"Золотая пятёрка"
материал по физике (9 класс) на тему

Разработка игры "Золотая пятёрка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zolotaya_pyatyorka.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Золотая пятёрка»

9 класс

Цели:

  1. создать условия для развития логического мышления учащихся;
  2. создать условия для проверки знаний учащихся за курс основной школы;
  3. воспитывать умение школьников работать в команде.

Материалы:  конверты  с заданиями для каждой команды, «золотые» медали победителям.

Комментарий: школьники делятся на команды по пять человек, ведущий  объясняет задание, которое выполняется определённое время, затем команда сдаёт выполненное задание жюри; пока жюри проверяет ответы, команды переходят к  выполнению следующего задания. После выполнения последнего задания жюри объявляет результаты по каждому  заданию, комментируют ошибки, подводят общий итог игры  – объявляют название команды, набравшей максимальное количество баллов, «золотой пятёрке» игроков  вручают  призы.  В основе составления заданий лежит принцип, изложенный в книге Е.И. Рогова «Книга практического психолога» (Москва: Владос, 2000).

Тур 1

Задание 1. Устойчивые словосочетание

1. Механическое (движение)

2. Материальная (точка)

3. Равномерное (движение)

4. Свободное (падение)

5. Ускорение (свободного падения)

6. Упругие (деформации)

7. Условие (равновесия рычага)

8. Неподвижный (блок)

9. «Золотое правило» (механики)

10. Коэффициент (полезного действия)

11. Кристаллические (тела)

12. Атмосферное (давление)

13. Отбойный (молоток)

14. Пневматический (тормоз)

15. Сообщающиеся (сосуды)

1б. Барометр-(анероид)

17. Поршневой (жидкостный насос)

18. Гидравлический (пресс)

19. Архимедова (сила)

20. Воздушный (шар)

21. Цена (деления)

22. Физическая (величина)

23. Пройденный (путь)

24. Криволинейная (траектория)

Задание 2. Завершить слово

Вопрос

Варианты ответов

1. динамо...

2. поли...

3. гидро...

4. атмо...

5. баро...

6. водо...

7. паро...

8. тепло...

9. воздухо...

1. динамометр

2. полиспаст

3. гидростатика

4. атмосфера

5. барометр

6. водопровод

7. пароход

8. теплоход

9. воздухоплавание

Задание 3. Кто (что) – раньше  (правильные ответы подчёркнуты)

1. Аристотель – Галилей

3. Торричелли  –  Ньютон

4. Архимед – Гук

5. Пароход –  подводная лодка

6. Дирижабль – воздушный шар

7. Батискаф  –  воздушный колокол

8. Ртутный барометр – барометр-анероид

9. Лебёдка –  подъёмный кран

10. Батисфера – акваланг

11. Артезианский колодец  –  водопровод

Задание 4. Найти  ассоциации

1 ряд

2 ряд

      1. Аристотель

      2. Ломоносов М. В.

           3. Демокрит

      4. Галилей

      5. Ньютон

      6. Гук

      7. Паскаль

      8. Торричелли

      9. Отто фон Герике

    10. Кусто

    11. Пиккар

    12. Архимед

    13. Фултон

14. Герон Александрийский

 15. Монгольфье

1. "золотое правило" механики

2. сила упругости

3. ртутный барометр

4. батискаф

5. атомы

6. "фюзис"

7. воздушный шар

8. пароход

9. плавание тел

10. молекулы

11. инерция

12. давление газов и жидкостей

13. опыт с Магдебургскими шарами

14. акваланг

15. молекулы

Ответы:

1. Аристотель - «фюзис»

2. Ломоносов М. В. - молекулы

3. Демокрит – атомы

4. Галилей - инерция

5. Ньютон - сила всемирного тяготения

6. Гук - сила упругости

7. Паскаль - давление газов и жидкостей

8. Торричелли - ртутный барометр

9. Отто фон Герике - опыт с Магдебургскими  шарами

10. Кусто - акваланг

11. Пиккар - батискаф

12. Архимед - плавание тел

13. Фултон - пароход

14. Герон Александрийский - «золотое правило» механики

15. Монгольфье - воздушные шары

Задание 5. Обобщение понятий

Классы

Понятия

А. Вещество

Б. Физическое тело

В. Физическое явление

Г. Физическая величина

Д. Физический прибор

Е. Техническое устройство

1. шлюз

2. плотность

3. железный брусок

4. воздушный шар

5. затмение Солнца

6. мензурка

7. золото

8. капля воды

9. пневматический тормоз

10. радуга

11. батисфера

12. Луна

13. скорость

14. барометр

15. мощность

16. вода

17. инерция

18. молекула

19. плавание тел

20. гидравлический пресс

21. давление

22. весы

Задание 6. Синтез – объединить обозначения в  формулу.

