Опыт работы и открытый урок на тему: "Условия плавания тел"
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Логвиненко Ольга Викторовна

Опыт своей педагогической работы и этот  урок я представляла в экономическом лицее № 14 г. Ростова-на-Дону на финале конкурса "Учитель года Дона - 2015".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок-исследование по физике в 7 классе

Тема: «Условия плавания тел»

Тип урока: изучение, материала путем исследования

Цель урока: систематизировать и закрепить знания; подготовить учащихся к восприятию нового материала,  организовать деятельность учащихся по выяснению условий плавания тел в зависимости от плотности жидкости и тела,  развивать умения делать выводы по результатам экспериментальных заданий, развивать творческую активность, творческие способности учащихся. Показать использование условий плавания тел в технике. Содействовать развитию памяти, познавательных интересов; содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения.

  • Применять на практике условия плавания тел
  • Характеризовать условия плавания тел двумя способами
  • Применять знания, полученные на уроке для решения задачи, важной в экстремальной жизненной ситуации
  • Проводить демонстрационные эксперименты

Предметные результаты

  • Формировать умение формулировать условия плавания тел

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД

  • Осознавать важное значение этой темы

Познавательные УУД

  • Проведение исследовательской работы
  • Представление информации в виде таблиц

Коммуникативные УУД

  • Формирование умения слушать и понимать речь других людей
  • Излагать свое мнение, участвовать в диалоге
  • Работать в группе, участвовать в выработке решения
  • Преодолевать конфликты, уметь договариваться

Регулятивные УУД

  • Составлять план решения проблемы, формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами
  • Выдвигать версии при работе в группе.

Предполагаемые результаты:

Знать: Условия плавания тел.

Уметь: Экспериментально выяснять условия плавания тел.

Оборудование: Интерактивная доска, индивидуальные карточки – задания и соответствующее оборудование к каждому заданию, таблица плотностей, исследуемые материалы.

Ход урока.

1 этап. Знакомство. Настрой на деловой ритм работы. Постановка проблемы.

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Викторовна. Я работаю учителем физики в Чалтырской школе № 1, в такой же школе, как ваша, и с такими же детьми, как и Вы. Чалтырь находится в 12 км от Ростова на Дону.

Ребята, Вы живете в прекрасном городе.

  Ростов-на-Дону считается одним из красивейших городов на юге России. Он знаменит не только историческими и архитектурными памятниками, но и поражает красотой природы

Слайд 2. Славится своей красотой и Зеленый остров. Ребята, кто из вас отдыхал на Зеленом острове? Где расположен Зеленый остров? Зеленый остров, расположен в нижнем течении реки Дон. По соседству с Зеленым островом с юга в основном русле Дона расположен остров Быстрый, он намного меньше по размерам, но также поражает своей красотой. (Слайд острова)

Представим ситуацию: Два друга, вашего возраста весенним теплым днем,  отправились на остров Быстрый. Они бегали, играли, веселились, ловили рыбу, и не заметили изменения погода. Пошел дождь, подул сильный ветер, лодку унесло течением. Они оказались изолированными на острове.

Сформулируйте предположения, как ребятам безопасно переправиться с острова. (Ждать помощи в палатках, позвонить по телефону, переплыть реку, построить плот). Остановимся на версии - построить плот

Слайд 3. Как себя может повести плот в воде с ребятами. Выскажите свое мнение. (Удержит ли плот друзей?)

Чтобы точно знать, как поведет себя плот с ребятами в воде, мы  должны пополнить свои знания

Тогда начнем.

2 этап. Подводящий к теме проблемный диалог

Демонстрация учителя  1. Посмотрите, вот у меня два одинаковых яйца, а вот два сосуда с жидкостью. Как вы думаете, что произойдет с этими яйцами, если я опущу их в сосуды с жидкостью. (гипотезы…..)

Как вы думаете, почему в одном сосуде яйцо плавает на поверхности, а в другом опускается на дно.(… Еще кто хочет высказать свое предположение).

