Рабочая программа по физике, 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Базанова Алевтина Владимировна

Рабочая программа по  физике для 10 класса к учебнику  Л. Э. Генденштейна, базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_10_klass.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю ____________________

директор МОУ Гаврильцевская

средняя общеобразовательная школа    

Галанина Л. В.

Рассмотрено на

 методическом совете школы

________________________

Рабочая программ по  физике

для 10 класса

Учитель: Базанова А. В.

2015-2016 уч. г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

      Нормативные документы, используемые для разработки программы

- Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Базовый учебный план общеобразовательного учреждения(основание 09.03.2004 №1312)

- Федеральный  компонент государственного стандарта   общего образования (Обязательный минимум содержания основных образовательных программ: Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004, Требования к уровню подготовки выпускников: Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004.

Рабочая программа учебного курса по физике для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего(полного)образования  по физике (базовый уровень; 10—11-й классы)  и в соответствии с Программой по физике 7-11 классы. Авторы:  Л. Э. Генденштейн, В. И. Зимовский. В рабочей программе предусмотрено   лабораторных работ -10, контрольных работ –6 .

            Используется учебно-методический комплект, рекомендованный на 2015-2016 уч год:

  • Генденштейн Л. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. — Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
  • Генденштейн JI. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. — Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
  • Кирик JI. А. Физика : Сборник заданий и самостоятельных работ. 10 кл. / JI. А. Кирик, Ю. И. Дик. — М. : Илекса, 2009.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение физики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;
  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни. Изучение физики в 10—11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.

          Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Задачи обучения физике:

  • Формирования у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  • Вырабатывание у обучающихся целостного преставления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной и технической среды, используя для этого физические знания;
  • Приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
  • Овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической деятельности.

Количество часов в неделю – 2, в год - 70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Физика и научный метод познания (1 часа)

Что и как изучает физика? Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Современная физическая картина мира. Где используются физические знания и методы?

Механика (33 час )

  1. Кинематика

Система отсчета. Материальная точка. Когда тело можно считать материальной точкой? Траектория, путь и перемещение.

Мгновенная скорость. Направление мгновенной скорости при криволинейном движении. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

Демонстрации:

  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

              Лабораторные работы:

  • Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
  • Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

  1.  Динамика

Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчета и первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Место человека во Вселенной. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира.

Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.

Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона. Примеры применения второго закона Ньютона. Третий закон Ньютона. Примеры применения третьего закона Ньютона.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Движение под действием сил всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая космическая скорость. Вторая космическая скорость.

Вес и невесомость. Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением.

Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.

Демонстрации:

  • Явление инерции.
  •  Сравнение масс взаимодействующих тел.
  •  Второй закон Ньютона.
  •  Измерение сил.
  •  Сложение сил.
  •  Зависимость силы упругости от деформации.
  •  Силы трения.

Лабораторные работы:

  • Определение жесткости пружины
  • Определение коэффициента трения скольжения
  1.  Законы сохранения в механике

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.

Механическая работа. Мощность. Работа сил тяжести, упругости и трения.

Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

Демонстрации:

  • Реактивное движение.
  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторная работа:

  • Изучение закона сохранения механической энергии.
  1.  Механические колебания и волны

(Изучается в ознакомительном плане и при подготовке к ЕГЭ.) Механические колебания. Свободные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Гармонические колебания.

Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны.

Звуковые волны. Высота, громкость и тембр звука. Акустический резонанс. Ультразвук и инфразвук.

Демонстрации:

  • Колебание нитяного маятника.
  •  Колебание пружинного маятника.
  •  Связь гармонических колебаний с равномерным движением по окружности.
  •  Вынужденные колебания. Резонанс.
  •  Образование и распространение поперечных и продольных волн.
  •  Волны на поверхности воды.
  •  Зависимость высоты тона звука от частоты колебаний.
  •  Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний.

Лабораторная работа:

  • Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Молекулярная физика и термодинамика (25 часов)

5.  Молекулярная физика

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Основная задача молекулярно-кинетической теории. Количество вещества.

Температура и ее измерение. Абсолютная шкала температур.

Газовые законы. Изопроцессы. Уравнение состояния газа. Уравнение Клапейрона. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.

Состояния вещества. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости.

