Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Харченко Наталья Ивановна

Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Программы «Физика.  Астрономия 7 – 11 кл» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2008). Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин и учебника Е. М. Гутник, А. В. Перышкина «Физика», 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.

2.      Учебника «Физика. 9 кл».: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е изд.,  дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, (4) с.: ил.; 1 л. цв. вкл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_kl.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Больше – Желтоуховская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО»                                    «СОГЛАСОВАНО»                           «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                              Председатель методсовета                 Директор школы

ШМО учителей                                        ____________О.Ю.Кульбянок            ___________Н.М.Земченков

естественно-математического                «29» августа 2015 г                              Приказ №_________

цикла                                                                                                                        от «30»августа 2015 г

Протокол  № 1

от «28» августа 2015 г

Рук-ль ШМО:

___________Ревкова О.А. 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Физика»

9 класс

68 часов (2 ч. в неделю)

Составил учитель физики

Харченко Наталья Ивановна,

первая квалификационная категория

2015 – 2016 учебный  год

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование", стандарт основного общего образования по физике.  (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004);
  2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года, №1312 и изменений федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации (от 09.03.2004 года, №1312) от 20.08.2008 г., №241; от 03.06.2011 г., №1994;
  3. программы «Физика.  Астрономия 7 – 11 кл» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2008). Авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Перышкин и учебника Е. М. Гутник, А. В. Перышкина «Физика», 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 г.  
  4. Учебника «Физика. 9 кл».: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е изд.,  дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, (4) с.: ил.; 1 л. цв. вкл.

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

          К целям обучения физике относятся:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Очень важной задачей  при обучении физики является развитие универсальных учебных действий

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи;
  • формирование умений работы с физическими величинами;
  • целеполагание, планирование пути достижения цели;
  • формирование умений работы с физическими приборами, формулировать выводы по данной лабораторной работе;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов;
  • самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать ее;
  • формирование приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов.

Для учащихся  важными коррекционными задачами являются:

  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
  • развитие общеучебных умений и навыков.

        Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся

Программа дает представление:

  1. по содержанию образования:

Перечень элементов учебной информации, предъявляемый учащимся из обязательного минимума содержания основного общего образования и вышеназванной авторской программы и учебников полностью соответствует.

  1. по организации общеобразовательного процесса:

Учебный материал представлен в виде графика прохождения учебных элементов, включающего примерные сроки изучения разделов (тем), структурной последовательности прохождения учебных элементов; количество часов, отведенных на изучение определенного раздела.

  1. по уровню сформированности у школьников умений и навыков:

В тематическом планировании по разделам и темам в соответствии с программой отражены требования к уровню подготовки обучающихся и включают три направления:

  • освоение экспериментального  метода научного познания;
  • владение основными понятиями и законами физики;
  • умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
  1. по содержанию и количеству лабораторных работ;

В календарно-тематическом планировании отражено необходимое количество контрольных и лабораторных работ.

Особенностью программы является включение системы оценивания по устным опросам теоретического материала, письменных контрольных работ, лабораторных работ, самостоятельных работ, а также перечня допускаемых ошибок.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  • Классноурочная система.
  • Демонстрационный эксперимент.
  • Лабораторные и практические занятия.
  • Применение мультимедийного материала.
  • Сеть Интернет
  • Решение экспериментальных задач.

Особенности организации учебного процесса по предмету

             Рабочая   программа составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.

При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 9 класс» авторов Е.М.Гутник, Перышкин  А. В., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.  

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов  в год, 2 часа в неделю.  

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Особенно важное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Программа предусматривает проведение следующих типов уроков: 

I. Урок изучения нового материала  

II. Урок совершенствования знаний, умений и навыков  

III. Урок обобщения и систематизации знаний        

IV. Урок контроля

V. Комбинированный урок         

Учебно-методический комплекс

№п\п

Авторы, составители

Название учебного издания

Годы издания

Издательство

1.

Перышкин А.В.

Физика-9кл

2008

Москва, Дрофа

2.

Лукашик В.И.

Сборник задач по физике7-9кл.

2007

Москва, Просвещение

3.

Чеботарева А.В.  

Тесты по физике 9 класс

2010

Москва, Экзамен

4.

Волков А.В.

Поурочные разработки по физике 9 класс

2009

Москва, Дрофа

5.

Зорин Н.И.