Как вы думаете, зависит ли такое различное поведение яиц в жидкости от самих яиц? (не зависит). А от чего тогда зависит? (от плотности жидкости).

Ребята, вы видите, что плавает яйцо на поверхности  жидкости, с частичным погружением или тонет, то есть, находится на дне, зависит от определенных условий. В нашем случае, от какого условия это зависит? (От плотности жидкости)

Предположите, что мы будем изучать сегодня на уроке и сформулируйте тему урока.

Слайд 4.

Условия плавания тел

3 этап. Исследовательская работа.

Слайд 5.  У нас не просто урок, а урок –  исследование. Сейчас, вы будете исследовать в группах условия различного поведения тел в жидкостях. Для каждого из Вас  на столе лежит опорный конспект. Вы работаете с этими опорными конспектами.  

На 1 странице вашего конспекта задание №1. Сейчас, внимательно прочитайте условие задания. (Читают….).   У кого появились вопросы по выполнению задания. Первая группа прокомментируйте, что вы будете сравнивать. Вторая группа, что вы будете сравнивать. Что будет сравнивать третья группа?  После исследования в своем опорном конспекте на странице 1 заполните таблицу. Сравните плотности. Запишите результат наблюдения и ответьте на вопрос. Обсудите в своей группе результаты исследования. Затем аналогично оформите ярким маркером эту таблицу, чтобы прикрепить ее на доске.

Вопросы?

Приступайте к выполнению задания

Группа 1.

Задание 1.

1. Поместите в сосуд с водой кусочек пенопласта. Сравните по таблице плотности пенопласта и воды.  Пронаблюдайте, как ведет себя пенопласт. Заполните таблицу, запишите результат наблюдения.

2.Поместите в сосуд с водой кусочек дерева. Сравните плотности дерева и воды.  Пронаблюдайте, как ведет себя дерево. Заполните таблицу, запишите результат наблюдения.

Ответьте на вопрос? Как глубина погружения  тела в жидкость зависит от его плотности?

Плотность тела

Плотность жидкости

Сравните

 и

Результат набл.

  • тонет;
  • плавает, частично погрузившись в воду;
  • плавает, полностью погрузившись в воду.

=240

 = 1000

             

 = 1000

             

Сравните:                                    

                                             

Ответьте на вопрос: Как глубина  h погружения    тела в жидкость  зависит от его плотности ?

Чем            ,   тем            глубина погружения h.

Чем            ,   тем           глубина погружения h.

Группа 2.

Задание 1.

  1. Налейте в сосуд с водой  масло. Сравните плотности масла и воды.  Пронаблюдайте, как ведет себя масло. Заполните таблицу, запишите результат наблюдения.

2. Налейте в сосуд с  подкрашенной водой глицерин. Сравните плотности воды и  глицерина. Пронаблюдайте, как ведет себя глицерин. Заполните таблицу, запишите результат наблюдения.

Ответьте на вопрос: Почему данные жидкости располагаются таким образом?

Плотность тела

Плотность жидкости

Сравните

 и

Результат наблюдения:

  • какая из жидкостей располагается на поверхности;
  • какая, на дне.

= 930

 

 = 1000

     

= 1260

  = 1000

       

Ответьте на вопрос: Почему данные жидкости располагаются таким образом?

Группа 3.

Задание 1.

1. Поместите в сосуд с соленой водой картофель. Сравните плотности картофеля и соленой воды.  Пронаблюдайте, как ведет себя картофель. Заполните таблицу, запишите результат наблюдения.

2. Поместите в сосуд с пресной водой картофель. Сравните плотности картофеля и пресной воды.  Пронаблюдайте, как ведет себя картофель. Заполните таблицу, запишите результат наблюдения.

Ответьте на вопрос. Почему картофель ведет себя по - разному в соленой и пресной воде.

Плотность тела

Плотность жидкости

Сравните

 и

Результат наблюдения:

  • картофель тонет;
  •  плавает

=1180

 =1230

             

=1180

  = 1000

           

Ответьте на вопрос: Почему картофель ведет себя по - разному в соленой и пресной воде.