Демонстрации:

  • Механическая модель броуновского движения.
  • Изопроцессы.
  •  Явление поверхностного натяжения жидкости.
  •  Кристаллические и аморфные тела.
  •  Объемные модели строения кристаллов.

                    Лабораторные работы:

  • Опытная проверка закона Бойля – Мариотта.
  • Проверка уравнения состояния идеального газа.
  1. Термодинамика

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

Тепловые двигатели. Холодильники и кондиционеры.

Второй закон термодинамики. Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Экологический и энергетический кризис. Охрана окружающей среды.

Фазовые переходы. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение.

Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар.

Демонстрации:

  • Модели тепловых двигателей.
  • Кипение воды при пониженном давлении.
  • Устройство психрометра и гигрометра.

              Лабораторные работы:

  • Измерение относительной влажности
  • Определение коэффициента поверхностного натяжения

Электростатика (9 часов)

  1.  Электрические взаимодействия

Природа электричества. Роль электрических взаимодействий. Два рода зарядов. Носители электрического заряда.

Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле.

Свойства электрического поля.

Напряженность электрического поля. Линии напряженности. Проводники и диэлектрики в э

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряженностью электростатического поля.

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

Демонстрации

  • Электрометр.
  • Проводники в электрическом поле.
  • Диэлектрики в электрическом поле.
  • Энергия заряженного конденсатора.

Подведение итогов учебного года — 1 час.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

№ п/п

Наименование  раздела и тем

Часы учебного времени

Лабораторные работы

Дата

Контрольные работы

Дата

1.

Физика и методы научного познания

1 час

2.

Механика

36 час

2.1

Кинематика

 9часов

1. Измерение ускорения свободного падения.

2.Изучение движения тела, брошенного горизонтально

1. Контрольная работа  теме «Кинематика»

2.2

Динамика

 13часов

3. Определение жесткости пружины.

4. Определение коэффициента трения скольжения

2. Контрольная работа по теме «Динамика»

2.3

Законы сохранения в механике

 9часов

5. Изучение законов сохранения механической энергии.

3. Контрольная работа по теме «Законы сохранения в механике»

2.4

Механические колебания и волны

  1. часов

6. Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника

3.

Молекулярная физика и термодинамика

22 часов

3.1

Молекулярно-кинетическая теория

13 часов

7. Опытная проверка одного из изопроцессов

8.  Проверка уравнения состояния идеального газа.

4. Контрольная работа по теме «Основы МКТ»

3.2

Основы термодинамики

9 часов

9. Измерение относительной  влажности воздуха

10. Измерение поверхностного натяжения жидкости

5. Контрольная работа по теме «Термодинамика»

4.

Электростатика

9 часов

6. . Контрольная работа по теме «Электростатика»

5.

Подведение итогов учебного года

1час

     6.

Резерв

1 час

         

        ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Учащиеся 10 класса должны:

 знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, волна;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  •  смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
  • вклад в науку российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

 уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  •  отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  •  приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
  •  воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
  •  оценки влияния на человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  •  рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

           Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.        Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

 Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент,    моделирование;

•  формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;

•   овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

•  приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.  

  Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

•  использование  для  решения  познавательных  и  коммуникативных  задач различных источников информации.

  Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:

•  организация    учебной    деятельности:    постановка    цели,    планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Генденштейн Л. Э. Физика. 7-11 кл./ Л. Э. Генденштейн, В.И. Зинковский_ М. : Мнемозина,  2010  и разработана применительно к  базовому уровню обучения, обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной; рефлексивной; личностного саморазвития; ценностно – ориентационной; смыслопоисковой; профессионально – трудового выбора.

