Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.
учебно-методическое пособие по технологии на тему

Новикова Наталья Николаевна

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема:  Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие  мыслительной деятельности
детей с ОВЗ
на  уроках  швейного дела.

(из опыта работы учителя технологии Новиковой Н.Н.)

Составила:

 учитель профессионально - трудового обучения

Новикова Наталья Николаевна.

 

с. Горки, 2015 г.

 «Ум, сердце и руки –
вот что нужно развивать
в детях как единое целое»".
                            Ш.Амонашвили

 Уроки трудового обучения создают благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям  с нарушением интеллекта, в трудовой и познавательной деятельности. Хотя интеллектуальная недостаточность рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддаётся коррекции.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:

  • низкая познавательная активность;
  • недостаточная сформированность умственных действий;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
  • недоразвитие  мелкой моторики рук.

В то же время психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются более сохранные стороны развития личности.

  Способность обучающегося успешно овладевать приемами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания в основном определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга.

Коррекция недостатков у детей с ОВЗ в трудовой деятельности – задача специфическая. Решение коррекционных задач  в школе происходит одновременно с другими задачами обучения на том же учебном материале.    

        Учитывая особенности психики воспитанников специальной (коррекционной) школы, необходимо иметь в виду, что коррекция должна быть направлена в первую очередь на совершенствование их умственных действий, обеспечивающих внутреннюю организацию процесса труда.

 В основе моего опыта лежит теория Л.С. Выготского, согласно которой относительно сложные виды психической деятельности у детей с  ОВЗ можно и необходимо развивать в процессе обучения. Поэтому, я считаю, необходимым не ограничиваться использованием сохранных способностей воспитанниц на уроках швейного дела, а стараюсь обеспечить развитие этих способностей, прежде всего за счёт развития  "ущербных" сторон.

        Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

 Учитывая особенности психики  детей, необходимо иметь в виду, что коррекция должна быть направлена в первую очередь на совершенствование их умственных действий, обеспечивающих внутреннюю организацию процесса труда. 

  Способность  учащихся успешно овладевать приемами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания в основном определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга.  

 Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи специальных упражнений, решений ребусов и головоломок, решение кроссвордов и вопросов на образование логических связей.

Презентация приемов и упражнений на развитие мыслительной деятельности

(слайд 6 – 16)

Такие КРУ  полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль. Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое  формирование знаний  и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения.

 

 P.S.  Исправление недостатков развития у детей с ОВЗ    происходит медленно и неравномерно. Поэтому очень трудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формировании волевых и других качеств личности.

Моя цель – необходимость подготовки  и адаптации девочек к самостоятельной жизни в социуме, помочь им осознать свою женскую роль в этой жизни, роль созидательницы своего дома, хранительницы очага, красоты, традиций.

   

Литература.

  1. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учеб. программы и метод. материалы. – Кн.1/ Под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  2. Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах VIII вида/ Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  3.  Мирский С.Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителя. – 2 изд., перераб. – М. «Просвещение» ,1988.
  4.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./ Под редакцией В. В. Воронковой.- М. «Школа – Пресс»  1994.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение на тему "Организация проектной деятельности на уроках швейного дела"

Организация проектной деятельности на уроках швейного дела.         По моему мнению, выполнение проектов удобно сгруппировать на три основных этапа:организацион...

Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.

Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литер...

Активизация познавательной деятельности на уроках швейного дела.

Одна из основных задач трудового обучения - коррекция недостатков психического развития умственно отсталого ребенка....

Доклад "Коммуникативная направленность на уроках швейного дела в специальной - коррекционной школе"

  Уроки труда служат не только обучению необходимым трудовым навыкам, но и развитию речи.  Причём уроки будут успешнее, если дети в процессе работы будут называть и проговаривать то, ...

Доклад «Использование элементов проектной деятельности на уроках швейного дела».

Обобщение опыта работы по использованию элементов проектной деятельности на уроках швейного дела....