Проектная деятельность на уроках химии.
учебно-методический материал по химии по теме

Щенова Лариса Николаевна

Как работать над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках химии и во внеклассной работе.

  Учитель химии МОУ СОШ с.Панино  Щенова Лариса Николаевна.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Школа должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. Среди  разнообразных направлений современных  методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод  проектов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

На протяжении шести последних  лет мои ученики занимаются  проектной деятельностью на уроках  химии и во внеклассной работе. Не всегда  просто  подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним посетить библиотеку и подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.

Наши исследовательские проекты представляют собой творческую, исследовательскую работу учащихся, выполненную под руководством учителя  за рамками школьной программы.

Мы начинали с  проекта под общим названием «Проводим урок сами». Объединялась группа учащихся с разными учебными возможностями, среди которых  были дети и неготовые к самостоятельной исследовательской деятельности. В ходе разработки этого проекта ребята самостоятельно изучали необходимый материал по теме,  выдвигали цели, гипотезы, проводили вместе со мной  опыты по изучению свойств веществ, создавали на этой основе компьютерную презентацию, а затем проводили урок. Для меня, как для учителя, было важно подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности. Во время проведения урока я являлась координатором: начинала и заканчивала урок, определяла очерёдность представления презентаций, организовывала обратную связь с другими учащимися. В рамках данного проекта учащимися  школы проведены исследования по темам «Силикаты на стройке», «Предельные одноатомные спирты», «Гетерофункциональные соединения», «Кислоты», «Производство серной кислоты» и другие.                                                                                                                                                                        

В результате осуществления проекта «Проводим урок сами»  произошли изменения в мотивационной сфере учащихся. Об этом свидетельствует сравнение результатов анкетирования школьников 8-11 классов до и после их включения в проектную деятельность.  

Мотив

Результаты анкетирования, %.

первичного

повторного

Желание получить хорошую оценку

34

20

Желание порадовать родителей

9

4

Боязнь огорчить родителей

9

1

Боязнь получить плохую оценку

20

1

Необходимость сдачи выпускных экзаменов

9

8

Желание повысить свой культурный уровень

6

41

Интерес к предмету

4

20

Необходимость поддержать свой статус у одноклассников

1

1

Интерес к учителю и интерес учителя ко мне

3

5

Данные свидетельствуют о том, что увеличивается значимость мотивов самоопределения и самосовершенствования (желание повысить свой культурный уровень) и учебно-познавательных мотивов (интерес к предмету). Снижается доля мотивов избегания неприятностей (боязнь получить плохую оценку, боязнь огорчить родителей).

После этого мои ученики стали готовить более серьёзные проекты, с которыми  выступали на школьных научно-практических конференциях :

«Экология и мы» с проектом «Проблема твёрдых бытовых отходов на территории  с.Панино»,            

«Подросток в мире вредных привычек» с проектами «Влияние культуры знаний на отношение к курению и алкоголю»,

«Химия в жизни общества» с проектами «Домашняя аптечка», «Химические средства гигиены», «Химия стирки», «Чипсы: вред или польза?», «Жевательная резинка: польза или вред?», «Галогеновые лампы», «Удобрения», «Пестициды» и другие.

Рассмотрим этапы работы над исследовательским проектом

«Влияние культуры знаний на отношение к курению»

План

межпредметного исследовательско

го проекта

Исследовательский проект

«Влияние культуры знаний на отношение к курению»

Введение
(актуальность,

новизна,

цель,

задачи,

методы)

Объект исследования:

учащиеся 7-11класса МОУ СОШ с.Панино

Предмет исследования:

условия и факторы,

определяющие отношение учащихся к курению

Цель:

на основе разъяснительной работы и эксперимента

выявить изменение отношения учащихся к курению

Методы исследования:

1)Анкетирование

2)Эксперимент

Задачи проекта:

Изучить литературу о распространении курения среди молодёжи разных стран.

Изучить литературу о вреде курения.

Выявить отношение учащихся нашей школы к курению.

Изучить культуру знаний о вреде курения среди учащихся нашей школы.

Провести химические опыты с сигаретами.

Выявить отношение к курению учащихся нашей школы после эксперимента.

Аннотация проекта:

Данный проект предлагается выполнить учащимся 10  класса.               Проект разработан в рамках программы школы по здоровому образу жизни.

Учащиеся выполняют работу в группах, в процессе итогового обсуждения результаты каждой группы становятся достоянием всех остальных.

Данная проблема актуальна, так как в курсе химии

изучаются вещества, входящие в состав табачного дыма

и учащиеся знают об их действии на организм человека.

Почему же не смотря на многочисленные факты,

свидетельствующие о вреде курения, число курильщиков не уменьшается?

Этот парадокс я и предлагаю исследовать учащимся.

Этапы проекта

1. Организация рабочих групп и проведение теоретического занятия.

2. Сбор информации.

3. Эксперимент. Выводы. Обсуждение в группе.

4. Подготовка презентаций и буклетов.

5. Представление результатов.