         

Методы  и формы организации учебной деятельности:

Методы:  Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский, словесный, наглядный, практический, аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный, изложение, беседа
самостоятельная работа

Формы: индивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, конференции, олимпиады, экскурсии,); индивидуально-коллективные системы занятий (творческие недели, проекты).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Генденштейн Л. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. — Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
  2. Генденштейн JI. Э. Физика. 10 кл. : В 2 ч. / JI. Э. Генденштейн, JI. А. Кирик, И. М. Гельфгат, И. Ю. Ненашев. — Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). — М. : Мнемозина, 2012.
  3. Кирик JI. А. Физика : Сборник заданий и самостоятельных работ. 10 кл. / JI. А. Кирик, Ю. И. Дик. — М. : Илекса, 2009.
  4. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 10 кл.Дидактические материалы – М.: Дрофа 2004.
  5. О. И. Громцева   Контрольные и самостоятельные работы по физике. 10  класс /  О. И. Громцева.. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  6. Мультимедийный репетитор. Физика. Полный курс 7 – 11кл. – ООО Издательство «Питер», 2010



КАЛЕНДАРНО -ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Содержание образования

Требования к уровню

подготовки выпускников

Домашнее задание

Дата

ФИЗИКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ (1ч)

1

Физика и научный метод познания (Введение).

Научный метод познания. Наблюдение, научная гипотеза и эксперимент. Научные модели и научная идеализация. Научный закон и научная теория. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия.

Знать научные методы познания окружающего мира, роль эксперимента и теории в процессе познания природы;  смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, применимость физических законов и теорий, современную физическую картину мира.

Уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов

У:стр 4-8

МЕХАНИКА (36ч)

Тема:  Кинематика    (9 ч; л.р. – 2; к.р. - 1)

2

Система отсчёта, траектория, путь и перемещение  

Система отсчёта. Материальная точка. Траектория, путь и перемещение.

Знать содержание системы отсчёта; определения – путь, траектория, перемещение. Уметь определять путь, перемещение тела.

У: § 1; З: № 1.15, 1.19, 1.22,

3

Скорость. Прямолинейное равномерное движение

 

Мгновенная скорость.  Векторные величины и их проекции. Действия с векторными величинами. Проекции векторных величин. Сложение скоростей. Прямолинейное равномерное движение.

Знать смысл физических величин: скорость, путь, время. Связь между величинами.

Уметь формулировать определение скорости и рассчитывать ее в задачах различного содержания, действовать с векторными величинами и их проекциями; определять направление  мгновенной  скорости при криволинейном движении.

У: § 2; З: № 2.9, 2.19, 2.21,

4

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Зависимость скорости и перемещения от времени. Свободное падение.

Знать смысл физической величины – ускорение; характерные особенности равнопеременного движения.

Уметь строить и анализировать графики движения.

У:§1-3;

З:№1.28,2.25,3.31,

5

Решение задач(§3)

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение

Уметь применять теоретические знания по данной теме при решении задач

З:3.36,3.39

описание л.р.№1

6

Л.р.№1«Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать  выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

З: № 3.21, 3.42, 3.46, 3.50.

7

Криволинейное движение

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Зависимость координат тела от времени. Траектория движения. Равномерное движение по окружности. Основные характеристики равномерного движения по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.

Знать  о  движении по окружности, о баллистическом движении, физические величины, характеризующие криволинейное движение;  смысл физической величины – центростремительное ускорение.

Уметь решать задачи, используя основные характеристики: скорость, период и частота, центростремительное  ускорение

У:§ 4; описание л.р.№2 З: № 4.12, 4.20,

4.27

8

Решение задач (§ 5;)

Криволинейное движение

Уметь решать задачи, используя основные характеристики: скорость, период и частота, центростремительное  ускорение

З: 4.16; 4.17; 4.25; описание л.р №2

9

Л.р.№2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы и графика,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

З: № 4.15, 4.23, 4.29, 4.39.

10

К.Р. №1 по теме «Кинематика».

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

Тема: Динамика(13  ч; л.р. – 2; к.р. - 1)

11

Анализ контрольной работы Закон инерции — первый закон Ньютона. Место человека во Вселенной

Закон инерции и явление инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Гелиоцентрическая система мира.

Знать  понятия  инерция, инертность, , инерциальной  и неинерциальной систем  отсчёта, определение – динамика, формулировку закона; ранние представления о причинах движения тел Система отсчёта, связанная с Землёй.

 Уметь объяснять на примерах проявления закона.

У: § 6, 7; З: № 5.1, 5.3.

12

Силы в механике. Сила упругости

Взаимодействия и силы. Сила упругости. Закон Гука. Измерение сил с помощью силы упругости.

Знать понятия: взаимодействие, сила, деформация, коэффициент жёсткости.

Уметь решать задачи по теме, строить и анализировать графики  зависимости силы упругости от деформации

У:§8; З:№7.18,7.19,7.22.

