Урок-соревнование по физике в VIII классе по теме «Тепловые явления» +презентация
презентация к уроку по физике (8 класс) на тему

Санин Юрий Владимирович

Урок-соревнование проводится  для повторения темы «Тепловые явления» в VIII классе. Использование презентации позволяет повысить наглядность  и заинтересованность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-соревнование проводится  для повторения темы «Тепловые явления» в VIII классе. Учащиеся делятся на 2 команды, примерно равные по силам.  Каждая команда выбрала себе капитана и название. В качестве домашнего задания к этому уроку каждая команда должна была  подготовить демонстрацию какую-либо теплового явления, используя оборудование, подготовленное самостоятельно из подручных средств. Демонстрация должна  длится  не более 3-х минут, поэтому установку для демонстрации готовят до урока. Необходимо учащимся напомнить  о соблюдении ТБ при выполнении опытов. Оцениваться будет как  работа команды целиком, так и работа каждого учащегося. Учитель  в заранее приготовленную ведомость  вносит результаты  ответов   каждого учащегося. В итоге побеждает команда, набравшая больше положительных результатов.

            Урок-соревнование  ( по теме « Тепловые явления»   8 кл.)   Слайд1

        Цели урока: - систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний,  

                          -осуществить обобщение и контроль   знаний  материала;

                         - развивать внимание , наблюдательность, воображение и фантазию;

                         - воспитания умения выслушивать товарища;

                          - развивать стремление к познанию.

   Оборудование:  карточки, таблицы, экран, мультимедийный проектор, компьютер.

   Тип урока:  урок  повторения и контроля знаний.

I этап.  Эксперимент.(10 мин) Слайд2.Одна из команд демонстрирует  на своей установке тепловое явление, а команда – соперник  должна объяснить наблюдаемое явление. Затем  команды «меняются местами». Оценивается простота и оригинальность установки, наглядность, точность комментария.

II этап. Внимательность.(4 мин) Слайд 3.Прослушав  фрагмент  рассказа  выписать в карточку за 2 минуты названия тепловых явлений, упомянутых в тексте.

… В воскресенье мы с Сашкой собрались на рыбалку, но с утра крупными хлопьями повалил снег, а лужи покрылись льдом. Я с радостью натянул полушубок, валенки и выскочил на улицу. Снежинки падали на мои ладони и лицо, тут же превращаясь в капельки воды. Надев варежки, я поиграл в снежки, от чего варежки сделались мокрыми и рукам стало холодно. Вернувшись в дом, я подложил в плиту дров, повесил мокрые варежки поближе к духовке и из кипящего чайника  налил в кружку немного воды, чтобы быстрее согреть руки…

III этап. Величины.(5 мин) Слайд4 На экране  вы видите буквы, которыми в физике обозначают физические величины

(Q, c, m.,t ,q, L, λ ). Записать в карточку названия физических величин,  которые в разделе физики «Тепловые явления» обозначаются этими буквами. Укажите единицы измерения этих величин.      

 IV этап. Физкульт.минутка. (2 мин) Слайд5 Чтобы успешно продолжить наше соревнование, необходимо сделать передышку. (Звучит классическая  музыка  с ПК). Положите ручки, руки опустите, глаза закройте. Напрягите на несколько секунд все мышцы, делая при этом полный выдох. Затем, расслабляясь, медленно делаем вдох.    После выполнения  упр.делаем  гимнастику для глаз. .( Повторить  3 раза).

Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их.

Переводи взгляд с ближних предметов (рама окна) на дальние предметы (на линии горизонта). Делай круговые движения глазами: по часовой стрелке и против.

Вытяни вперед руку.  Следи взглядом  за кончиком  пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

V этап. Формула.( 3 мин.) Слайд 6. Найти соответствие и записать в карточках в виде :(ЧИСЛО; БУКВА).

                                                                                                 

   1.                             А.                                    1.                                      А.

                                                                                                                   

        Б.                                     2.                                    Б.

   2.                

                                                                                                                  В.

   3.                              В.                                    3.

                                                                                                                         

   4.        Г.

                                      Г.        4.

     

    5.        Д.

                                      Д.        5.

VI этап. Задачи( 8 мин..) Слайд 7.Посвящен решению         качественных задач. Задачи записаны на карточках, представители команд вытаскивают эти карточки-билеты и отвечают на поставленный там вопрос. Если не могут ответить, просят помощи у команды. Не справляется команда - помогает команда-соперница, но первая команда баллы теряет.

  1. Почему сады не разводят в низинах? С какими физическими явлениями это связано? (От в е т. Холодный  воздух скапливается внизу, как более плотный; в низких местах чаще бывают заморозки.)