Подведем итог. Первая группа, прикрепите таблицу на доске, вторая группа прикрепите свою таблицу с результатами исследования на доске, третья группа, пожалуйста. Прокомментируйте результаты вашего исследования.

Ребята в конспекте на первой  странице внизу есть таблица, которую надо заполнить.   Обобщите свои   исследования. Итак, что у Вас получилось?

Общие выводы.

Условия плавания тел

Тела  тонут

Тела всплывают на поверхность

Тела плавают внутри жидкости

ρ тела           ρ жидкости

ρ тела          ρ жидкости

ρ тела       ρ жидкости

 Проверьте на слайде общие результаты ваших исследований.

Слайд 6.

Если плотность тела больше плотности жидкости, то  тело тонет.

Если плотность тела меньше плотности жидкости, то  тело плавает частично погрузившись в жидкость

(как вы думаете, где будет находится тело, если его плотность  будет равна плотности жидкости)

 Если плотность тела равна плотности жидкости, то  тело плавает полностью погрузившись в жидкость.

  4. этап. Закрепление. Групповая работа. Работа с таблицами

Откройте страницу 2 своего конспекта и внимательно  прочитайте условие задание № 2.

Таблица Плотности

Вещество

Бензин

Вода чистая

Керосин

Нефть

Ртуть

Спирт

Ацетон

Серная кислота

Вода морская

Эфир

710

1000

800

800

13600

800

790

1800

1030

710

Группа №1.

Задание 2.

 Выберите жидкости из таблицы «плотности», в которых дубовый кубик будет плавать частично погрузившись. (Вода, ртуть, серная кислота, морская вода)

Дубовый кубик

800 .

Группа № 2.

Задание 2.

Выберите жидкости из таблицы «плотности», в которых дубовый кубик будет плавать полностью погрузившись. (Керосин, спирт, нефть)

Дубовый кубик

800 .

Группа № 3.

Задание 2.

Выберите жидкости из таблицы «плотности», в которых дубовый кубик будет тонуть. (Ацетон, эфир, бензин)

Дубовый кубик

800 .

 

Первая группа, какие жидкости из таблицы вы будете выбирать?

Вторая группа …

Третья группа …

 Итак, приступайте.

Первая группа, перечислите жидкости, в которых дубовый кубик будет плавать, частично погрузившись в жидкость.

Вторая группа, перечислите жидкости, в которых дубовый кубик будет плавать, полностью погрузившись в жидкость.

Третья группа, перечислите жидкости, в которых дубовый кубик будет тонуть.

Слайд 7. 5 этап. Понятие силы Архимеда.

Чтобы определить, как поведет себя тело в жидкости, что мы сравнивали? (плотность этого тела с плотностью жидкости). Но есть еще один способ определения Условия плавания тел. Что еще можно сравнить? (Силы)

Откройте страницу 3 опорного конспекта.

C:\Users\dir\Desktop\областной конкурс\картинка для урока.jpg

Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость? (сила тяжести и сила Архимеда)

Куда направлены эти  силы? (Сила тяжести вниз, а сила Архимеда вверх)

Вспомним формулы. Что такое сила тяжести и чему она  равна?

(Это сила притяжения тела к Земле,

 , но масса тела , где      - плотность тела,   V – объем всего тела.    Подставим в  формулу силы тяжести  и получим

  (формула крепится на доске). Назовите единицы массы, плотности, гравитационной постоянной, силы тяжести.

Что такое сила Архимеда и чему она равна? (На тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила.)

, где   - объем погруженной в жидкость части тела (Объем той части тела, которая погружена в жидкость). (формула крепится на доске) Назовите единицу силы Архимеда.

Рассмотрим положение каждого тела?

  1. Где находится тело? (На поверхности) Сравните плотность тела и плотность жидкости.

А теперь сравните силу тяжести и силу Архимеда (сила Архимеда больше силы тяжести)

  1. Где находится тело? Сравните плотность второго тела и плотность жидкости.

Сравните силу тяжести и силу Архимеда

  1. Где находится тело? Сравните плотность третьего тела с плотностью жидкости.