1

v

s

t

2

ρ

m

V

3

F

m

g

4

F

k

Δx

5

Р

m

g

6

А

F

s

7

N

А

t

8

η

Ап

Аз

9

Р

F

S

10

p

ρ

g

h

11

Fа

ρж

g

Vт

12

F1

F2

S1

S2

13

F2

F2

11

12

14

M

F

1

Задание 7. Сравнение понятий.

Понятие 1

Понятие 2

Общее

Различие

Сила тяжести

Вес

Вес

Сила упругости

Сила упругости

Сила трения

Ртутный барометр

Барометр-анероид

Жидкостный манометр

Металлический манометр

Криволинейная траектория

Прямолинейная траектория

Батискаф

Батисфера

Шлюз

Водомерное стекло

Воздушный шар

Дирижабль

Задание 8. Составить предложения  с использованием  цепочки терминов

Физика - Аристотель - Ломоносов М.В.

Природа - наука - законы

Материя - вещество - поле

Вещество - молекула - атом

Наблюдение - гипотеза - эксперимент

Жидкость - объём - мензурка

Скорость - пройденный путь - время

Траектория - пройденный путь - метр

Аристотель - Галилей - инерция

Взаимодействие - инертность - масса

Плотность - масса - объём

Ареометр - весы - мензурка

Взаимодействие - сила - динамометр

Сила тяжести - масса - ускорение свободного падения

Деформация - сила упругости - закон Гука

Трение покоя - трение качения - трение скольжения

Механическая работа - сила - пройденный путь

Мощность - механическая работа - время

Рычаг - блок - наклонная плоскость

Коэффициент полезного действия - полезная работа - затраченная работа

Архимед - «Эврика» - условие плавания тел

Диффузия - температура - скорость молекул

Взаимодействие молекул - смачивание - капиллярность

Твёрдое тело - жидкость - газ

Давление - сила - площадь

Давление газа - температура - объём

Водомерное стекло - артезианский колодец - шлюз

Атмосфера - атмосферное давление - барометр

Торричелли - Паскаль - Герике

Манометр - поршневой жидкостный насос - гидравлический пресс

Сила Архимеда - объём тела - плотность жидкости

Осадка - водоизмещение - грузоподъёмность

Акваланг - батисфера - батискаф

Тёплый воздух - водород - гелий

Пипетка - ливер - шприц

Например: Поле и вещество – формы существования материи. Для наполнения оболочки воздушного шара используют тёплый воздух, водород или гелий.

Тур 2

Задание 1. Устойчивые словосочетания.

1. механическое (движение)

2. система (отсчёта)

3. равноускоренное (движение)

4. средняя (скорость)

5. период (колебаний)

6. закон сохранения (энергии или импульса)

7. инерциальные (системы отсчёта)

8. реактивное (движение)

9. полная (энергия)

10. пружинный (маятник)

11. свободные (колебания)

12. собственная (частота)

13. сейсмические (волны)

14. длина (волны)

15. агрегатные (состояния веществ)

16. двигатель (внутреннего сгорания)

Задание 2. Завершить слово.

1. кине... (кинескоп)

2. гидро... (гидростанция)

3. вибро... (вибромолот)

4. инфра... (инфразвук)

5. ультра... (ультразвук)

6. тепло... (теплоёмкость)

7. тепло... (теплопроводность)

8. гигро... (гигрометр)

9. психро... (психрометр)

10. паро... (паровоз)

11. тепло... (тепловоз)

Задание 3. Кто (что) – раньше.

1. Зенон - Галилей

2. Галилей - Ньютон

3. Ломоносов - Гельмгольц

4. Стефенсон - Даймлер

5. Ленуар - Дизель

6. Декарт - Юнг

7. дизель - карбюратор

8. термос - термометр

9. камертон - фонограф

10. станция «Мир» - станция «Салют»


Задание 4. Найти ассоциации.

1 ряд

2 ряд

1. Галилей

2. Ньютон

3. Декарт

4. Циолковский К. Э.

5. Королёв С. П.

6. Юнг

7. Гельмгольц

8. Цельсий

9. Рей

10. Майер

11. Даймлер

12. Джоуль

13. Ленуар

14. Стефенсон

15. Кюньо

16. Треветик

17. Дизель

18. Костович О.

19. Уатт Дж.

