Публичная презентация по теме: «Проектная деятельность на уроках химии»
методическая разработка по химии по теме

Салонина Валентина Юрьевна

 

Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу.

Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке и знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность     участия     в     научных     экспериментах и  исследованиях.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

    Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является проектное обучение.

Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_himii3.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная презентация по теме:

«Проектная деятельность на уроках химии»

Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо-исследовательскую работу.

Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке и знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность     участия     в     научных     экспериментах и  исследованиях.

Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.

    Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является проектное обучение.

Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Цель данной работы: разработать механизм интеграции проектной деятельности в преподавании химии.

Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

-        рассмотреть возможности применения метода проектов;        

-        показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность на уроках;

  1. провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов в образовательном процессе;
  2. наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса.

Основная идея данной работы заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельности учащихся и педагогов показать преимущества данного метода, проанализировать результаты и предложить использовать данный опыт в практике работы учителей других специальностей, желающих по-новому взглянуть на свою работу.

Проективность - образовательная тенденция будущего.

  1. Проект – прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта.
  2.  Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.
  3.  Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
  4. Учебный проект – организационная форма работы, ориентированная на изучение законченного учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
  5. Телекоммуникационный проект – совместная учебно-познавательная деятельность обучающегося под руководством педагога, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерных технологий.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии, на мой взгляд, необходимы формы, методы и средства учебно-познавательной деятельности, альтернативные традиционным.

Таковым, как мне кажется, является проектное обучение, учитывающее потребность сегодняшнего дня - смену приоритетов с усвоения готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Нелегко дается смена репродуктивного (традиционного) типа деятельности на продуктивный (инновационный).

Поэтому начинать следует с «ликбеза», т.е. простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.

Вначале сам педагог должен овладеть технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.

 Самый  сложный  момент -  подготовительный  этап. Важно выделить педагогически   целесообразные   темы   курса  химии   или разделы, которые будут «вынесены на проектирование».

Работая над проектом, школьники проходят множество этапов работы.

   Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!» В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

  1. он помогает ученикам в поиске нужной информации;
  2. сам является источником информации;
  3. координирует весь процесс;
  4. отслеживает результаты работы.

С помощью метода проекта возможно обучить:

  1. Проводить их анализ;
  2. Выявлять и формулировать проблемы;
  3. Находить пути их решения;
  4. Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
  5. Применять полученную информацию для решения поставленных задач.

     Для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

    Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, рекомендованную Министерством образования РФ.

Так, программа курса химии автора О.С.Габриеляна позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Шеренга великих химиков» -.8 класс;

«Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества» - 9 класс;

«Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества» -10 класс;

«Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества»- 11 класс.

Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, я стараюсь перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора.

Например, можно просто объявить цель урока. Тогда ученики пассивны. Но если аргументировать, объяснить причину рассмотрения изучаемого явления и не торопиться формулировать цель, а попросить детей сделать это вместе, тем самым перевести детей в активную позицию, начать формировать универсальное умение целеполагания (одного из элементов проектной деятельности). В системе работы с творчески одарёнными детьми используется методика проектной деятельности с применением ИКТ. Проекты, разработанные учащимися 8 Б и 11 Б классов под руководством учителя химии Салониной В. Ю. и учителя русского языка и литературы Панасюк О.М. к интегрированному уроку химии и русского языка «Кислород», к уроку химии «Щелочные металлы» - 9 класс получили высокую оценку городской и республиканской комиссией 15.02.2007 г. и 14.02.2008 г. в Дни общественной экспертизы.

  В 2009 г. в День общественной экспертизы выступление по теме «Проектная деятельность на уроках химии» учителя Салониной В. Ю. было высоко оценено присутствующими.

 Для более эффективного усвоения материала в кабинете создана видеотека и медиатека.  

Салонина В.Ю. проводит интегрированные уроки с учителями биологии, русского языка и литературы. Это интегрированный урок химии и биологии «Витамины», интегрированный урок с применение ИКТ русского языка и химии «Кислород», проведенный 15.02.2007 г. Мастер- класс для учителей города и членов комиссии в день общественной экспертизы школы.

14.02.2008 г. Мастер- класс для учителей города и членов комиссии в день общественной экспертизы. Ею был дан урок «Щелочные металлы», классный час «К вам пришли гости», где так же использовался проектный метод.

Уровень этих уроков был высоко оценен всеми присутствующими.

Проектную деятельность Салонина В. Ю. применяет также и во внеурочной работе. Ею были проведены такие мероприятия как «Вклад ученых химиков в дело Победы», конференция «Суд над кислородом» и другие.

