Развитие изобретательских умений учащихся.
статья по физике на тему

Знаменитому американскому изобретателю Томасу Эдисону принадлежат слова: «величайшая задача цивилизации - научить человека мыслить». Решение данной задачи во многом зависит от работы учителя. В данной статье предложены некоторые методические приёмы, способствующие развитию творческого потенциала учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие изобретательских умений учащихся.

Знаменитому американскому изобретателю Томасу Эдисону принадлежат слова: «величайшая задача цивилизации - научить человека мыслить». Решение данной задачи во многом зависит от работы учителя.

В связи с этим предлагаю некоторые методические приёмы, способствующие развитию творческого потенциала учащихся.

Проведение урока «Я – изобретатель».

Урок построен так, чтобы учащиеся в его ходе пришли к самостоятельному открытию того, что должно быть усвоено. Для примера приведу фрагмент урока, посвящённого изучению зависимости сопротивления металлического проводника от температуры. После объяснения и демонстрации опытов уместно спросить: где и для какой цели пройденный материал можно применять на практике? Учащиеся выдвигают идеи: в устройстве, которое сигнализирует об изменении температуры; в приборе для измерения температуры и т.д. Все идеи записываются на доске и обсуждаются. Затем предлагается конкретизировать область применения устройств. Возможные ответы учащихся: сигнализация о возникновении пожара; извещение о похолодании в овощехранилище; предупреждение о перегреве двигателя внутреннего сгорания (в автомобиле или самолёте). Далее приступаем к обсуждению технической реализации этих устройств.

Проведение урока «Мы не боимся проблем - мы учимся их решать».

Ставятся проблемы: нельзя ли усовершенствовать тот или иной прибор. Как улучшить безопасность его эксплуатации? Возможны ли иные его применения? Учащиеся предлагают идеи (например, «как изготовить жидкостный термометр?» «как сделать электрический нагреватель заданной мощности?») и совместно ищут пути их достижения. Такие уроки учат ребят мыслить, применять теоретические знания на практике и развивают самостоятельность.

Приём «Озадачь учащегося, а не себя».

Действующие учебные установки, модели и приборы имеют досадное свойство время от времени отказывать в работе, выходить из строя и тогда... мы начинаем сообща искать неисправности. В классе на мгновение создаётся тишина, потом слышится робкий совет, а затем и другие реплики. Далее совместно с учащимися выполняется процесс устранения неисправности. Наконец, неисправность найдена и устранена, и работа продолжается. Последствия "паузы" – это, прежде всего, возросший интерес к учёбе, возникновение веры в свои силы и знания.

Данные методические приёмы в учебном процессе принесут пользу только в том случае, если их применять не эпизодически, а систематически. Они позволят выявить потенциальные творческие способности учащихся, а также вызвать у них дух соревнования, что будет являться отличным подспорьем в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ"

В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности ...

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Развитие исследовательских умений учащихся в процессе работы по созданию проектов и написании рефератов по географии.

Как сделать учебный процесс увлекательным и интересным, открыть значение получаемых в школе знаний, и их практическое применение в жизни?Одним из эффективных методов является метод создания прое...

Устные задачи на развитие метапредметных умений учащихся 5-го класса на уроках математики

В презентации подобраны задачи на развитие метапредметных умений пятиклассников на уроках математики. Презентация составлена с учётом внешнего контроля знаний МЦКО....

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Методическая разработка. Развитие коммуникативных умений учащихся с применением рифмовок как средства обучения иностранным языкам

Актуальность методической разработкиМетод рифмованных уроков является составной частью обучения английскому языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения им. Этот мето...

Мастер-класс. Дискуссия как форма организации учебного процесса и развития коммуникативных умений учащихся

.   Школа должна научить учится всю жизнь.Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать н...