2. Теоретическая глава

Гипотеза:

Мы считаем,

что если учащийся знает

1)состав сигаретного дыма;

2)свойства никотина;

3)о последствиях курения,

то это приведёт к изменению его отношения к курению.

Изучение литературы по вопросам исследования:

Вопросы для исследования

Какова история появления табака в Европе и России?

Каков состав сигаретного дыма?

Каковы свойства никотина?

Каковы последствия курения?

3.Исследователь

ская глава

Результаты исследований:

Отчёт историков

Родина табака - Америка.

После открытия Америки Колумбом в 15 веке табак появился в Испании, Португалии, Франции.

В Россию табак завезли в 17 веке польские и английские купцы.

В период царствования Михаила Фёдоровича уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй раз - отрезанием носа или ушей.

После пожара в Москве в 1634 году, причиной которого признали курение, его запретили под страхом смертной казни, а царь Алексей Михайлович в 1661 году издал указ о запрещении торговли табаком.

Этот указ отменил Пётр I – горячий поклонник табака.

Однако, на Руси вплоть до 20-х годов19 в.курение в обществе считалось непривычным. Лишь к середине века оно широко распространилось по России.

Сейчас у нас курят 60% мужчин и 15% женщин.

Отчёт химиков

Состав табачного дыма:

азот, водород, метан, аргон, цианистый водород, ацетальдегид, ацетон, аммиак бензол, бутиламин, ДДТ, этиламин, формальдегид, сероводород, гидрохинон, метанол, метиламин, соединения никеля, пиридин Оксид углерода (II) и др.

Свойства никотина:

- снижает общий иммунитет;

- взаимодействует с оксидом азота, образуя вещества,      которые    способствуют развитию раковых заболеваний;

- сужает кровеносные сосуды;

-  наркотик, вызывает привыкание и зависимость.

Результаты химического эксперимента

Реакция среды полученного раствора кислая (лакмус - синий).

Реакция с FeCl3 – обнаружены фенол, пирокатехин, гидрохинон.

Реакция с KMnO4 – обнаружены  вещества высокотоксичные –

бензальдегид , формальдегид , акролеин.

 Реакция с реактивом Драгендорфа - обнаружены алколоиды  (в листьях  табака  никотина от 1до 9 %),норникотин, анабазин.

Отчёт биологов

Системы органов

Последствия курения

Сердечно-сосудистая

Увеличивается сердцебиение, повышается кровяное давление, сужение сосудов, образуются тромбы

Органы дыхания

Развивается кашель, выделяется мокрота, приступы астмы, склонность к ОРЗ, раковые заболевания

Органы пищеварения

Раковые заболевания

Половая система

Риск выкидыша у беременных женщин, рождение мёртвого ребёнка

Кожные покровы

Появление морщин

Анкетирование учащихся школы до и после разъяснительной работы о курении.

Параметр  исследования

%

Имеют привычку курить

29%

Основной возраст, когда начинают курить

12-13 лет - 27%

Не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет

43%

Не знают состава сигаретного дыма

64%

Не знают о свойствах никотина

61%

Знают о последствиях курения

78%

Причины курения

Снятие стресса -50%

Модно -36%

Возникало желание бросить курить

86%

Результаты анкетирования после эксперимента

Желание бросить курить до эксперимента возникало

86  %

Желание бросить курить после эксперимента возникло

96 %

4. Заключение (выводы)

Наша гипотеза подтвердилась.

На основании разъяснительной работы и проведённых химических опытов  число желающих бросить курить возросло.

Но парадокс, некоторые  учащиеся нашей школы, даже зная о вреде курения будут продолжать курить.

Рекомендации:  (как бросить курить)

Никотиносодержащая жевательная резинка

Рефлексотерапия

Лекарственные средства: табекс, гамибазин и др.

Пищевые добавки: антиник

Оздоровительный чай для курильщиков, ЭДАС-961,ЭДАС-904

Заменители сигарет.

Парадоксальная дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

Психотерапия, внушение, психоанализ.

Наш класс предлагает:

В рекламных роликах по телевидению необходимо сообщать о вреде курения.

Больше писать в прессе о вреде курения.

Ввести штраф за курение в общественных местах.

Усилить антиникотиновое воспитание в начальных и средних классах.

Врачи должны чаще выступать в школах , рассказывая о вреде курения.

Результаты применения проектной деятельности.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:

- исследовательская деятельность стимулирует  внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,  

- уроки проходят более оживлённо,  

-  увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,    

- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы,

- у школьников, выполняющих проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения,

- учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в  школьных конкурсах.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация по теме: «Проектная деятельность на уроках химии»

Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого ...

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Проектная деятельность на уроках химии

Проектная деятельность на уроках химии...

Элементы проектной деятельности на уроках химии.

Данный материал включает анализ работы по теме "Элементы проектной деятельности на уроках химии"....

Проектная деятельность на уроках химии. Урок "Мыло" 11 кл.

В ходе урока стоит задача формулировать у учащегося понятие Мыло. Развивать у учащихся умение на основе наблюдений делать теоретические выводы, наоборот, на основе теоретических знаний предсказывать ...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...