Проект открытого урока по ФГОС по теме "Реформы Избранной Рады, 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Макарихина Татьяна Викторовна

проект урока содержит паспорт урока, технологическую карту с указанием УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

СИПКРО, кафедра педагогики и психологии: методические материалы И.В. Сорокиной

Макарихина Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания МОУ ГБОУ СОШ с. Курумоч

Проект урока по истории  в 6 классе  по теме  «Реформы Избранной Рады» с применением технологии проблемно-развивающего обучения.

Учитель

Макарихина Татьяна  Викторовна

Тема урока

Реформы Избранной Рады

Цель урока:

Формирование исторического сознания и исторического стиля мышления на основе  осмысления реформ 1650-х годов, их причин, сущности и последствий.

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

  1. видит и формулирует проблему (МР)
  2. выдвигает гипотезы (МР)
  3. находит в тексте информацию и систематизирует ее (МР)
  4. Раскрывает содержание реформ (ПР)
  5. Называют цели реформ (ПР)
  6.  Анализирует последствия реформ (ПР)
  7. Дает оценку реформам Избранной рады (ПР)
  8. Обосновывает свое мнение (ЛР)
  9. Называет основные даты и понятия темы (ПР)
  10. осуществляет планирование и оценку собствен6ной деятельности(МР).

 

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений..

Умение сознательно организовывать  и регулировать свою деятельность.

Владение с умениями работать с учебной ( анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы),

Готовность к сотрудничеству и коллективной работе,

Умения изучать анализировать и систематизировать информацию о реформах Избранной Рады.

Расширение опыта оценочной деятельности  на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

Мировоззренческая идея

Реформы как путь развития государства.

Программное содержание

Избранная рада. Реформы 1650-х гг., содержание и значение. Стоглавый собор.

План изучения нового материала

1.Боярское правление

2. Укрепление центральной власти

3. Стоглавый Собор

4. Реформа местного управления

5. Военная реформа

Основные понятия

Избранная рада, дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

Даты

1533 г. – начало правления Ивана IV

1547 г. Венчание на царство Ивана IV

1549 г. – первый Земский собор

1550 г. – принятие Судебника

1551 г.  - Стоглавый Собор

Персоналии

А. Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Традиционный с элементами практической работы

Технология

Технология проблемно-развивающего обучения

Мизансцена урока

традиционная

Оборудование урока

Учебник А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной  История России с древнейших времен до конца XVI века , рабочая тетрадь, документы, раздаточный материал

Домашнее задание

П. 23, читать, ответить на вопросы к параграфу, учить даты и понятия.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствуют учителя

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ( 5 мин.).

-терминологическая разминка  ( Боярская дума, кормление, местничество, налоги, поместье, помещики, вотчина, судебник, Юрьев  день, пожилое)

-индивидуальные карточки

Приложение 1.

Вспомните, какие преобразования проводил Иван  III ?

 -издал Судебник – первый свод законов единого государства, создал единое московское войско, основу которого составляли помещики, ограничил свободу крестьян, управлял государством с помощью наместников.

Как одним словом можно определить государственные преобразования?

- Давайте попробуем сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока.

Фронтально

Индивидуальные ответы

фронтально

Определяют понятие реформа.

Формулируют тему и задачи

Актуализация знаний

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Создание проблемной ситуации. 

-Ивана IV прозвали Грозным, ему и его  деятельности давали разные оценки.

Приложение 2.

Какую проблему мы увидели?

Главный вопрос урока:

Так кто он, Иван Грозный – великий реформатор, превративший Россию в огромную державу или великий тиран, оставивший после себя разоренное государство.

Выдвижение гипотез. 

Индивидуально

Зачитывают документы, содержащие различные оценки деятельности Ивана Грозного. Приложение 1.

Находят противоречия.

Называют гипотезы:

1. Укрепление государства

2. Расширение территории.

3. Массовые казни

4. Великий человек

5. Его боялись.

Проявляют познавательную активность.

Формулируют проблему.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Рассказ учителя о детстве Ивана IV, об окружении, названном Избранной радой, которое способствовало проведению необходимых реформ.

Поиск фактов

Работа с текстом параграфа и выполнение задания в рабочей тетради.

Приложение 3.

Работа с понятиями: Избранная Рада, Земский Собор, приказы. Стоглавый собор.

Анализ фактов.

-почему реформы связывают с Избранной радой?

- что было главной целью реформ?

- какие стороны жизни общества затронули реформы?

- Как изменилась система управления государством?

- Как вы оцениваете реформы? Назовите положительные и отрицательные стороны.

Вывод.

-Выполняют поисковую деятельность, работают с текстом учебника, заполняют таблицу в рабочей тетради стр.63-64 «Реформы избранной рады».

-Представляют свои ответы.

-Записывают новые понятия

-Рабочая тетрадь, задание 1 стр.63 заполняют схему «Управление государством во второй половине 16 века».

.

Отвечают на вопросы, используя задания рабочей тетради, текст учебника.

- Укрепить центральную власть.

-привлечь широкие слои населения к выработке государственных решений (Земский собор).