20. Черепановы Е. А. и М. Е.

1. паровая машина

2. космическая ракета

3. свободное падение тел

4. импульс

5. термометр

6. энергия              

7. закон сохранения энергии

8. паровоз

9. паровая тележка

10. карбюратор

11. дизель

12. двигатель внутреннего сгорания

Ответы:

1. Галилей - свободное падение тел

2. Ньютон - законы движения тел

3. Декарт - импульс

4. Циолковский К. Э. - космическая ракета

5. Королёв С. П. - космическая ракета

6. Юнг - энергия

7. Гельмгольц - закон сохранения энергии

8. Цельсий - термометр

9. Рей -  термометр

10. Майер - закон сохранения энергии

11. Даймлер - карбюратор

12. Джоуль - энергия

13. Ленуар - двигатель внутреннего сгорания

14. Стефенсон - паровоз

15. Кюньо - паровая тележка

16. Треветик - паровоз

17. Дизель - дизель

18. Костович О. С. - карбюратор

19. Уатт - паровая машина

20.Черепановы Е. А. и М. Е. -  паровоз

Задание 5. Составить предложения  с использованием  цепочки терминов.

Кинематика - динамика - статика

Тело отсчёта - система координат - часы

Ускорение - изменение скорости - время

График скорости - скорость - время

Пройденный путь - ускорение - время

Пройденный путь - скорость - время

Пройденный путь - ускорение - скорость

Период - частота - число оборотов

Аристотель - Галилей - Ньютон

Сила - масса - ускорение

Импульс тела - масса - скорость

Кальмар - осьминог - ракета

Кибальчич Н. И. - Циолковский К. Э. - Королёв С. П.

Механическая работа - энергия - джоуль

Гидроэлектростанция - кинетическая энергия - потенциальная энергия

Амплитуда - период - частота

Колебания - пружинный маятник - нитяной маятник

Резонанс - частота - энергия

Скорость - длина волны - частота

Акустический звук - инфразвук - ультразвук

Длительность звука - реверберация - эхо

Температура - скорость молекул - внутренняя энергия »

Цельсий - Фаренгейт - Реомюр

Внутренняя энергия - работа - теплопередача

Теплопроводность - конвекция - излучение

Природа вещества - масса - температура

Твёрдое тело - жидкость - газ

Газ - сублимация - десублимация

Жидкость - кристаллизация - плавление

Парообразование - испарение - кипение

Порох - торф - нефть

Паровая машина - двигатель внутреннего сгорания - паровая турбина

Тревитик - Стефенсон - Черепановы

Отто - Даймлер - Костович О.С.

Например: Кинематика, динамика, статика - разделы механики. График скорости показывает зависимость между скоростью тела и временем движения.

Задание 6. Обобщение понятий.

Классы

Понятия

А. Физическая величина

Б. Физические приборы

В. Физические явления

Г. Техническое устройство

1. ускорение

2. ракета

3. эхо

4. импульс

5. звук

6. пружинный маятник

7. период

8. движение

9. громкость звука

10. конвекция

11. количество теплоты

12. калориметр

13. кипение

14. гигрометр

15. двигатель внутреннего сгорания

16. температура

17. испарение

18. сублимация

19. паровая машина

20. удельная теплоёмкость

21. излучение

22. инфразвук

23. частота

24. колебания

25. резонанс

Задание 7. Объединить обозначения в формулы.

1

a

v

v0

t

2

s

v

a

t

3

s

v

v0

t

4

s

v

v

a

5

T

n

6

v

r

T

7

F

m

a

8

vр

vт

mр

mт

9

Eк

m

v

10

Eр

m

g

h

11

p

m

v

12

T

t

n

13

ν

n

14

T

k

m

15

T

l

g

16

v

λ

ν

17

ΔU

A

Q

18

Q

r

m

19

Q

λ

m

20

Q

q

m

21

η

Q

A

22

Q

c

m

Δt

Задание 8. Третий лишний.

1 ряд

2 ряд

I

1. кинематика

2. механика

3. статика

4. динамика

II

1. эхо

2. акустика

3. статика

4. метроном

Ш

1. путь

2. импульс

3. скорость

4. секунда 

IV

1. Циолковский К. Э.

2. Королёв С.П.

3. Жуковский Н.Е.

4. Кибальчич Н.И.

