Открытый урок 7 класс ФГОС " Плавание тел"
методическая разработка по физике (7 класс)

Урок с использованием ИКТ. Позволяет установить теоретически и экспериментально установить соотношение между плотностью тела и жидкости,необходимые для обеспечения условияплавания тел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_plavanie_tel.doc512 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  
  2. МБОУ СОШ № 39
  3. им. Т. С. Дзебисова
  4. ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ

7 класс

  1.                                                                                      Учитель : Суанова Ф.К.
  2. Г.Владикавказ

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Предмет:    физика

Класс: 7

Тема урока:  Плавание тел

Тип урока: комбинированный

Форма проведения  :  изучение и первичное закрепление новых знаний и способов

 деятельности   «открытие» нового знания

Цели  урока:

Личностные:

  • повышать мотивацию учебной деятельности;
  • формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

Предметные:

  • выяснить с помощью эксперимента условия плавания тел
  • повторить понятие выталкивающей силы, способа её определения и расчёта;
  • помочь учащимся выяснить, при каком условии тела тонут, всплывают или

находятся внутри жидкости. Зависят ли условия   плавания тел от архимедовой

силы, силы тяжести, плотности жидкости и плотности тела;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

Метапредметные:   регулятивные:

  • развивать навыки самоорганизации;
  • развивать умение строить логические цепи и делать выводы;

познавательные:

  • формировать умение находить необходимую информацию из различных
  •  источников в разных формах;
  • развивать творческие способности учащихся;

коммуникативные:

  • воспитывать стремление к получению новых знаний;
  • формировать умение давать аргументированный ответ.

Коррекционные:

  • развивать память, мелкую и крупную моторику;
  • развивать логическое мышление и мировоззрение учащихся.

Оборудование: Пипетка, масло, мензурки с водой, соль, палочка для размешивания, пластилин,  картошка, деревянный, железный и алюминиевый бруски, таблица плотностей,  компьютер и презентация.

Раздаточный материал: Карточки с формулами условиями плавания тел , тест.

№ п/п

Этапы урока, время.

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1

Этап организационный,

1 мин.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Обеспечивает готовность класса к  уроку.

Создает положительный психологический настрой.

Включаются  в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала.

Демонстрируют готовность и способность устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания

Осуществляют самоконтроль.

2

Актуализация знаний, 7 мин.

Актуализировать опорные знания учащихся для дальнейшей работы на уроке

Предлагает выполнить задания по теме прошлых уроков.

Обобщают знания по теме сила Архимеда

Выражают свои мысли, проверяют свои знания при решении задач

Корректируют свои знания по теме сила Архимеда

3

Этап мотивации

 к учебной деятельности, 3 мин.

Создание проблемной ситуации.

Определить цель и задачи урока.

Предлагает учащимся вспомнить какой процент земной поверхности занимает вода  и указывает на важность вопроса плавания тел.

Фиксируют проблему. Ставят перед собой цель: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости.

Выражают свои мысли.

 Сотрудничают с учителем и со сверстниками.

Самостоятельно формулируют познавательную цель урока.

4

Этап «Открытия» новых знаний, усвоения новых знаний и способов действий, 15 мин.

Выяснить условия плавания тел.

Предлагает проделать опыт с картофелем, водой и солью. Выяснить, какое положение будет занимать тело, находясь  в жидкости, если:

  1. FА > Fт;
  2. FА = Fт;
  3. FА < Fт.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, опираясь на знания.

 Проверить уровень знаний учащихся по темам: «Сила тяжести», «Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой». Предлагает учащимся  для каждого случая:

  1. FА > Fт;
  2. FА = Fт;
  3. FА < Fт         

записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости.

Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов.

5

Этап закрепления полученных знаний и способов действий,

7 мин

Вывод теоретически условий плавания тел

Задает наводящие вопросы подводит к ответу на поставленную задачу, на основе полученных знаний на уроке

Развивают творческое мышление

Проявляют  учебно – познавательный интерес к новому материалу

Общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге.

Умеют представить информацию в устной форме.

Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов.

6

Этап первичной проверки понимания изученного, 3 мин

Проверить степень усвоения  учащимися изучаемого материала и выявить пробелы

Организация решения качественных задач

Применение полученных знаний в решении задач, развитие интереса к предмету

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение  выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Проводят самооценку, коррекцию знаний.

7

Этап информации о домашнем задании, 2мин.

