Описание ведущих методик
учебно-методический материал по физике на тему

Зарипов Марат Рифхатович

Описание ведущих методик 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Описание ведущих методик 55 КБ

Предварительный просмотр:

Описание ведущих методик и образовательных технологий, направленных на реализацию ФГОС ООО

Министерство образования и науки Республики Татарстан  совместно с сингапурской компанией  «Educare International Consultancy»  реализовывает в школах Татарстана проект «Совершенствование качества преподавания в РТ». Приоритетная  задача проекта – обеспечить качество обучения и воспитание подрастающего поколения, путём использования педагогическими работниками наиболее эффективных методик и образовательных технологий. Одно из направлений данного проекта -   Кооперативное обучение, которое способствует реализации ФГОС. Ученики,  работая кооперативно, прививают жизненно необходимые навыки личности XXI века: сотрудничество, эффективная устная и письменная  коммуникация, критическое мышление и креативность, достижение разделённых учебных целей. Каждый добивается своих учебных целей лишь в том случае, если все члены группы достигают главной цели. Для достижения таких результатов,  я планирую урок так, чтобы окружить учеников  интеллектуальными процессами, развивающие их мышление, ведь  обучение – это продукт мышления.  Добиться этой цели помогают, в том числе действенные (активные, продуктивные) вопросы. Они побуждают стремление добиваться целей.  Эти вопросы подразделяются на три вида:

Действенные вопросы

Генеративные

Конструктивные

Фасилитирующие

вовлечение в процесс познания с целью обогащения опыта и использование этого опыта  для достижения целей,

Вопросы для построения новых знаний

Для развития собственного мышления

- Что изменится, что улучшится, если ты научишься этому?

-Каков бы в этом случае был лучший результат?

-На какие собственные способности ты можешь рассчитывать?

-Предложить посмотреть на сложившуюся ситуацию через 2,3 года.

-Углубление и объяснение с использованием вопросов «Можете ли вы оценить…?», «Это было лучшим решением?», «В каких случаях формула (теория, правило, теорема) может быть использована?»

-Связь с предыдущим опытом  - «Как это связано, с тем, что ты уже знаешь?»

- Можете ли вы сказать нам больше?

-Какие у вас доказательства?

-Для прояснения причин и раскрытия её – «Что заставляет Вас так думать?», «Что Вы имеете ввиду?»;

-Открывая учебник, параграф, … - «Какие у Вас есть гипотезы по поводу того, о чём говорится в этом параграфе (учебнике)?»

   
  Чтобы обеспечить каждому ученику возможность результативного действия, формирую и организую работу  в малых группах (не более четырёх человек). Внедрение в педагогическую практику кооперативного обучения позволило мне понять, что это обучение - сердце проблемного обучения. Оно придаёт особое значение «естественности» (как оппозиция натренированному результату), когда ученики работают вместе в неструктурированной группе и создают свою собственную учебную ситуацию. Не все групповые усилия кооперативны. Простое распределение  учеников по группам, указание работать вместе не выльется в совместные усилия. Можно отметить положительные стороны в кооперативном обучении - отдельные ученики в группе поддерживают усилия других в стремлении обучаться. Ни одно решение, принятое в одиночку, не устраивает всех участников процесса. Во время уроков, в процессе обучения ученики сталкиваются с противоположными точками зрения, неопределённостями и концептуальными конфликтами это их провоцирует на поиск дополнительной информации.  Результат такой работы  -  правильный и обдуманный ответ. Ключевыми шагами для учеников являются организация уже имеющихся знаний в одну позицию,  защита этих знаний, попытка отражения атаки на собственные знания со стороны членов группы, возможность увидеть предмет своих знаний со всех точек зрения одновременно, и, в конце концов – создать принимаемый всеми ответ. Какова моя роль - роль учителя, использующего в своей практике кооперативное обучение? Я отбираю такие обучающие структуры, которые  позволяют помочь командам прийти к консенсусу,  то есть,  чтобы  все члены группы приняли и одобрили решение. Таким образом, развиваю социальные навыки -  ученики,  взаимодействуя, приобретают добрый нрав, эмоциональный интеллект; коммуникативные навыки, а так же  учатся принимать решения – вербализуют и проявляют уважение ко всем точкам зрения, пытаясь прийти к консенсусу.  На каждом уроке выстраиваю
позитивную взаимосвязь так, чтобы каждый ученик почувствовал свою ответственность за изучение материала  (например, если все члены группы ответили правильно на тест, то каждый из группы получит поощрительные баллы, которые повлияют на оценку), разделяю информацию и требую её дополнить путём присоединения информации других членов группы. «Кооперативные усилия в обучении, понимании и решении проблем являются необходимым  фактором для построения знаний и преобразования во внутреннюю мыслительную функцию. Кооперативная работа с более способными учениками благоприятствует когнитивному развитию и  интеллектуальному росту более слабых учеников» - Лев Выготский1. Для того чтобы ситуация кооперативного обучения состоялась, ученики должны верить в то, что они или вместе утонут или вместе выплывут. Так постепенно шаг, за шагом на каждом уроке они приобретают жизненно необходимые в XXI веке умения.

  1. ВЫГОТСКИЙ, Л. Развитие высших психических функций. Москва, I960 [Выготский, 1960].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта по теме "Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс "

Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс ...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А.БАССА и А.ДАРКИ (адаптация А.К.Осницкого) ОПИСАНИЕ

МЕТОДИКАДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИА.БАССА и А.ДАРКИ(адаптация А.К.Осницкого)ОПИСАНИЕ...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИ А.БАССА и А.ДАРКИ (адаптация А.К.Осницкого) ОПИСАНИЕ

МЕТОДИКАДИАГНОСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФОРМ АГРЕССИИА.БАССА и А.ДАРКИ(адаптация А.К.Осницкого)ОПИСАНИЕ...

Заключение по методике определения ведущего канала восприятия

Заключение по результатам диагностики с таблицей, выводами, рекомендациями и предоставлением индивидуальных результатов для учащихся...

Описание методики использования ИКТ при проведении уроков литературы (описание фрагментов урока)

На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах: 1. Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные запи...

Методика развития ведущей руки

                                                      &laq...

Методика на определение ведущей модальности

Методика на определение ведущей модальности...