Положительные стороны реформы - отмена кормления,  ограничение местничества во время войны. Создание постоянного войска., введение единых законов, создание системы управления.

Отрицательные - увеличение размера пожилого.

Формулируют вывод:.

Иван Грозный провел важные реформы, затронувшие все стороны жизни, большинство из них носило положительный характер,  его по праву можно назвать великим реформатором

Раскрывают содержание реформ.

.

Анализируют последствия реформ.

Дают оценку реформам. Обосновывают свое мнение

V.  ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Вопросы к теме.

Приложение 2.

 Отвечают устно.

Проявляют познавательную активность

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Что нового вы узнали на уроке?

 -О чем хотели бы узнать подробнее.

Рефлексия..

 Выставляются оценки учащимся за активную работу на уроке.

Домашнее задание.

П.23 читать, ответить на вопросы к параграфу, учить даты и новые понятия.

 Отвечают на вопросы.

 Уточняют и записывают домашнее задание

Оценивают свою деятельность.

Приложение 1.

Карточка 1.

Соотнесите термин и его объяснение

1. Владельческие крестьяне                      А)  крестьяне, жившие на землях,

2.Черносошные крестьяне                          принадлежавших великому князю

3. Казаки                                                     Б)  крестьяне, проживавшие на землях

4. Дворцовые крестьяне                             помещиков и вотчинников  

                                                                      В)  лично свободные крестьяне, жившие                                

                                                                      На государственных землях

                                                                      Г)  Крестьяне, бежавшие на окраины

                                                                      государства.

Карточка 2.

Выберите  из данного списка признаки, соответствующие понятию

 ВОТЧИНА

  1. условное земельное держание
  2. безусловное земельное держание
  3. передавалось по наследству
  4. давалось только на время службы
  5. нельзя продать, подарить
  6. можно передать по наследству
  7. великий князь мог отобрать землю

Карточка 3.

Выберите  из данного списка признаки, соответствующие понятию

ПОМЕСТЬЕ

  1. условное земельное держание
  2. безусловное земельное держание
  3. передавалось по наследству
  4. давалось только на время службы
  5. нельзя продать, подарить
  6. можно передать по наследству
  7. великий князь мог отобрать землю

Приложение 2.

А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):

«Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, «новгородский поход» — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии».

Н.Н. ВОЕЙКОВ (русский историк):

«Независимо от своих личных качеств и недостатков самодержавный государь, стоявший выше сословных и социальных делений, черпая силу и полноту власти из своего органического единения с народом и союза с Церковью, несомненно, являлся в то время, в этот жестокий для народов Европы XVI век, монархом наиболее совершенного типа.

Россия, выпутавшаяся из-под тяжкого монгольского ига, нуждалась в перестройке многих отраслей своего быта и в экономических и технических усовершенствованиях, введенных на Западе. Вместе с тем система правления была налажена правильно, отвечая полностью тем идеалам, на которых веками возрастала русская государственность, окончательно оформившаяся в Москве.

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.):

«Таким образом, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал,

ПАТРИАРХ ИОВ (ум. в 1607 г., первый русский патриарх, современник Ивана Грозного):

«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил. Царским своим неусыпным правлением и многой премудростью не только подданных богохранимой своей державы поверг в страх и трепет, но и всех окрестных стран иноверные народы, лишь услышав царское имя его, трепетали от великой боязни. О прочих же его царских добродетельных делах скажем в своем месте».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Ответить на вопросы.

  1. Как назывался верховный правитель русского государства в 16 в.? ( царь)
  2. Как назывались исполнительные органы центрального управления? ( приказы)
  3. Ядро поместного ополчения - ? ( избранная тысяча)
  4. Из скольких глав состоял сборник церковных документов ?  ( сто)
  5. Совет приближенных Ивана IV  -? ( Избранная Рада)
  6. В 1550 году был принят новый  сборник законов? ( Судебник)
  7. Основой постоянной армии стали ______? Стрелецкие полки.
  8. В 1549 году собрался первый сословно-представительный орган - ? ( Земский собор).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ФГОС в 5 классе "Обработка графической информации"

Урок подготовлен для областного семинара "ФГОС начального и основного общего образования: нормативно-правовые основания, иновации, особенности реализации"...

Открытый урок по ФГОСу 5 класс

Урок литературы разработан по стихотворению А.С. Пушкина "Няне"....

Проект открытого урока в 2-м классе по теме “There are flamingoes on the island”

Урок построен на материале учебника “Английский язык” для 2-го класса общеобразовательных учреждений ( Unit 2 “Let`s make a trip!”, Lesson 40 “There are flamingoes on the island”)...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Проект открытого урока по дисциплине "Обществознание", для обучающихся 7 класса на тему «Человек и его деятельность. Профессии с повышенной ответственностью.»Фаерман Евгения Викторовна.

Проект открытого урока по дисциплине "Обществознание",  для обучающихся  7 класса  на тему  «Человек и его деятельность. Профессии с повышенной ответственностью.»Учитель обществозн...

Урок литературы в 7 классе ( открытый урок по ФГОС). «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным». М.Ю.Лермонтов

Цель урока: познакомиться ближе с героями произведения, понять их идейную значимость в поэме....