V

1. конвекция

2. излучение

3. теплопередача

4. количество теплоты 

VI

1. испарение

2. конденсация

3. плавление

4. жидкость 

VII

1. порох

2. алюминий

3. водород

4. уголь

I

1. частота

2. период

3. амплитуда

4. резонанс

II

1. пароход

2. техника 

3. самолёт

4. поезд

III

1. летучая мышь

2. собака

3. дельфин

4. кит

IV

1. сила

2. ускорение

3. масса

4. килограмм 

V

1. количество теплоты

2. Джоуль

3. Майер

4. Ломоносов М. В.

VI

1. твёрдое тело

2. плавление

3. кристаллизация

4. испарение

VII

1. пароход

2. паровоз

3. автомобиль

4. трамвай

Тур 3

Задание 1. Устойчивые словосочетания.

1. электрические заряды (взаимодействия)

2. заряженные (тела)

3. радиоактивные (лучи)

4. химические (элементы)

5. атомное (ядро)

6. камера (Вильсона)

7. ядерные (силы)

8. электрический (ток)

9. гальванический (элемент)

10. параллельное (соединение проводников)

11. лампа (накаливания)

12. магнитное (поле)

13. постоянные (магниты)

14. азбука (Морзе)

15. телеграфный (аппарат)

16. электромагнитное (поле)

17. преломление (света)

18. солнечное (затмение)

19. гравитационное (взаимодействие)

20. искусственный (спутник Земли)

Задание 2. Кто (что) - раньше

1. Фалес - Фарадей

2. Резерфорд - Максвелл

3. Кулон - Гильберт

4. Ампер - Вольта

5. Гальвани - Лоренц

6. Ньютон - Кавендиш

7. электромагнит - компас

8. очки - фотоаппарат

9. микроскоп - телескоп

10. лампа накаливания - громоотвод 

11. телеграфный аппарат - телетайп

12. радиоприёмник – электродвигатель

Задание 3. Найти ассоциации.

1. Фалес

2. Гильберт

3. Резерфорд

4. Фарадей

5. Максвелл

6. Франклин

7. Вольта

8. Гальвани

9. Ампер

10. Ом

11. Стерджин

12. Якоби

13. Дагер

14. Альхазен

15. Ньютон

16. Кавендиш

17. Коперник

18. Галилей

19. Королёв С.П.

1. Искусственные спутники Земли

2. Свободное падение тел

3. Гелиоцентрическая система мира

4. Гравитация

5. Камера-обскура

6. Фотоаппарат

7. Электромагнит

8. Связь между силой тока, напряжением и сопротивлением

9. Строение атома

10. Электризация

11.Электрическое поле

12. Громоотвод

13. Физиологическое действие электрического тока

14. Источник тока

15. Взаимодействие электрических токов  

16. Электродвигатель

Ответы:

1. Фалес - электризация

2. Гильберт - электризация

3. Резерфорд - строение атома

4. Фарадей - электрическое поле

5. Максвелл - электрическое поле

6. Франклин - громоотвод

7. Вольта - источник тока

8. Гальвани - физиологическое действие тока

9. Ампер - взаимодействие токов

10. Ом - связь между силой тока, напряжением и сопротивлением

11. Стерджин - электромагнит

12. Якоби - электродвигатель

13. Дагер - фотоаппарат

14. Альхазен - камера-обскура

15. Ньютон - гравитация

16. Кавендиш - гравитация

17. Коперник - гелиоцентрическая картина мира

18. Галилей - свободное падение тел

19. Королев С. П. - искусственные спутники Земли

Задание 4. Объединить обозначения  в формулы.

1

A

N

Z

2

I

q

t

3

U

A

q

4

R

ρ

l

S

5

I

U

R

6

A

I

U

7

P

A

t

8

Q

I

R

t

9

D

F

10

F

G

m

m

R

11

F

m

g

12

h

g

t

13

v

G

M

R

Задание 5.  Завершить слово.

1. электро...

2. электро…

3. электро...

4. теле...

5. пери...

6. громо...

7. вольт...

8. ампер...

9. фото...

10. пере...

1. электродвигатель

2. электромагнит

3. электроскоп

4. телевидение

5. перископ

6. громоотвод

7. вольтметр

8. амперметр

9. фотоаппарат

10. перегрузка

Задание 6. Обобщить понятия.

Класс

Понятие

А. Форма материи

Б. Физическое явление

В. Физическая величина

Г. Физический прибор

Д. Техническое устройство

1. электризация

2. электрическое поле

3. сила тока

4. громоотвод

5. вольтметр

6. химическое действие тока

7. работа электрического тока

8. электромагнит

9. сила Ампера

10. телевизор

11. перископ

12. солнечное затмение

13. оптическая сила линзы

14. преломление света

15. микроскоп

16. атом

17. магнитное поле

18. сопротивление

19. тепловое действие электрического тока

20. электродвигатель

21. амперметр

22. лампа накаливания

23. мощность электрического тока

24. напряжение

25. телеграф

26. сила Лоренца

27. линза

28. отражение света

29. фокусное расстояние линзы

30. телескоп

31. лунное затмение

Задание 7. Составить предложения  с использованием  цепочки терминов.

