Занимательная физика 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Данный курс предназначен для обучающихся 9 общеобразовательных классов с целью подготовки  к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, практического применения знаний, их связи с наукой и техникой. На занятиях ученики должны убедиться в том, что практически все явления, окружающие нас и непосредственными участниками некоторых из них, могут явиться сами ученики, объясняются с точки зрения физики, основываются на физических законах.  Использование физических закономерностей и явлений пронизывает все стороны человеческой деятельности. И основой производства и совершенствования быта служат в числе других факторов физические знания, что физика нужна людям многих профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fizika_9_klass.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1539»

       РАССМОТРЕНА                                                     УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                  Директор ГБОУ Школа №1539

ГБОУ  Школа №1539                                          ____________В.С. Карагашкин

протокол № ____от_____                                   «____»____________20____г        

                                                                                        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(внебюджетная деятельность)

                                               

Занимательная физика

название кружка

Направленность программы: естественнонаучная

Уровень программы: базовый

Возраст: 15 – 16 лет (9 класс)

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Маркова Е.А.                                       

                                            педагог дополнительного образования

МОСКВА, 2020-2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности воспитанников по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов. Актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного обучения в основной школе и востребованностью умений и навыков решения задач.

   Концептуальную основу данного курса составляет общий взгляд на значение и роль интеллектуальной деятельности в формировании гармонического развития личности и определении профессиональных ориентиров.

   Данный курс предназначен для обучающихся 9 общеобразовательных классов с целью создания условий для самореализации обучающихся в процессе учебной деятельности; углубления полученных в основном курсе знаний и умений; формирования представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

 

   Содержание курса определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике. Структура курса  обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

   

   Курс разработан по четырем разделам физики основной школы: тепловые явления, механические явления, электромагнитные явления и квантовые явления. В тематику занятий входят: качественные и расчетные задачи разных уровней сложности, экспериментальные задания, работа с текстом, физически методы изучения природы.

Задачи курса:

  1. Умение применять теоретический материал к решению различного рода задач;
  2. Умение работать с информацией, представленной в виде графиков, таблиц, диаграмм, текстов;
  3. Умение  работать с экспериментальными данными и выполнять физический эксперимент;

Планируемые результаты.

1.  Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

1. Знание и понимание смысла понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

2. Знание и понимание смысла физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания топлива, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

3. Знание и понимание смысла физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

4. Умение описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение тела по окружности, колебательное движение, передача давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузия, теплопроводность, конвекция, излучение, испарение, конденсация, кипение, плавление, кристаллизация, электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитная индукция, отражение, преломление и дисперсия света.

2.  Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями:

1. Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения;

2. Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

3. Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика;

4. Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, силы

тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (плотности вещества, силы Архимеда, влажности воздуха, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока);

5. Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити; зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления;

6 . Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.

3.  Решение задач различного типа и уровня сложности.

4.  Понимание текстов физического содержания:

1.  Понимание смысла использованных в тексте физических терминов;

2.  Умение отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

3.  Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

4.  Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации;

5.  Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

5.  Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:

1. Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

2. Умение применять физические знания: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни, обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока, электромагнитного излучения, радиоактивного излучения.

Формы и режим занятий:

Форма обучения: очная, групповая

Режим занятий: Программа рассчитана на 34 часа. Начало занятий с октября, включая каникулярное время.

На 1-м году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу  (время занятий включает 60 мин. учебного времени )

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Тепловые явления

5

4

1

Тесты, тренировочные работы, задачи, экспериментальные задания

2.

Механические явления

15

6

9

3

Электрические явления

4

0

4

4

Магнитные явления

2

1

1

5

Оптические явления

2

0

2

6

Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения.

2

2

0

7

Физический практикум

4

0

4

Литература:

  1. ФИПИ ОГЭ 2020 под ред. Н.С.Пурышева
  2. ОГЭ 2020  под ред. Е.Е. Камзеева
  3. Сборник экспериментальных заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе,  изд-во «Просвещение» М.2012
  4. Занимательная физика Я.И. Перельман


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс

По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить  на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Внеклассное мероприятие для 6 класса "Занимательная физика"

Урок проводился на день открытых дверей в школе.Можно использовать для проведения недели физики в школе...

Викторина "Занимательная физика" 7 класс

Занимательная викторина с заданиями, загадками и опытами по физике....

Элективный курс по физике в 7 классе " Занимательная физика"

Программа рекомендуется для работы, с целью привития интереса к предмету, формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, углубления и расширения знания по физике, а также отдельные фр...

Мастер-класс «Развитие интереса учащихся начальных классов к естественным наукам на примере кружка «Занимательная физика»

Открытое мероприятие в виде одного из занятий кружка "Занимательная физика" состоялось в рамках проведения педагогического совета ГБОУ Школа №950 17 ноября 2015г. На занятии присутствовали учителя ком...

Разработка внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: «Занимательна физика».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса "Занимательная физика"Цели урока:повторить в игровой форме физические понятия,расширить кругозор учащихся,научить применять знания в новой ситуации,воспит...

программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"

программа внеурочной деятельности по физике 9 класс "Занимательная физика"...