Дать информацию и инструктаж по выполнению домашнего  задания

Формулирует задание, комментирует его, инструктирует  учащихся по его выполнению.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используют знаково-символические средства, проводят сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, используют  речь для регуляции своего действия.

Организация учащимися своей учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

8

Этап рефлексии,

2 мин.

Выявить качество усвоения материала. Оценить работу класса

Самооценка.

Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся):

  1. Что нового узнали?
  2. Что понравилось на уроке?
  3. Что было самым трудным?

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Оценка – выделение и осознание учеником того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Умение  выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог

Конспект урока

Цели  урока:

Личностные:

  • повышать мотивацию учебной деятельности;
  • формировать самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

Предметные:

  • выяснить с помощью эксперимента условия плавания тел
  • повторить понятие выталкивающей силы, способа её определения и расчёта;
  • помочь учащимся выяснить, при каком условии тела тонут, всплывают или

находятся внутри жидкости. Зависят ли условия   плавания тел от архимедовой

силы, силы тяжести, плотности жидкости и плотности тела;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

Метапредметные:   регулятивные:

  • развивать навыки самоорганизации;
  • развивать умение строить логические цепи и делать выводы;

познавательные:

  • формировать умение находить необходимую информацию из различных источников в разных формах;
  • развивать творческие способности учащихся;

коммуникативные:

  • воспитывать стремление к получению новых знаний;
  • формировать умение давать аргументированный ответ.

Коррекционные:

  • развивать память, мелкую и крупную моторику;
  • развивать логическое мышление и мировоззрение учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Пипетка, масло, мензурки с водой, соль, палочка для размешивания, пластилин,  картошка, пенопласт, кусочек парафиновой свечи. Таблица плотностей.

Раздаточный материал: Карточки с формулами, условиями плавания тел , тест.

Ход урока

1.Оргмомент..

Я отнюдь не философ,
но жизнь задаёт вопросы,
на которые приходится
искать ответы...

Евгений Акимцев

 Учитель: И сегодня в очередной раз мы с вами начинаем искать ответы на интересующие нас вопросы, или встающими перед нами,  при изучении нашего предмета- физики .

(Слайд 1,2)

Ребята , мы с вами знаем , что 2/3 земной поверхности покрыто водой. Поэтому ,вопрос о плавании тел очень важная практическая задача. В природе плавание  тел можно наблюдать повсеместно. Плавают животные и птицы, растения и насекомые.

Люди с древних времён мечтали передвигаться по воде и по воздуху также легко как это можно делать на суше. В связи с этим стало зарождаться воздухоплавание и судостроение. Жизненно важной необходимостью сейчас является исследование полезных ископаемых подводного мира и  освоение воздушного океана на дне которого мы с вами живём. Но для того , чтобы это делать необходимо знать условия плавания тел. Поэтому , мы с вами как люди  привыкшие пользоваться всеми земными благами на сегодняшнем уроке постараемся сформулировать  в наиболее простой форме условия плавания тел. Тема нашего урока: «Плавание тел.»

Открыли тетради, записали число и тему урока.(Слайд 3)

2. Повторение.

А вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Слайд 4)

С какой силой связано это имя?

А в чём причина возникновения силы Архимеда?( Слайд 5).

Как найти архимедову силу? От каких величин она зависит?(Слайд 6).

Давайте подтвердим эту зависимость экспериментально.

3. Изучение нового материала.

М.В. Ломоносов великий русский учённый писал «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений , рождённых только воображением.» Слайд (7)

Продолжаем исследования.

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 1. Заставьте кусочки картошки плавать. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети, возможно, догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, Архимедова сила действительно зависит от плотности жидкости. Чем больше плотность жидкости, тем больше сила Архимеда.

Опыт 2. (демонстрирует учитель)

Заставьте пластилин плавать в воде. (Дети, возможно, догадаются сделать из пластилина маленький кораблик.)

Почему же одно и  то же тело ведёт себя по-разному?

Вывод. Если изменить объём пластилина, то можно заставить его плавать.

Чем больше объем тела погружённого в жидкость, тем больше сила Архимеда.

 А попробуйте ребята угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Учитель показывает Слайд (8) и обращает внимание на подводную часть айсберга.

Скажите, пожалуйста, какая сила действует на тело погружённое в жидкость кроме Архимедовой? А как она направлена? Слайд(9)

Вот теперь вспомнив от каких величин зависит сила Архимеда и какая ещё сила действует на любое тело в жидкости можно перейти к выяснению условий плавания тел.

Начнём исследование. Проведём опыт 3.