Сравните силу тяжести и силу Архимеда

Итак, назовите два способа определения условий плавания тел. Какие величины мы должны сравнить?

  1. архимедову силу и силу тяжести 2.  плотности жидкости и находящегося в ней тела).

Подведем итог.

Ребята на 3 странице  вашего конспекта есть таблица «Условия плавания тел» В этой таблице представлены два способа определения  условий плавания тел. Заполните ее, сравните соответствующие величины.

Итак, что у вас получилось.  

Слайд 8. Посмотрите на слайде ваши выводы оформлены в таблице.

Условия плавания тел

Тела тонут тогда, когда

Тела всплывают на пов-ть жидкости, тогда, когда

Тела плавают внутри жидкости тогда, когда

ρ тела > ρ жидкости

ρ тела < ρ жидкости

 ρ тела = ρ жидкости

Fтяж > FA

Fтяж < FA

Fтяж = FA

 Настало время вспомнить о наших друзьях.

Что с ними произошло ….

Теперь у нас есть определенный багаж знаний, чтобы помочь нашим друзьям  безопасно переправиться с острова.

Один из мальчиков, собираясь на природу, захватил с собой веревку, а другой мальчик любил читать журнал «Самоделкин», поэтому они знают, как смастерить плот

6. этап. Поиск решения проблемы.

 Слайд 9. Уточним условие задачи

Задача. Удержит ли плот, связанный из 5  сосновых бревен, в речной воде двух ребят, если объем каждого бревна = 0,2, а  общая  масса  друзей m=100кг?

Посмотрите на доску. (Вывешиваю на доску чертеж плота с грузом). Кто желает выйти и расставить силы, действующие на плот с грузом. (Стрелки на магнитиках)

Какие силы действуют на плот? Куда они направлены? (На плот действует сила тяжести и сила Архимеда)

Какая сила действует на груз. Куда она направлена. (Сила тяжести, направлена вниз)

Ребята, как вы думаете, как поведет себя деревянный плот в воде без ребят.

Почему?

Посмотрите по таблице плотности дерева и воды. Сравните их.

Плотность дерева меньше плотности воды, поэтому плот будет на поверхности воды.

Как вы думаете, что надо сравнивать, чтобы определить, как поведет себя плот с грузом. Наши ребята – это и есть груз? (Силы. Силу Архимеда, действующую на  плот и силу тяжести). Чему равна сила тяжести? (Сумме силы тяжести плота и силы тяжести ребят)

Когда плот  с детьми будет плавать на поверхности. (Когда сила Архимеда больше суммы силы тяжести плота и силы тяжести ребят)

Сейчас, откройте страницу 4 вашего конспекта.

Итак, еще раз прочитайте условие задачи, что нам дано

……………………………

Решение задачи разобьём по группам

Первая группа находит силу Архимеда, действующую на  плот.

Вторая группа силу тяжести, действующую на  плот. Третья группа силу тяжести, действующую на  друзей.

А потом вместе сравним силы. И сделаем выводы

Приступайте…………………………………….

Итак, первая группа, по какой формуле вы находили силу Архимеда, действующую на плот. И чему она равна. Слайд 10.

 Вторая группа, по какой формуле, вы находили силу тяжести, действующую на плот и чему она равна.     Слайд 11. 

Третья группа, по какой формуле, вы находили силу тяжести, действующую на  друзей и чему она равна. Слайд 12.

         

Слайд 13. Что мы должны сравнить сейчас, чтобы определить будет ли плот с детьми на поверхности воды. (Силу Архимеда и силу тяжести)

Чему равна сила тяжести (Сумме сил тяжести плота и друзей)

Что получилось

Сила Архимеда больше силы тяжести, значит ребята спокойно переправятся с острова и безопасно доберутся домой.

 Дано:        Решение

= 50,2  =1

= 1000

  =  =  850

  = 100  кг

g = 10

FA -?

Fтяж.   - ?   

   ?      

Ответ:   ?     , значит плот ……..

Какой вы можете привести пример плавания тел в природе.