13

Решение задач

(§6-8)

Силы в механике. Сила упругости

Уметь решать задачи по теме, строить и анализировать графики  зависимости силы упругости от деформации

описание л.р.№3

З: 7.16; 7.20

14

Л.р.№3  «Определение жёсткости пружины».

Деформация, закон Гука, коэффициент жёсткости.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы и графика,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

З: № 7.16, 7.21, 7.23,

15

Второй закон Ньютона

Соотношение между силой и ускорением. Примеры применения второго закона Ньютона.

Знать второй закон Ньютона, о причинах движения тел с ускорением.

 Уметь применять второй закон Ньютона к решению задач

У: § 9; З: № 5.15, 5.26, 5.27

16

Третий закон Ньютона

Взаимодействие двух тел. Примеры применения третьего закона Ньютона.

Знать третий закон Ньютона, его особенности и следствия.

Уметь объяснять на примерах

У: § 10; З: № 5.2, 5.9, 5.28

17

Всемирное тяготение

 

Закон всемирного тяготения.

Знать закон всемирного тяготения; физический смысл силы тяжести и гравитационной постоянной.

Уметь применять ЗВТ для решения задач; уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли: Как двигались бы планеты, если бы их не притягивало Солнце? Как зависит сила притяжения тел от их масс? Как зависит сила притяжения тел от расстояния между ними?

У: § 11;

З: № 6.8, 6.16, 6.19,

18

Движение под действием сил всемирного  тяготения

Движение тел вблизи поверхности Земли. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Знать формулы и физический смысл ЗВТ, силы тяжести.  

Уметь решать задачи, описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли

У: § 12;

З: № 6.5, 6.27, 6.29,

19

Вес и невесомость

Вес покоящегося тела. Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость

Знать и уметь различать понятия: вес и сила тяжести; выполнять их графическое изображение

У: § 13;

 З: № 7.14, 7.27, 7.35,

20

Силы трения

Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сила трения качения. Сила сопротивления в жидкостях и газах.

Знать определение силы трения, природу сил трения, способы изменения величины сил трения.

 Уметь изображать и находить значение силы трения.

У: § 14;

З: № 8.11, 8.22, 8.28,.

21

Л.р.№4  «Определение

коэффициента трения скольжения».

Сила трения. Сила трения скольжения. Коэффициент трения скольжения

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

У: повт. § 6-9; З: № 9.10, 9.17, 9.19

22

Решение задач

(§9 -15)

Динамика

Уметь применять теоретические знания по данной теме при решении задач.

З: 9.11; 9.13; 9.14; 9.22

23

К.Р.№2 по теме «Динамика».

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам  13/1 – 24/12

Тема: Законы сохранения в механике ( 9 ч; л.р. –1; к.р. - 1)

24

Анализ контрольной работы Импульс. Закон сохранения импульса

Импульс и закон сохранения импульса. Импульс тела и им-

пульс силы. Закон сохранения импульса.

Знать понятия: импульс, импульс силы, изменение импульса тела; формулировку и смысл закона сохранения импульса.

 Уметь применять закон сохранения импульса  к решению задач; приводить и объяснять примеры применения закона сохранения импульса; получать формулу II закона Ньютона через импульс.

У: § 16;

З:№10.12, 10.22, 10.25

25

Реактивное движение. Освоение космоса

Реактивное движение. Развитие ракетостроения и освоение

космоса.

Знать формулировку и смысл закона сохранения импульса, особенности реактивного движения в природе и технике. Уметь применять ЗСИ  и законы Ньютона для изучения реактивного движения, объяснять принцип действия ракеты.

У: § 17;

З: № 10.8, 10.17, 10.24

26

Решение задач

(§ 16 - 17)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса.

Уметь применять закон сохранения импульса к решению задач; приводить и объяснять примеры применения закона сохранения импульса;

З: 10.19; 10.23; 10.28; 10.36

27

Механическая работа

 Мощность

Механическая работа. «Золотое правило» механики и механическая работа. Работа постоянной силы. Работа сил тяжести, упругости и трения

Мощность.

Мощность человека и созданных им двигателей.

Знать понятие механической работы и «Золотое правило» механики.