  1. Проводятся уроки с использованием мультимедиа изданий «Виртуальная лаборатория» (8-11 кл), уроки химии «Кирилла и Мефодия» (10-11кл);
  2. Использование ИКТ во внеклассной работе по предмету: «Занимательная химия», 8 кл. Так же в своей работе я использую и интерактивную доску.

Я использую два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».

Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это урок по теме «Щелочные металлы».

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Это урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Вклад ученых-химиков в дело Победы» и другие.

 Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я приучаю учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

Результаты:

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:

-        уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с
нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и
заключительный этап - презентацию;

-        увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как
предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной
деятельности;

-        прикладной характер проектной деятельности, практическая
направленность выбираемых исследований привлекают и делают
проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята,
«пригодятся в жизни»);

-        у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку,
но и получить хорошие результаты проделанной работы.

2.        Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.

Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

        3.         Наука химия - трудная для понимания наука для большинства
учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения
состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных
уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее.

Так, на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектах?» были получены следующие ответы:

  1. возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах одноклассников на более высокий уровень - 35%;
  2. познавательная значимость проектной деятельности, узнать что-то новое, интересное - 33%;
  1. пообщаться со сверстниками - 18%;

- заработать высокие оценки по химии, расположить к себе учителя - 5%;

-        другое - 9%.

На вопрос: «Почему учащиеся выбрали проект по химии?» получены следующие ответы:

  1. этот предмет - один из самых трудных, но интересный - 47%;
  2. заинтересовала тема проекта по химии - 35%;

     -лучше ничего не было-6%;

  1. захотелось преодолеть трудности - 3%;
  2. другое - 9%.

4. Имеются положительные результаты и в учебно-воспитательном процессе, что подтверждается результатами административных контроль ных работ, контрольных срезов, тестированием учащихся.

Результаты успеваемости учащихся 11а класса по химии за год

Класс

Всего учащихся

Успеваемость на:

%

качества

знаний

2006 2007

2007 2008

«5»

«4»

«3»

«2»

2006- 2007

2007- 2008

2006- 2007

2007 2008

2006 2007

2007 2008

2006 2007

2007 2008

2006 2007

2007 2008

11а (в 2006-2007 10а)

24

24

13

16

10

8

1

0

0

0

95,83

100

    Результаты успеваемости учащихся по химии

Учебный год

Уровень обученности

Уровень успеваемости,%

Качество знаний,

%

2005-2006

3,55

100

59,14

2006-2007

3,84

100

69,3

2007-2008

3,95

100

75

Учащиеся, занимающиеся в проектной деятельности, принимают участие и занимают призовые места в школьных, городских олимпиадах.

Возросло число учащихся, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации:

Учебный год

Кол-во учащихся 9 кл.

Кол-во учащихся 11 кл.

2005-2006

18

5

2006-2007

24

6

2007-2008

31

8

Учащиеся с проектами по химии участвуют в городских, республиканских  конкурсах учебных проектов.

Так, в 2007-2008 уч. г. - 2 участника, 1 проект;

           2008-2009 уч. г. - 4 участника, 3 проекта.

5.        У учащихся, выполняющих проекты, сформированы
проектные умения работать в автономном режиме (автономность):

И умения коммуникативного характера (совместность):

Таким  образом,   как  показывает  практика,  учебно-проектная

деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе, есть трудности:

  1. работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;

необходимо
помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.

Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.

Перспективы развития опыта:

  1. усиление гуманитарной направленности обучения химии через проектную деятельность;
  2. разработка элективных курсов химического содержания, формой отчетности которых будет защита проектных работ;
  3. увеличение доли проектов научно-исследовательского характера;

♦        использование возможностей современных компьютерных
технологий для создания проектов;

♦        использование возможностей мультимедийного оборудования:
компьютерная презентация-защита проектов через большой экран;

♦        руководство старшеклассников с развитыми проектными
умениями работой над проектами младших школьников;

♦        создание широкомасштабных проектов межпредметной
направленности.

Перспективы использования опыта:

♦        проведение семинаров-практикумов по организации
проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;

  1. обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;
  2. проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;
  3. оформление результатов; обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов.

Данный опыт может быть успешно использован не только учителями химии, но и учителями других предметов.

Применение    технологии    проектной    деятельности позволяет:

   учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном   поле, а выходить на   меж-  и      надпредметное      содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования      учащихся      и      собственного профессионального роста;

ученикам    -    почувствовать    себя    включенными    в сообщество взрослых профессионалов.