Слайд 14. Самый распространенный пример плавания тел в природе – плавание айсбергов. Что такое айсберги?  (Айсберги – это обломки ледников, спускающиеся с суши к морю). Айсберги создают большую угрозу плавающим судам. В северной части Атлантики Айсбергам противостоит целая армия кораблей, самолетов и десятки спутников. Айсберг необходимо успеть уничтожить, прежде чем его маршрут пересекут грузовые, рыболовные суда, круизные лайнеры.

 

До сих пор все помнят трагедию 1912 года, когда самый большой на тот момент океанский лайнер Титаник в ночь с 14 на 15 апреля  в сев. части Атлантического океана по касательной столкнулся с айсбергом. Спустя 2 часа 40 минут полностью ушел под воду. В результате погибло более полутора тысяч человек.

Ребята, что вы можете сказать о плотности льда и плотности воды? Посмотрите в таблицу.

= 900  

= 1000

Найдите отношение   =  

Как вы думаете, что значит ? Посмотрите на картинку

 – эта часть объема айсберга погружена в воду.

И только  – объема айсберга находится над поверхностью воды

Чем больше отношение плотности плавающего тела к плотности жидкости, тем большая часть объема тела погружена в жидкость.

 Итог

 Слайд 15. Итак, ребята, сейчас мы с вами сконструируем озеро, учитывая знания об условиях плавания тел.

Кто мне поможет?

Пусть в этом сосуде – озеро.  На столе лежит камень, рыбка, плот.

Опусти камешек. Объясните, что произошло.

Опусти рыбку. Объясните, что произошло.

Опусти плот. Объясни, что произошло.

Спасибо за урок. У нас все получилось.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ростов - на - Дону

Слайд 2

Природа Дона

Слайд 4

Условия плавания тел

Слайд 5

Группа №1. Задание. Исследование глубины погружения в жидкость в зависимости от плотности. Группа № 2. Задание. Исследование условий плавания жидкостей. Группа № 3. Задание. Исследование условий плавания тел в зависимости от плотности жидкости

Слайд 6

Условия плавания тел Тела тонут Тела всплывают на поверхность Тела плавают внутри жидкости ρ тела > ρ жидкости ρ тела < ρ жидкости ρ тела = ρ жидкости

Слайд 8

Условия плавания тел Тела тонут Тела всплывают на поверхность Тела плавают внутри жидкости ρ тела > ρ жид ρ тела < ρ жид ρ тела = ρ жид F тяж > F A F тяж < F A F тяж = F A

Слайд 9

Задача. Удержит ли плот, связанный из 5 сосновых бревен, в речной воде двух ребят, если объем каждого бревна V 1 =0,2 м 3 , а общая масса друзей m= 100кг? Дано: V = 5 ∙0,2 м 3 = 1м 3 m =100кг ρ воды = 1000 кг/м 3 ρ сосны = 850 кг/м 3 F А -? F тяж -? Сравнить F А и F тяж

Слайд 10

Группа 1 Найти силу Архимеда, действующую на плот

Слайд 11

Группа 2 Найти силу тяжести, действующую на плот

Слайд 12

Группа 3 Найти силу тяжести, действующую на друзей

Слайд 13

Задача. Удержит ли плот, связанный из 5 сосновых бревен, в речной воде двух ребят, если объем каждого бревна V 1 =0,2м 3 , а общая масса друзей m= 100кг? Дано: V=5 ∙0,2 м 3 =1 м 3 m =100кг ρ воды = 1000 кг/м 3 ρ сосны = 850 кг/м 3 F А -? F тяж -? Сравнить F А и F тяж F А = 10 000 Н F А > F тяж Ответ: F А > F тяж. плот удержит ребят Решение. F тяж = 8500 Н + 1000 Н = 9500 Н

Слайд 14

Что это значит?

Слайд 15

Конструируем озеро



Предварительный просмотр:

Тема:  Применение элементов  технологии проблемного обучения на уроках физики и во внеклассной работе.

Слайд 1. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать … »

                                                                                                    Л. Н. Толстой

Добрый день, меня зовут Арутюнян Ольга Викторовна. Я работаю учителем физики в Чалтырской  школе №1.

