«Реализация коррекционной направленности на уроках швейного дела при обучении планированию с использованием инструкционных карт».
методическая разработка по технологии

Кучина Ольга Александровна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация коррекционной направленности на уроках швейного дела при обучении планированию с использованием инструкционных карт».

Профессиональное обучение – понятие более широкое, чем получение новых профессиональных или технических навыков. Хорошее профессиональное обучение должно обеспечивать общее развитие личности. Развитие социальных навыков положительного отношения к труду должно составлять значительную часть профессионального обучения. Индивидуально ориентированное профессиональное обучение увеличивает шансы найти работу людям с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение – это процесс постоянный, направленный на экономическую интеграцию данной категории людей и включение их в производственные отношения.

Поэтому одна из основных задача школы в области трудового обучения и воспитания – повышение качества коррекции на уроках трудового обучения для наиболее успешной адаптации учащихся на современном рынке труда.

        Школьное обучение предусматривает подготовить выпускника к выполнению несложных квалифицированных работ в условиях современного промышленного производства.

Для самостоятельного выполнения трудовых заданий человеку требуется не только овладение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология выполнения изделия. Опыт показывает, что значительная часть затруднений у учащихся возникает тогда, когда они сталкиваются с такими задачами, в которых предстоит произвести мыслительные операции, проявить интеллектуальные умения. К числу таких умственных действий относятся: ориентировка в задании, планирование предстоящих действий, самоконтроль.

У учащихся с         ментальными нарушениями очень велика дистанция между развитием умственных действий, и способностью переносить их на процесс практической деятельности. Большие трудности для использования ранее усвоенных знаний, умений и навыков обусловлены тугоподвижностью мышления, недостаточным развитием процессов анализа и синтеза, особенностям актуализации прошлого опыта.

В случае, когда умственные трудовые навыки недостаточно сформированы, то и крайне низок уровень самостоятельности, даже при условии того, что хорошо усвоены некоторые двигательные трудовые навыки. Поэтому и уроки трудового обучения строятся на системе коррекционно-развивающего, индивидуально-ориентированного обучения.

       Профессиональная подготовка в школе базируется на основе общих дидактических принципов, но имеет существенную специфику, которая проявляется в преимущественном использовании наглядных методов обучения.     Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический материал. Он предназначен для обучения ребенка практической деятельности с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности и подбирается в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.

      Особенностями применения наглядных средств в специальном образовании являются:

-максимально возможная естественность и натуральность предназначенного для изучения объекта;

-наглядно-действенный характер знакомства и исследования предмета;  

-закрепление в слове наглядно-чувственных образов.              

Эффективность применения наглядных средств объясняется тем, что при чувственном (зрительном) восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого общения.

 Применение наглядности в школе, реализующей коррекционные программы обучения способствует:

- ознакомлению и осмыслению учебного материала, пониманию его содержания через активное участие мыслительных процессов;

- активному запоминанию и в дальнейшем переносу полученных знаний на практическую деятельность;  

- формированию у обучающихся навыков планирования предстоящей работы;

- коррекции и развитию восприятия, памяти, мышления, речи;

     - воспитанию аккуратности, наблюдательности, развитию навыков сравнения и самооценки;

- развитию коммуникативных навыков.

        Например, в качестве дидактического пособия при обучении планированию широко используются предметные технологические карты. Они отражают основные этапы изготовления изделия, при этом каждый образец должен соответствовать определенной технологической операции.

   Широко применяя на уроках швейного дела предметные карты, особое внимание уделяю критериям, которым должно соответствовать учебное пособие:

  • соответствие наглядных материалов целям и содержанию трудового обучения;
  • доступность и учет психофизических особенностей развития обучающихся;
  • отсутствие разнородной информации;
  • эстетическое оформление;
  • соответствие содержания одного объекта выполнению одной технологической операции, которая может сопровождается одним или двумя-тремя вспомогательными действиями.

Это минимальное количество трудовых действий позволяет детально анализировать каждый этап работы, устанавливать последовательность выполнения работы, многократно повторять и закреплять информацию.

Но надо учитывать и то, что предметная карта недостаточно полно помогает планировать работу. Её образцы отражают лишь результат выполненной работы, каждая операция воспринимается лишь в чувственной форме, т.е. опирается только на зрительный анализатор. Поэтому при обучении планированию целесообразнее использовать комбинированную инструкционную карту, которая кроме предметных образцов содержит карточки с текстовой инструкцией технологической операции.

Сочетание предметной карты и текстовой инструкции позволяют значительно расширить работу по коррекции недостатков осмысления и восприятия.

Применение предметного дидактического материала и различные формы работы с ним на уроке, вызывают интерес у обучающихся и повышают мотивацию учения, повышают эмоциональный настрой, обеспечивают взаимосвязь умственной работы и практической деятельности, формируют необходимые умения и навыки, устойчивое произвольное внимание.

Трудовую деятельность обучающихся по планированию предстоящей работы с использованием комбинированной технологической карты организую по алгоритму:

  • первоначальное изучение учебного материала, работа с учебником, знакомство с объектом;
  • начальное закрепление знаний через соответствие предметных карт текстовым инструкциям;
  • выполнение трудовых операций с опорой на образец;
  • самоанализ качества в сравнении с образцом;
  • отчёт о выполненной работе.