Уметь различать и рассчитывать работу различных сил, применять формулы работы к решению задач.

Знать понятие мощности, ее физический смысл.

Уметь  выражать мощность через силу и скорость.

У: § 18 ; З: № 11.10, 11.12,

28

Энергия. Закон сохранения механической

энергии

Работа и энергия. Механическая энергия. Потенциальная энергия.

Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Знать формулировку понятия энергии, работы, закона сохранения и превращения энергии, виды энергии; в каком случае тело или система тел может совершить работу.

Уметь применять закон сохранения механической энергии к решению задач, приводить и объяснять

примеры его проявления.

У: § 19;

З:№ 11.6, 11.26, 11.28

29

Решение задач

(§18 -20)

Энергия.

Закон сохранения механической энергии.

Уметь применять теоретические знания по теме  «Законы сохранения» при решении задач.

У:§20; описание л.р.№5 З:№11.32, 11.40, 11.50.

30

 Л.р.№ 5  «Изучение закона сохранения механической энергии».

Энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения и превращения механической энергии.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

У:повт.§16-17; З:№11.13,11.23 11.25, 11.34.

31

Решение задач

(§20)

Энергия.

Закон сохранения механической энергии

Уметь применять теоретические знания по теме  «Законы сохранения» при решении задач.

З: 11.38; 11.52; 11.53; 11.54

32

К.Р. №3 по теме «Законы сохранения в механике».

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 27/1 – 33/

Тема: Механические колебания и волны(5  ч: л.р -1)

33

Анализ контрольной работы Механические колебания.

Свободные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

Знать: характеристики механических колебаний

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

У:  § 21;

З: 12.11; 12.13; 12.17

34

Превращение энергии при колебаниях. Резонанс.

Превращение энергии при колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Знать: характеристики затухающих и вынужденных колебаний

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

У:  § 22;

З: 12.15; 12.18; 12.26, описание лр№6

35

Л.р. № 6

«Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника»

Свободные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты

З:  12.14; 12.21; 12.23

36

Механические волны

Звук.

Механические волны. Основные характеристики и свойства волн. Поперечные и продольные волны.

Звук. Высота, громкость и тембр  звука.

Акустический резонанс.

Знать: основные характеристики и свойства  волн.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

Знать: основные свойства звука

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

У:  § 23

З: 13.7; 13.8; 13.20

37

Обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны»

Свободные колебания. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Поперечные и продольные волны. Звук

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам 47/1-55/9

З: 12.24; 13.19; 13.22; 13.26

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА  И ТЕРМОДИНАМИКА (20 ч)

Тема: Молекулярная физика (13ч; Л.Р. - 2; К.Р. - 1)

38

Молекулярно-кинетическая теория

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Основная задача молекулярно-кинетической теории.

Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»;смысл величин «молярная масса», «количество вещества», «постоянная Авогадро»; методы оценки размеров молекул.

Уметь анализировать наблюдения, на основе которых построена МКТ

У: § 24;

З:№14.6,  14.7,

14.8,

39

Количество вещества. Постоянная Авогадро

Относительная молекулярная (атомная) масса. Количество

вещества. Постоянная Авогадро

Знать/понимать смысл величин «молярная масса», «количество вещества»,  «концентрация молекул», «масса молекулы», «постоянная Авогадро».

У: § 25;

З:№14.23,14.32, 14.36, 14.54.

40

Температура

Температура и её измерение. Тепловое равновесие и температура. Абсолютная шкала температур. Газовый термометр.

Знать понятие абсолютной температуры, абсолютного нуля, теплового равновесия.

Уметь измерять температуру, показывать недостижимость абсолютного нуля температур.

У: § 26; З: 15.12, 15.15, 15.18.

41

Решение задач

МКТ. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Температура

Уметь применять теоретические знания по данной теме при решении задач

З: 14.22; 14.34; 14.46; 14.55

42

Газовые законы

Изопроцессы. Уравнение состояния газа.

Знать уравнение состояния идеального газа.

Уметь выводить уравнение состояния идеального газа в форме, полученной Менделеевым, и в форме, полученной Клайпероном;  решать задачи с применением уравнения Менделеева – Клайперона

У:§27;

З:№15.19,15.31, 15.41

43

Решение задач

(:§27;)

Газовые законы.