Контрольно-измерительные материалы.  9 класс

2010

Москва, Вако

6.

Марон А.Е., Марон Е.А.

Дидактические материалы. Физика 9 класс

2004

Москва, Дрофа

Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира

Формы и средства контроля

Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.

Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела),   курса 9 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 9 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.  

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных  и самостоятельных работ.  

Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер.  С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.

№ п/п

Раздел

Количество часов

Вид занятий                          (количество часов)

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Законы взаимодействий и движения тел

26

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук

10

2

1

3

Электромагнитное поле

17

1

1

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

11

2

1

5

Резервное время

4

1

Итого

68

7

6

Педагогические технологии, средства обучения

Предусматривается применение следующих технологий обучения: 

  1. игровые технологии
  2. элементы проблемного обучения
  3. технологии уровневой дифференциации
  4. здоровьесберегающие технологии
  5. ИКТ

Необходимые средства обучения:

слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и т.п.;

раздаточные и дидактические материалы;

технические средства обучения (устройства и пособия к ним);

физические приборы и т.д.

Средства обучения размещаются в школьном физическом кабинете.

 Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Законы взаимодействий и движения тел

26

2

Механические колебания и волны. Звук

10

3

Электромагнитное поле

17

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

11

5

Резервное время

4

Итого

68

Содержание учебного курса

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

I. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения.

Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

II. Механические колебания и волны. Звук (10 ч)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.

Фронтальная лабораторная  работа.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

III. Электромагнитное поле (17 ч)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Электромагнитная природа света.

Конденсатор.  Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

IV. Строение атома и атомного ядра (11 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных  реакциях.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звёзд.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
  3. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

Резервное время  (4 ч)

Демонстрации.

  1. Прямолинейное и криволинейное движение.
  2. Направление скорости при движении по окружности.
  3. Падение тел в разряжённом пространстве (в трубке Ньютона).
  4. Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
  5. Образование и распространение поперечных и продольных волн.
  6. Колеблющееся тело как источник звука.
  7. Второй закон Ньютона.
  8. Третий закон Ньютона.
  9. Закон сохранения импульса.
  10. Реактивное движение.
  11. Модель ракеты.
  12. Стробоскопический метод изучения движения тела.
  13. Запись колебательного движения.
  14. Взаимодействие постоянных магнитов.
  15. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
  16. Действие магнитного поля на ток.
  17. Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
  18. Электромагнитная индукция.
  19. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  20. Модель опыта Резерфорда.
  21. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
  22. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Календарно-тематическое планирование
по предмету
«Физика» 9 класс

 (68 часов, 2 часа в неделю)

урока

урока в теме

Тема урока

Дата фактич.

Дата провед.

Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

1

1

Инструктаж по технике безопасности.

Механика. Механическое движение.

2

2

Перемещение. Путь. Траектория.

3

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Графическое представление движения.

4

4

Ускорение.

5

5

Решение задач на совместное движение нескольких тел.

6

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7

7

Решение задач.

8

8

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

9

9

Относительность движения.

10

10

Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

11

11

Контрольная работа №1 «Основы кинематики»

12

12

Динамика. Инерциальные системы отсчёта. I закон Ньютона.

13

13

Сила. II закон Ньютона.

14

14

III закон Ньютона.

15

15

Зачётный урок «Законы Ньютона»

16

16

Свободное падение тел и движение тела, брошенного вверх.

17

17

Закон всемирного тяготения.

18

18

Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

19

19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности.

20

20

Искусственные спутники Земли.

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

21

21

Импульс. Закон сохранения импульса.

22

22

Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»

23

23

Реактивное движение. Закон сохранения полной механической энергии.

24

24

Решение задач.

25

25

Подготовка к контрольной работе.

26

26

Контрольная работа №2 «Импульс. Закон сохранения импульса»

Глава 2. Механические колебания и волны. Звук. (10 ч)

27

1

Колебательные движения.

28

2

Величины, характеризующие колебательное движение. Затухающие и вынужденные колебания.

29

3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины»

30

4

Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

31

5

Резонанс. Волна. Два вида волн. Решение задач.

32

6

Характеристики волнового движения.

33

7

Источники звука. Высота, тембр, громкость звука.

34

8

Распространение звука. Скорость звука. Решение задач.

35

9

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Решение задач.

36

10

Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны»

Глава 3. Электромагнитное поле (17 ч)

37

1

Магнитное поле и его графическое изображение.