Электрический заряд - притяжение - отталкивание

Электрические заряды - проводники - диэлектрики

Атом - ядро - электроны

Фарадей - Максвелл - электрическое поле

Электрический ток - движение - электрические заряды

Источник тока - провода - потребители

Сила тока - электрический заряд - амперметр

Напряжение - работа тока - вольтметр

Электрическое сопротивление - длина проводника - площадь поперечного сечения

Сопротивление - реостат - сила тока

Работа электрического тока - быт - счётчик

Тепловое действие тока - предохранитель - лампа накаливания

Магнитное поле - постоянные магниты - проводник с электрическим током

Соленоид - стальной сердечник - электромагнит

Сила Лоренца - поток электронов - кинескоп

Сила Ампера - рамка с током - электромагнит

Максвелл - электромагнитное поле - электромагнитная волна

Свет - электромагнитная волна - зрительные ощущения

Тень - точечный источник света - непрозрачное тело

Перископ - плоское зеркало - отражение света

Преломление света - линза - призма

Камера-обскура - Дагер - фотоаппарат

Свет - глаз - хрусталик

Очки - дальнозоркость - близорукость

Линза - микроскоп - телескоп

Линза - фокусное расстояние - оптическая сила

Взаимное притяжение - гравитация - гравитоны

Ньютон - система Земля-Луна - закон всемирного тяготения

Гравитационная постоянная - Кавендиш - крутильные весы

Галилей - свободное падение тел - ускорение свободного падения

Свободное падение - масса - ускорение свободного падения

Первая космическая скорость - масса Земли - радиус Земли

Задание 8. Третий лишний.

1 ряд

2 ряд

I

1. Ом

2. Вольта

3. Ампер

4. Галилей 

II

1. сила тока

2. реостат

3. напряжение

4. сопротивление

III

1. химическое действие тока

2. тепловое действие тока

3. магнитное действие тока

4. лампа накаливания 

IV

1. аккумулятор

2. гальванический элемент

3. громоотвод 

4. солнечная батарея

V

1. экран телевизора

2. свеча

3. молния

4. лампа накаливания

VI

1. фотоаппарат

2. линза

3. призма

4. зеркало

VII

1. сила тяжести

2. динамометр

3. вес

4. масса тела

I

1. Галилей

2. Ньютон

3. Кавендиш

4. Ампер 

II

1. вольтметр

2. амперметр

3. реостат

4. сила тока 

III

1. проводник

2. предохранитель

3. лампа накаливания

4. напряжение 

IV

1. нейтрон

2. протон

3. медь 

4. электрон

V

1. Луна

2. звёзды

3. молния

4. экран телевизора 

VI

1. перископ

2. очки

3. дальнозоркость

4. близорукость

VII

1. магнитное поле

2. гравитация

3. сила Ампера

4. сила Лоренца

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая пятёрка

Игра для учащихся 7-8 классов. Цель: развитие логического мышления учащихся...

Великолепная пятёрка

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов. Проводится в рамках недели по химии. Включены задания разной степени сложности: знание классов неорганических соединений, проведение лабораторных опыто...

"К пятёрке шаг за шагом"

Авторская программа по русскому языку 5 кл.Групповые и индивидуальные занятия....

Классный час о пользе здорового питания "Вредная пятёрка и полезная десятка"

В школе преобладающим фактором является воспитание здорового человека через внедрение здоровьесберегающих технологии в обучении и образовании. В школьном возрасте закладываются основные навыки п...

Математическая игра для шестиклассников "Великолепная пятёрка"

Материалы для проведения  общешкольного (общегородского) мероприятия. Игра состоит из пяти этапов, включающих в себя элементы известных игр: брейн-ринг, дешифровщик и др....

Новогодняя музыкальная сказка "Верните пятёрки!"

Сказка рассчитана на обучающихся 6 класса. Большое количество действующих лиц....

Сценарий праздника для первоклассников «Охотники за пятёрками», посв. Дню знаний

Цель: создать условия для положительной мотивации к учению у первоклассников путем применения игровых форм обучения.Задачи:- создать положительный эмоциональный настрой на начало занятий;- способствов...