Свою профессию я выбрала осознанно, так как  выросла в семье учителей. Педагогический стаж моей семьи 122 года, а если учесть двоюродных родственников, то  более  трехсот лет.

   Мы видим, что современный мир меняется быстрыми темпами и знания полученные сегодня, уже завтра нуждаются в коррекции.

   Поэтому, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту главной задачей современного образования является формирование у школьников умения учиться.

Сегодня мы  сталкиваемся с проблемой снижения интереса учащихся к обучению, в том числе и к Физике. Большинство учеников считают  уроки физики ненужными и непонятными, ведь переходя из класса в класс учебный материал усложняется, и неподдерживаемый интерес учащихся к предмету быстро угасает.

Я уверена, что обучение будет успешным, если учитель физики заинтересует учеников, сформирует желание получать новые знания, активизирует деятельность самих учащихся на уроке.

Поэтому я, как учитель 21 века, учу  ребят выдвигать гипотезы и  решать проблемы.

Слайд 2  О побуждении школьников к учению говорили педагоги-психологи еще в 40-50 годы, и до сих пор эта тема остается открытой.

В своей работе я опираюсь на теории Алексея Николаевича Леонтьева.

Слайд 3. Проанализировав свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу: что тема, над которой я работаю «Применение элементов  технологии проблемного обучения на уроках  физики и во внеурочное  время» является актуальной, так как, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать стойкую учебную мотивацию, учит  ориентироваться в потоке информации.

 По моему мнению, в результате этого повышается самооценка учащихся.

Ученики видят себя успешными, уверенными в своих способностях, потому что они не пассивные наблюдатели, а  сами активно открывают новые знания и применяют их на практике.

 

Слайд 4. Перед вами на слайде структура проблемного урока, которую можно использовать на разных учебных предметах.

Для успешного решения поставленной  проблемы, я учитываю следующие критерии.

ИТАК, как же я это делаю

Проблемное  обучение  я начинаю с создания проблемной ситуации.

Слайд  5.   Перед вами на слайде проблемные ситуации, которые я применяю на всех этапах урока физики.

Приведу примеры.

Ситуация неожиданности возникает когда явления, опыты, вопросы вызывают удивление, кажутся необычными. Например, при прохождении темы «Поверхностное натяжение» удивление вызывает опыт с иголкой на поверхности воды. Так как плотность металлической иголки больше плотности воды, то ребята уверенны, что иголка окажется на дне. На их лицах возникает удивление, когда иголка остается на поверхности воды.

Ситуация несоответствия возникает в тех случаях, когда жизненный опыт у учащихся, вступает в противоречие с научными данными.

При изучении темы «Теплопроводность», предлагаю сравнить на ощупь температуры ножниц, карандаша, книги, лежащих в комнате. Противоречие между  житейскими ощущениями и научным фактом равенства температур тел, которые находятся в одной среде.

Ситуация опровержения создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, доказательства.

Например, после изучения закона сохранения и превращения энергии, спрашиваю: «Почему сейчас не рассматриваются проекты вечных двигателей?»

После обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что невозможна работа двигателя без затрат энергии.

Задача с заведомо допущенной ошибкой: один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». 

Ситуация предвидения заключается в выдвижении учителем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением учеников в исследовательский поиск. Например,  делаю такой прогноз: «Известно, что вокруг проводника с током  возникает магнитное поле.  Можно ли получить обратное явление:  чтобы магнитное поле вызвало появление  электрического тока в проводнике?» Ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

При изучении темы «Испарение» ставлю проблему: вы пошли в поход, как охладить воду в сосуде? В ходе рассуждений, учащиеся делают вывод: обернув сосуд влажной салфеткой, температура понижается.  Происходит испарение жидкости, молекулы уносят энергию.

Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное  задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа. Например, будет ли таять лед в ведре с водой, температура которой 0 градусов? В вопросе заложен принцип неопределенности: ничего не говорится о температуре окружающей среды,  ученики в размышлениях сами приходят к этому нужному фактору

Слайд 6. Приведу пример,  как я рассматриваю тему «Сила трения в 7 классе?»