2. Где рациональнее расположить трубы внутри холодильника на молочнотоварной ферме, те трубы, по  которым течет охлаждающая жидкость: вверху или внизу?

        3. Почему глубокий рыхлый снег предохраняет озимые посевы от вымерзания?

        4. Какая из почв - глинистая или черноземная - имеет большую теплопроводность?

   5.Почему при рыхлении почвы ее теплопроводность уменьшается? Надо ли это учитывать?

6.Почему для растений опасно их покрытие ледяной коркой? (О т в е т. Теплопроводность льда в 20 раз    больше, чем снега, поэтому растения вымерзают.)

7.Почему озимая пшеница, посеянная по стерне, лучше переносит суровые зимы, чем посеянная по   вспаханной         почве?  (О т в е т.Стерня задерживает снеговой покров, являющийся плохим проводником тепла.)

8.Чем можно объяснить, что некоторые виды птиц (тетерева, глухари, рябчики, куропатки и др.) зимой   зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда по нескольку суток?

9. Для каких растений, посеянных на темных или светлых почвах, наиболее опасны весенние заморозки?  Почему?

  10.На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?».

VII этап.  Вещи (Если останется время Слайд 8.) Объяснить назначение вещей, изображения которых даны на экране  и назвать тепловые процессы, связанные с ними. Команды по очереди выбирают вопросы для ответа.

1.Газовая горелка                5.Радиатор отопления   9.Шуба

2.Варежки                            6.Чайник                         10.Солнце

3. Печь                                  7.Обогреватель

4.Утюг                                   8.Холодильник

В конце урока команды сдают подписанные карточки, а в качестве домашнего задания учащиеся должны  разгадать  кроссворд (раздается на листах).

 Итоги соревнования подводятся на следующем уроке по карточкам, записям учителя, с учётом решения кроссворда и выставляются оценки.

Кроссворд(5 мин.) Слайд 9.

(Ответы:1.Плавление.2. Энергия. 3. Отвердевание. 4.Конденсация. 5.Снег. 6. Испарение. 7. Кипение. 8.Топливо .9.Бензин.)

Слайд 10.

Дополнительные вопросы по теме.

  Для чего зимой на радиаторы автомобилей надевают утепленные чехлы?

  Почему корабль, отправляющийся в тропические страны, обычно имеет светлый тон?

 Почему космические корабли и самолёты окрашивают в серебристый цвет?

 Зачем на цилиндрах мотоциклетных двигателей устроены тонкие и широкие ребра?

 В каком доме теплее - в деревянном или  кирпичном? Почему? (О т в е т. В    

 деревянном, так как дерево имеет  меньшую теплопроводность.)

Почему строители применяют пористые материалы - пористый кирпич, войлок, стеклянную вату?        Что делают строители, чтобы утеплить стены, пол, потолок, двери, окна здания?

 Для чего между досками стен сарая засыпают опилки?

Почему потолки скотных  дворов, жилых домов засыпают сухим шлаком, сухой  

   землей?

  Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?

   Почему окна домов делают из двойных рам?

   Почему ручки кастрюль и чайников делают не металлическими?

 

Составить кроссворд с ключевым словом.

1 - Как называется хаотическое движение молекул в теле?  2 - Вид теплопередачи. 3 - Тепловой двигатель, в котором пар или газ, вращают вал без помощи поршня, шатуна и кривошипа. 4 - Сосуд, хранящий пищу горячей. 5 - Вид теплопередачи, в котором энергия переносится струями газа или жидкости. 6 - Прибор, состоящий из двух сосудов, разделенных воздушным промежутком. 7 - Вид теплопередачи, осуществимый и в вакууме. 8 - Энергия, определяемая движением и взаимодействием молекул в теле. 9 - Процесс, обратный плавлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-зачёту по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления

Презентация к уроку-зачёту по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления...

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления.

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления....

обобщающий урок по физике в 8 классе по теме"Тепловые явления".

Обобщающий  урок  по  физике в 8 классе по  теме"Тепловые явления" содержит презентацию к  уроку и план - конспект урока. Содержит в  себе терминологический диктант, рабо...

Разработка КВНа по физике в 8 классе по теме "Тепловые Явления"

Данна разработка помогает повторить материал темы "Тепловые явления" и хорошая разработка внеклассного часа. можно использовать при проведении недели физики...

Контрольные и самостоятельные работы по физике для 8 класса по теме «Тепловые явления»

Комплект задач для самостоятельных и контрольных работ по физике в 8 классе по теме «Тепловые явления»...