Уметь применять теоретические знания  по темам «Молекулярно-кинетическая теория», «Количество вещества», «Газовые законы» при решении задач.

З:№15.17,15.35, 15.50, описание л.р №7

44

Л.р.№7

«Опытная проверка одного из изопроцесов»

Изопроцессы. Газовые законы

Закон  Бойля –Мариотта.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

У: описание л.р. № 8 З:№15.40,15.44,

45

Л.р.№8 «Проверка уравнения состояния идеального газа».

Температура. Атмосферное давление. Уравнение состояния газа.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

З:№15.25,15.30, 15.32

46

Температура и средняя кинетическая энергия молекул

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Абсолютная температура и средняя кинетическая энергия молекул. Скорости молекул.

Знать/понимать смысл понятия: «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана; основное уравнение  МКТ.

Уметь вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре; находить  давление газа.

У: § 28;

З:№ 16.9, 16.18, 16.23

47

Решение задач

(§29)

Молекулярная физика

Уметь применять теоретические знания по теме  «Молекулярная физика» при решении задач.

У:§29;

З:№15.26,15.49, 16.21.

48

Состояния вещества

Сравнение газов, жидкостей и твёрдых тел. Кристаллы, аморфные тела и жидкости. Другие состояния вещества.

Знать о трёх состояниях вещества и их особенностях.

Уметь находить объяснения строения вещества на основе МКТ

У: § 30;

З:№ 17.4, 17.19, 17.29

49

Обобщающий урок по теме «Молекулярная

физика».

Основные положения МКТ Размеры, массы и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул. Основное уравнение МКТ Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам

Уметь применять теоретические знания по теме  «Молекулярная физика» при решении задач.

У: повт.§24-30;

З: 14.43; 15.33; 15.42

50

К.Р. №6 по теме «Молекулярная

физика».

Требования к уровню подготовки учащихся по теме

Тема: Термодинамика (9 ч; Л.Р. - 2; К.Р. - 1)

51

Анализ контрольной работы. Внутренняя энергия

Первый закон термодинамики

Внутренняя энергия. Примеры изменений внутренней энергии.

Закон сохранения энергии в тепловых явлениях. Способы

изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики.

Знать/понимать смысл величины: «внутренняя» энергия; формулу для вычисления внутренней энергии, способы изменения внутренней энергии,  количества теплоты; смысл первого закона термодинамики

 Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа.

У: § 31 ; З: № 18.13, 18.32.

52

Тепловые двигатели, холодильники и кондиционеры

Тепловые двигатели. Преобразования энергии при работе теплового двигателя. Основные элементы теплового двигателя. Полезная работа теплового двигателя. Коэффициент полезного действия теплового двигателя. Холодильники и кондиционеры.

Знать/понимать роль тепловых двигателей в техническом прогрессе, значение тепловых двигателей для экономических процессов, влияние экономических и экологических требований на совершенствование тепловых машин, основные направления НТП в этой сфере; знать имена российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на создание и совершенствование тепловых машин.

Уметь использовать различные источники информации для подготовки докладов и рефератов по данной теме.

§32, З: 19.10; 19.16;

53

Второй закон термодинамики. Охрана окружающей среды

Необратимость процессов и второй закон термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Второй закон термодинамики. Энергетический и экологический кризисы. Охрана окружающей среды.

Знать/понимать смысл второго закона термодинамики и область его применения; смысл понятий «обратимые и необратимые процессы». Уметь  пояснить на примерах обратимость и необратимость тепловых процессов, приводить примеры действия второго закона термодинамики.

У: § 33;

З:№, 18.15; 18.34; 19.22

54

Решение задач

(§ 34)

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Первый, второй законы термодинамики

Знать уравнения , связывающие основные термодинамические величины,

Уметь решать задачи по теме «Термодинамика», в том числе качественные.

У: § 34;

З: № 18.21, 18.38, 18.47

55

Фазовые переходы

Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Знать/понимать  смысл понятий: «кипение», «испарение», «плавление», «кристаллизация», «парообразование»; смысл величин: «относительная влажность», «парциальное давление», «насыщенный пар», «ненасыщенный пар».

 Уметь описывать и объяснять свойства насыщенного и ненасыщенного пара.