  Семиклассникам трудно объяснить природу силы трения,  так как «Физика» для них новый предмет.

Чтобы активизировать их деятельность я создаю  проблему: «Почему возможно движение одного твердого тела по поверхности другого?»  Предлагаю части не распиленного бруска, сдвинуть относительно друг друга. Эта задача оказывается непосильной. Далее ученики выдвигают гипотезы, формулируют проблемы и в ходе исследовательской групповой  работы решают их и делают выводы:

Две деревянные  линейки, наложенные одна на другую, не соединяются в одну пластину, так как взаимодействуют небольшим количеством молекул шероховатостей и неровностей.

Для перемещения одного тела по поверхности другого необходимо преодолеть силы межмолекулярного притяжения на участках фактического соприкосновения.

С возрастанием силы нормального давления увеличивается поверхность фактического соприкосновения тел, что ведет к возрастанию силы трения.

Коэффициент трения уменьшается при повышении качества обработки поверхностей,  так как между поверхностями остаются частички пыли и молекулы воздуха, действующие как тонкий слой смазки.

 При достижении определенного уровня гладкости,  поверхности соединяются друг с другом. Например, слипание стекол.

Что же мешает движению одной половины бруска относительно другой?
Выдвигается
гипотеза: мешают силы взаимного притяжения, действующие между молекулами твердого вещества.

   Подтвердив правильность высказанной гипотезы, ставлю проблему: если между молекулами твердого тела действуют силы притяжения, то почему деревянные линейки, наложенные одна на другую, не соединяются в одну пластину?      К решению этой проблемы школьников подталкиваю  вопросом:  как будет выглядеть гладкая поверхность деревянной линейки, если ее рассмотреть в микроскоп с большим увеличением?
      Ученики говорят о том, что под микроскопом поверхность окажется  неровной.    И делают вывод, линейки соприкасаются между собой  лишь небольшой  частью и  силы притяжения действуют между малой долей молекул, потому очень слабы.
                  Ученики объясняют: для перемещения одного тела по поверхности другого необходимо преодолеть силы межмолекулярного притяжения на участках соприкосновения.

Ставлю перед учениками  проблему: почему сила трения увеличивается с возрастанием силы нормального давления?
Выдвигаем гипотезу о том, что с возрастанием силы нормального давления увеличивается поверхность фактического соприкосновения тел,  это ведет к возрастанию силы трения.
      Формулирую
проблему (противоречие): как должна влиять обработка трущихся поверхностей на силу трения и как это происходит в действительности?
      С повышением качества обработки поверхности тел,  сила трения должна возрастать, так как при этом увеличивается поверхность фактического соприкосновения тел. Однако на практике происходит наоборот.  Как можно объяснить этот факт?
      Демонстрирую рисунок, показывающий частичное разрушение трущихся поверхностей.  Следы такого разрушения можно наблюдать в виде черных полос на асфальте, оставленных шинами автомобиля при резком торможении. Дети объясняют уменьшение коэффициента трения при повышении качества обработки соприкасающихся поверхностей.
      Так что же происходит на самом деле?
      Обращаю внимание учащихся на тот факт, что и при хорошей обработке поверхностей между ними остаются мельчайшие пылинки и молекулы газов воздуха, действующие как тонкий слой смазки, что ведет к уменьшению коэффициента трения. Однако, при достижении определенного уровня гладкости поверхности,  они прочно соединяются друг с другом. Например, слипание стекол.      

 Предлагаю провести исследовательскую работу.Работая в группах, дети  исследуют силу трения,  решают поставленные проблемы.При закреплении они  приводят примеры из жизненного опыта «Полезная и вредная сила трения», заполняют таблицу.

Слайд 7. К этой теме мы возвращаемся в 9 и 10 классах. В 11 классе  школьники применяют  уже сформировавшиеся понятия в решении комбинированных задач повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ.

Слайд 8. Для реализации данной методики использую различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, работу в парах. (фото группы) Здесь на помощь приходит мобильный класс. Межпредметная цифровая лаборатория SensorLab. На моем сайте находятся, мною  разработанные лабораторные работы с применением SensorLab.  

