Нижний Новгород, Российская Федерация

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения  современный выпускник школы должен быть эрудированным, коммуникабельным, должен уметь работать в команде, владеть проектными технологиями. Поэтому ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов.

В основе этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы [3].

В результате организации проектной деятельности у школьников происходит  развитие познавательных навыков, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Кроме того, метод проектов позволяет  усилить практическую направленность обучения химии. Так как выпускники школ часто не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, не могут интегрировать естественнонаучные знания для объяснения природных явлений и биохимических процессов, протекающих в организме человека, имеют поверхностные знания в вопросах экологии и крайне редко используют теоретические знания для объяснения экологических и других проблем [2].

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. В процессе руководства проектом его функции значительно расширяются. Он одновременно является энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, координатором всего группового процесса, экспертом [4].

Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

  1. Каждый проект требует обязательно исследовательской работы учащихся.
  2. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
  3. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П.»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт [3].

Проектная деятельность учащихся  может быть организована как в урочное, так и во внеурочное время. Организация работы над проектами тесно связана с учебным процессом и возможна в рамках факультативных занятий, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

Чаще всего мы предлагаем учащимся исследовательские, творческие и информационные проекты. Вот некоторые темы таких проектов: «Генетические связи между металлами и их соединениями» (информационный проект) «Круговорот элементов в природе» (информационный проект), «Серная кислота – «хлеб химической промышленности» (исследовательский проект), «Исследование загрязнения воздуха в Н. Новгороде» (исследовательский проект); « «Синтетические и природные красители» (исследовательский проект); «Витамины, их роль в жизнедеятельности человека» (информационный проект); «Строение, свойства, получение и биологическая роль металлов» (информационный проект с элементами ученического эксперимента); «Генетические связи между неорганическими и органическими соединениями» (творческий проект), «Окислительные свойства перманганата калия» (исследовательский проект), «Свойства кислородсодержащих  соединений хрома» (исследовательский проект), «Совместное использование различных средств бытовой химии в домашних условиях» (исследовательский проект).

Проектно-исследовательская деятельность дает следующие результаты: происходит развитие познавательных навыков учащихся, повышение интереса учащихся к предмету, приобретение навыков исследовательской работы, получение опыта презентационной деятельности и публичных выступлений, развитие творческого мышления учащихся и их индивидуальных способностей, улучшение качества знаний по химии, лучшее усвоение программного материала. Этот метод принципиально меняет подход к творчеству. Важен не конечный результат, а поиск его, творческая активность, исследовательский опыт, сам процесс творчества. Даже неудачно выполненный творческий проект имеет положительное педагогическое значение. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, преодолевается психологическая инерция, развивается творческое воображение, разрабатываются технологии выполнения различных заданий.

Однако при применении проектного обучения в практике необходимо помнить, что этот метод не в состоянии охватить содержание всего курса химии в полном объеме и требует значительных временных затрат. Поэтому, проектное обучение максимально эффективно в качестве важного дополнения к традиционным методам обучения. Оптимальный вариант такого подхода – органичное  сочетание традиционных уроков и проектной деятельности [1].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Крылова Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии.- 2004.-№5.-с. 59-60.
  2. Немерещенко Л.В., Чайка А.Н., Иванова Л.В. Актуальная тема: организация проектной деятельности // Химия в школе.- 2005.- №4.- с.2-8.
  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат.- М.: Академия, 2001.- 272с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- 2изд.- М.: АРКТИ.- 2005.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация по теме: «Проектная деятельность на уроках химии»

Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого ...

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Проектная деятельность на уроках химии

Проектная деятельность на уроках химии...

Проектная деятельность на уроках химии.

Как работать над проектом....

Элементы проектной деятельности на уроках химии.

Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии"....

Проектная деятельность на уроках химии. Урок "Мыло" 11 кл.

В ходе урока стоит задача формулировать у учащегося понятие Мыло. Развивать у учащихся умение на основе наблюдений делать теоретические выводы, наоборот, на основе теоретических знаний предсказывать ...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...