Цель работы: Провести наблюдение за поведением деревянного и железного брусков, погруженных в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: чаша с водой, два бруска: железный и деревянный.

Последовательность проведения опыта.

Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Вес этих брусков разный, т.к. у них совершенно одинаковый объём, но разная плотность. следовательно и сила тяжести действующая на них будет разная. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.

Назовите, какие силы, действуют на бруски. Как они направлены? Слайд (10)

Вывод: Железный брусок опустится ниже, т.к. сила тяжести, действующая на него больше архимедовой силы, а деревянный брусок будет выше, т.к. архимедова сила, действующая на него больше силы тяжести. Значит, плавание тел зависит от того, какая из сил приложенных к телу больше.

Проверка по слайду (11):

Когда тело плавает на поверхности? (Щелчок по слайду 11).

Когда плавает внутри? (Щелчок по слайду 11).

Когда тонет? (Щелчок по слайду 11).

Докажем это ещё и теоретически.

Назовите формулу, выражающую закон Архимеда. (Щелчок по слайду 12).

Назовите формулу  для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 12).

Что общего в обеих формулах? Чем отличаются? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ. (Проверим по слайду 12).

Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 13-14).

Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых  веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко.

Любителям географии .Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы?

Любителям литературы. Какой писатель в своём произведении описал поведение животных и человека в этом водоёме?

Поработаем с таблицей плотностей веществ.

  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, в  какой жидкости утонет лёд?
  2. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?
  3. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?
  4. А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная
  5. водой?

6.Давайте вернёмся к Айзбергу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).

Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. 

Проблема. А как вы думаете, может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 4. Наблюдение всплытия капли масла, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и про наблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел.

Продолжим беседу о жидкостях.

Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три не смешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

Проверить по слайду (15).

. 7.Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

Где в природе и технике учитываются  условия плавания тел?

Уч: При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще плавают и подводные лодки.

Слайд с подводной лодкой и рассказ: Любая подводная лодка – прочный герметичный корпус с множеством отсеков. Принцип погружения и всплытия основан на заборе воды из моря в балластные системы и выдавливании воды сжатым воздухом при всплытии.

 Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения.

Слайд с рыбкой и рассказ о плавании рыб.

Плавательный пузырь рыбы легко меняет свой объем. Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на нее увеличивается, пузырь сжимается, объем тела рыбы уменьшается и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине. При подъеме плавательный пузырь и объем всего тела рыбы увеличивается и она плавает уже на меньшей глубине. Таким образом, рыба может в определенных пределах регулировать глубину своего погружения. Киты регулируют глубину своего погружения за счет уменьшения и увеличения объема легких.

Итак, в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? Да, при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов.

Но подробнее мы поговорим об этом на следующих уроках.

4. Физминутка: гимнастика для глаз.

5. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новый материал. Поможет нам в этом компьютер.

Подведение итогов тестирования, работа над ошибками.

Вывод: цели урока выполнены.  На данном уроке были использованы: задания по нарастающей

степени сложности, т.е. от простого к сложному; метод включения в урок упражнений со сменой

 доминантных анализаторов: слухового, зрительного, речевого и  механического, т.е. ученик

прослушал – увидел – проговорил – записал. В ходе урока было проделано несколько опытов,

      обучающиеся пытались самостоятельно делать выводы. Отрабатывалась устная речь

учащихся. Были подведены итоги урока, задано разноуровневое домашнее задание

и сделан вывод.

  • Рефлексия.
  • Урок интересный, и я все понял. 
  • Урок интересный, но не все было понятно.

  • Урок неинтересный, и я мало что понял.    

 6.Домашнее задание :    § 52, вопросы устно, упр. 27 (3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ФГОС в 5 классе "Обработка графической информации"

Урок подготовлен для областного семинара "ФГОС начального и основного общего образования: нормативно-правовые основания, иновации, особенности реализации"...

Открытый урок по теме: "Плавание тел. Воздухоплавание."

Обобщающий урок-презентация по теме: "Условие плавания тел"....

Открытый урок по ФГОСу 5 класс

Урок литературы разработан по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"....

Проект открытого урока по ФГОС по теме "Реформы Избранной Рады, 6 класс

проект урока содержит паспорт урока, технологическую карту с указанием УУД...

Открытый урок "Архимедова сила. Плавание тел"

Человек  издавна  пытался  объяснить  необъяснимое.  Оглядываясь  вокруг  себя,  он  размышлял  о  природе  и  пытался  реши...

Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....