Слайд 9. Для коллег на школьных и районных заседаниях методических объединений  проводила по данному направлению обучающие мастер классы.

Слайд 10.   Для поддержания интереса учащихся к предмету я использую следующую поэтапность вовлечения школьников  в учебную деятельность.

1-й этап –  7 класс - от любопытства к удивлению (Наблюдения и опыт служат основой новых знаний.)

2-й  этап – 8, 9 класс - от удивления к активной любознательности и стремлению узнать (работа учащихся с моделями и виртуальными лабораториями.)

3-й этап –  10, 11 класс - к прочному знанию и научному поиску. (В нашей школе формируются  профильные классы по итогам дальнейшего профессионального самоопределения учащихся)

Слайд 11 .  В нашей школе традиционным стало посещение интерактивного музея «лабораториум» и участие в школе Юных инноваторов

  Сравнивая показатели качества знаний  за три года, нужно отметить, что наблюдается  положительная динамика.

 Мы видим, несмотря на то, что материал усложняется, интерес к предмету не угасает. Значит, применяемая методика эффективна.

Слайд 12-13. Посмотрите на слайд. В результате использования элементов      проблемного обучения  мои ученики добиваются высоких результатов по предмету,  происходит развитие творческих способностей детей, ориентация на физико-математические дисциплины.

Слайд 14. Фото

Слайд  15 .

Невозможен образовательный рост учащегося без развития потенциала учителя. Я - автор раздела «Физика» учебного пособия Естествознание, который по результатам рецензирования рекомендован федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ ФИРО)»  в качестве учебного пособия  для  использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы Начального профессионального и Среднего Профессионально Образований. Награждена грамотой за первое место в номинации  «Лучшее учебное пособие», пособие награждено  дипломом «лауреата премии» « За высокий интерес и востребованность  у образовательного сообщества России». За 2014 год продано 4000 учебных пособий. Учебник «Естествознание» содержит три основных раздела, обладающих относительной самостоятельностью и целостностью: Физика», «Химия с элементами экологии», «Биология с элементами экологии». Пособие содержит  интересные задания и лабораторные работы, примеры решения и оформления задач, поэтому   я применяю  его на кружках и на уроках при работе с одаренными детьми.

Слайд 16. Так же я автор раздела «Физика» в электронном  контенте  учебной дисциплины Естествознание, разработанном по заказу Института экономики и внешнеэкономических связей ВПО «Южный Федеральный университет».  Контент расположен по адресу http://www.sde.sfedu.ru/

Награждена:  Дипломами I и II степени общероссийского конкурса при Методическом объединении  учителей «Эврика» в номинации «Лучший открытый урок», дипломом ДГТУ за исследовательский проект ученика; двумя дипломами «Учитель цифрового века».

 Слайд 17. Остальные награды вы видите на слайде

Я уверена,  мои ученики станут успешными гражданами нашей Великой России. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Урок по теме "Условия плавание тел"

Урок разработан для 7 класса, учебник Физика 7, УМК Перышкин А.В. В каждый этап урока включены материалы из коллекции ЦИОР (видео, интерактивные задания, тесты)....

Разработка технологической карты самостоятельной деятельности учащихся на уроке по теме: "Условие плавания тел. Архимедова сила. Закон Архимеда" на основе ЭОР

Конспект разработан для дистанционного обучения детей на основе ЭОР. Может использоваться на уроках- исследованиях по физики, с целью повышения самостоятельной деятельности учащихся и повышению интере...

Конспект урока на тему:"Условия выбора и простые логические выражения".

Материал направлен на изучение условий выбора и простых логических выражений Access....

Технологическая карта урока по теме "Условия плавания тел"

Технологическая карта урока физики по теме "Условия плавания тел" (7 класс)...

Открытый урок 7 класс ФГОС " Плавание тел"

Урок с использованием ИКТ. Позволяет установить теоретически и экспериментально установить соотношение между плотностью тела и жидкости,необходимые для обеспечения условияплавания тел....