        При первоначальном изучении материала особое внимание обращаю на то, чтобы формировать как можно более полное представление об объекте труда. Необходимо учесть особенности восприятия обучающихся с ментальными нарушениями:

  • сложности в мысленном создании образа объемного предмета;
  • неполнота формируемого образа (нарушение пропорций, размеров, опускание мелких деталей);
  • недостаточное осознание связи между образом предмета и его функциональном назначении;
  • неполноценность связи восприятия с предыдущим опытом;
  • неполное отражение свойств предмета в речи учащегося;
  • предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

Учитывая эти особенности, стараюсь подобрать для занятия как можно больше дидактического материла для опоры на сохранные чувственные анализаторы. Это и образец готового изделия или узла обработки, и технический рисунок или эскиз, и картинки из журналов мод с аналогичными моделями одежды.

После того, как сформировала представления, начинаю формировать необходимые технические знания через применение комбинированных инструкционных карт. Вариативность применения этого пособия очень высока, она предполагает не только прочтение или изложение текстовой инструкции с опорой на образец, но совместную групповую работу, работу в динамических парах, индивидуальную работу с учащимися, испытывающими затруднения в усвоении, и ряд других.  Также способствует применению различных форм обучения: через создание игровых ситуаций, деловые игры, взаимопроверки и т. д.

При организации работы с предметными и текстовыми картами большое внимание уделяю коррекционной направленности обучения, которое осуществляю через различные задания при работе с комбинированными картами, например:

Задание №1 (при обработке прямого среза долевой обтачкой).

На столе беспорядочно разложены предметные карты с образцами технологических операций. Разложи их в той последовательности, в которой будешь выполнять.

При выполнении этого задания производится коррекция таких операций мышления, как анализ и синтез (деление целого на части и соединение частей в единое целое), коррекция процессов памяти через актуализацию ранее приобретенного опыта, воспроизведение его, развитие логического мышления. Когда это задание выполняется учащимися индивидуально, то у некоторых неизбежно возникают ошибки в определении последовательности действий. В этом случае подвожу девочек к тому, что мнение может быть не одно, а несколько, и истину мы установим в процессе обсуждения. Обсуждая план учащегося, который допустил ошибку, говорю: «Докажи, почему ты думаешь, что …». Корригируя связную устную через полный ответ на поставленный вопрос, подвожу ребенка к тому, что его ответ начинается со слов «я думаю…».  Считаю, что уже эти слова побуждают ребенка искать пути решения проблемы, при этом оказываю ему направляющую помощью, тем самым подвожу его, как бы к самостоятельному и правильному решению проблемы. Из опыта работы вижу, что при таком подходе активизируются мыслительные процессы, воспитывается мотивация и положительное отношение к труду.

Задание №2 (провожу при повторении плана и проверке его усвоения)

Учащиеся приходят в мастерскую после перемены, на магнитной доске закреплены предметные образцы и рядом с каждым – текстовые карточки, которые перепутаны местами. Предлагаю перед выполнением практической работы еще раз повторить план. При прочтении первой же карточки выясняется, что произошла путаница (в 5 - 6 классе можно создать игровой момент, в результате чего это случилось). Установить истину можно как во фронтальной работе, так и с применением других форм.

Коррекционная направленность упражнения: развитие операций мышления через установление сходства и различия (сравнение), операций обобщения через объединение предметов и явлений по основным признакам, операций конкретизации через установление связей и отношений объекта. Кроме того, через прочтение текстовой инструкции – коррекция правильного чтения, организация активного запоминания, повышение мотивации к учению.

Здесь приведены лишь два примера использования комбинированной инструкционной карты, в практике моей работы их множество и опыт показывает, что при систематическом использовании этого метода работы уровень самостоятельности при выполнении практической работы у учащихся 5-7 классов составляет 70%, остальные 30 % работают с опорой на инструкционную карту и направляющей помощью учителя.

По мере продвижения по годам обучения, подача материала становится более абстрактной, вместо предметного образца может быть применен технический рисунок и/или текстовая инструкционная карта. В 8-9 классах около 80% учащих самостоятельно планируют предстоящую работу, что обеспечивает формирование готовности выпускника к производительному труду на предприятии.

Таким образом, коррекционные задачи трудового обучения являются общесоциальными задачами  обучения детей с ОВЗ.

Литература.

  1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. -М. Просвещение, 1990.
  2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. -М. Просвещение, 1980.
  3. Специальная педагогика. Под ред. Назаровой Н.М. -М.ACADEMIA, 2001.
  4. Клас В., Белле Ж.В. Профессиональное обучение в специальном образовании. -Санкт-Петербург, 2002.
  5. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. -М. Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.

Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....

Урок швейного дела в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Отделка швейных изделий" с презентацией

Разработка урока швейного дела, тип урока - комбинированный, (7 класс) по теме "Отделка швейных изделий" содержит вопросы  для повторения пройденного материала по конструированию, видам одежды, ...

Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.

Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литер...

Доклад "Трудовое и профессиональное обучение на уроках швейного дела в специальных (коррекционных) учреждениях"

Трудовое обучение – процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, пр...

Доклад "Коммуникативная направленность на уроках швейного дела в специальной - коррекционной школе"

  Уроки труда служат не только обучению необходимым трудовым навыкам, но и развитию речи.  Причём уроки будут успешнее, если дети в процессе работы будут называть и проговаривать то, ...

Использование коррекционных приёмов, направленных на развитие мыслительной деятельности на уроках швейного дела.

Данный материал представляет подборку упражнений, применяемых на уроках швейного дела, направленных на развитие мыслительной деятельности учащихся....

самоанализ по теме самообразования "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела"

материал отражает работу по самообразованию учителя по теме "Использование инновационных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках швейного дела" на примере проектоного  метода...