38

2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Сила Ампера.

39

3

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

40

4

Явление электромагнитной индукции.

41

5

Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

42

6

Правило Ленца. Самоиндукция.

43

7

Переменный ток. Трансформатор.

44

8

Подготовка к контрольной работе. Решение задач.

45

9

Контрольная работа №4 «Электромагнитная индукция»

46

10

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Конденсатор.

47

11

Колебательный контур.

48

12

Радиосвязь и телевидение.

49

13

Интерференция света. Электромагнитная природа света.

50

14

Преломление света. Дисперсия. Решение задач.

51

15

Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

52

16

Спектрограф.

53

17

Типы оптических спектров. Линейчатые спектры.

Глава 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (11 ч)

54

1

Радиоактивность. Модели атома. Опыт Резерфорда.

55

2

Радиоактивные превращения атомных ядер.

56

3

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.

57

4

Строение атомного ядра. Правило смещения.

58

5

Ядерные силы, ядерные реакции. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана.

59

6

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

60

7

Лабораторная работа №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

61

8

Решение задач.

62

9

Контрольная работа №5 «Ядерная физика»

63

10

Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная энергетика.

64

11

Биологическое действие радиации. Термоядерные реакции.

Резервное время. Повторение пройденного материала.

65

1

Законы взаимодействия и движения тел.

66

2

Механические колебания и волны. Звук.

67

3

Электромагнитное поле.

68

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения физики ученик должен понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

Научиться:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Учебно – методическое обеспечение

Технические средства обучения

  1. Ноутбук.   Основные технические требования: графическая операционная    система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
  2. Сканер с приставкой для сканирования слайдов
  3. Принтер лазерный
  4. Колонки для воспроизведения звука
  5. Мультимедиа проектор
  6. Экран навесной.  
  7. Документ-камера.
  8. Интерактивная доска-приставка.

Кабинет физики содержит:

  1. лабораторные столы (парты ученические);
  2. рабочий стол учителя;
  3. демонстрационный стол, в торце которого размещается тумба с раковиной и краном;
  4. доска (одно полотно доски имеет стальную поверхность);
  5. противопожарный инвентарь (ящик с песком, огнетушитель);
  6. аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
  7. инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.

На фронтальной стене кабинета размещаются таблицы со шкалой электромагнитных волн, таблица приставок и единиц СИ.

Кабинет оборудован системой частичного затемнения.

Кабинет физики имеет специальную сменную комнату – лаборантскую для хранения демонстрационного оборудования и подготовки опытов.

Кабинет физики, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, оснащён:

  • комплектом технических средств обучения, ноутбуком с мультимедиапроектором и интерактивной доской;
  • учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебники, сборники задач, журналы, руководства по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
  • картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
  • комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физик, портретами выдающихся физиков.

Список наглядных пособий

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).
  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
  3. Физические постоянные.
  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
  5. Порядок решения количественных задач.

Цифровые Образовательные Ресурсы

№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики»

№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

№3 Библиотека наглядных пособий  1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

№4 Физика, 7 – 11 классы (рекомендации, разработки уроков, дополнительный материал), изд. «Учитель»

№5 Уроки физики с применением информационных технологий 7 – 11 классы, изд. «Планета»

№6 Физика. Интерактивные творческие задания 7 – 9 кл.

Список литературы

  1. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, (4) с.: ил.; 1 л. цв. вкл.
  2. Физика. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник / авт.-сост. С.В. Боброва. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.
  3. Физика: Задачник: 9 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996. – 368 с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).
  4. Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.: ил.
  5. Сборник задач по физике: к учебникам А.В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 кл», «Физика. 8 кл», «Физика. 9 кл» (М.: Дрофа): 7 – 9-й кл. / А.В. Пёрышкин. – 6-е изд., стер. – М.: ЭКЗАМЕН, 2008. – 190, (2)с. – (Учебно-методический комплект).
  6. Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).
  7. Янушевская Я..А.Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. Глобус.2009 г.
  8. Справочник школьника по физике: 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1996
  9. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для учащихся 7 – 9 кл. сред. шк. / В.И. Лукашик – 16-е изд., перераб. – М.: Просвещение,2004.
  10. А. С. Енохович. Справочник по физике и технике. Просвещение. 1989.
  11. Б.И. Гринченко. Как решать задачи по физике. Санк-Петербург. 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...