У:§35;описание л.р.№9

З: № 20.19, 20.39, 20.47

56

Л.р.№9  «Измерение

относительной влажности воздуха».

Испарение. Влажность. Психрометр.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

У:повт.§31-32; описание л. р.№10 З:№17.23,18.44,  20.40.

57

 Л.р.№10 «Определение

коэффициента поверхностного натяжения».

Жидкое состояние вещества.  

Коэффициент  поверхностного натяжения.

Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения. Представлять результаты измерения в виде таблицы,  делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты.

З:  18.44; 18.52; 18.57; 19.27

58

Обобщающий урок по теме «Термодинамика».

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Первый, второй законы термодинамики. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам

Уметь решать задачи по теме «Термодинамика», в том числе качественные.

У: повт.. §33-35; З:№19.21,20.22, 20.33.

59

К.Р. №7 по теме «Термодинамика»

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам

ЭЛЕКТРОСТАТИКА(9 Ч: К.Р.-1)

Тема; Электрический взаимодействия(3ч) 

60

Природа электричества

Два знака электрических зарядов. Носители электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда.

Знать:понятия: электризация, электрический заряд, носители электрического заряда, закон сохранения электрического заряда.

Уметь объяснять природу электричества от электрона-янтаря до электрона-частицы, электрические взаимодействия и строение вещества

У: § 36;

З:№21.11,21.19,

61

Взаимодействие электрических зарядов

Закон Кулона. Единица электрического заряда. Элементарный электрический заряд.

Знать, что такое точечный заряд, элементарный заряд, дискретность электрического заряда; закон Кулона.

Уметь записывать закон Кулона.

У:§37

З:№21.13,21.23, 21.26

62

Решение задач

(§ 36-37)

Электрическое поле

Знать, что такое точечный заряд, элементарный заряд, дискретность электрического заряда, электрическое поле.

Уметь объяснять, можно ли почувствовать электрическое поле.

З:№21.25; 21.28; 21.33

Тема: Свойства электрического поля (6ч; К.Р. - 1)

63

Напряжённость электрического поля

Напряжённость электрического поля. Напряжённость поля

точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Линии напряжённости.

Знать понятия электрического поля, напряженность поля, виды полей, их графическое изображение; физическую суть принципа  суперпозиции полей.

Уметь рассчитывать напряжённость электрического поля; изображать графически электрическое поле

У: § 38;

З:№22.17,22.26, 22.28

64

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле

Проводники. Проводники в электростатическом поле.

 Диэлектрики. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая  проницаемость.

Знать понятия: проводник, диэлектрик, свободные носители заряда; виды диэлектриков, диэлектрическая проницаемость.

Уметь объяснять, почему электрическое поле действует на незаряженные предметы.

У: § 39;

З:№22.10,22.38, 22.39

65

Потенциал и разность потенциалов

Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле.

Потенциал и разность потенциалов. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью. Эквипотенциальные поверхности.

Знать понятия: потенциал, потенциальная энергия, работа по переносу заряда, разность потенциалов; эквипотенциальные поверхности.

Уметь объяснять связь между разностью потенциалов и напряжённостью; отчего бывают грозы; изображать эквипотенциальные поверхности.

У: § 40;

З:№23.16,23.21, 23.37

66

Электроёмкость. Энергия электрического поля

Электроёмкость. Электроёмкость уединённого проводника. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Знать понятия: электрическая ёмкость проводника, емкость конденсатора, единицы емкости; физическую суть и формулу энергии электрического поля.

Уметь: изображать конденсатор на схеме, рассчитывать электроёмкость конденсатора и энергию электрического поля.

У:§41; З:№23.25,23.47, 23.51.

67

Решение задач

(§38-41)

Электростатика

Уметь применять теоретические знания по теме  «Электростатика» при решении задач.

У:§39—41.

З: № 21.32, 22.35, ;23.42.

68

К.Р. № 8 по теме «Электростатика»

Контрольная работа по материалам ЕГЭ

Подведение итогов учебного года. ( 1 час)

69

Анализ контрольной работы. Подведение итогов учебного года.

Элементы содержания всего курса физики 10  класса. Решение тестовых заданий, заданий части А и В сборников ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся

к урокам

70

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...