Описание методики использования ИКТ при проведении уроков литературы (описание фрагментов урока)
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Алексеева Наталья Александровна
На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах: 1. Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске и демонстрацию таблиц. 2. Данный урок - исследование, предполагает выдвижение гипотез, постановку учебной задачи, её решение. Использование ИКТ обусловлено ориентацией данного урока на исследовательскую работу школьников. 3. Новые ФГОС, уже принятые начальной ступенью, предлагают групповую форму обучения в качестве приоритетной. Пример построения и реализации этой формы обучения представлен в уроке. 4. В уроке прослеживается использование межпредметных связей: русский язык, литература, информатика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методики использования ИКТ при проведении уроков литературы (описание фрагментов урока)

На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах:

  1. Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске и демонстрацию таблиц.
  2. Данный урок -  исследование, предполагает выдвижение гипотез, постановку учебной задачи, её решение. Использование ИКТ обусловлено ориентацией данного урока на исследовательскую работу школьников.
  3. Новые ФГОС, уже принятые начальной ступенью, предлагают групповую форму обучения в качестве приоритетной. Пример построения и реализации этой формы обучения представлен  в уроке.
  4. В уроке прослеживается использование межпредметных связей: русский язык, литература, информатика.

Этапы урока

Ход  урока.

Описание методики использования ИКТ во время занятия.

1.Формулировка темы урока, постановка целей, задач исследования.

У. На прошлых уроках мы познакомились с представителями литературы 19 века М.Ю.Лермонтовым и его поэмой «Мцыри» и Гаршиным  и его сказкой .

Слайд №1.

Для формулировки темы урока и вместе с тем постановки проблемной задачи.

У.. Почему имена этих двух героев разных авторов  разных произведений находятся рядом в теме нашего урока? (ваши предположения) Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (Выяснить, что объединяет поэму М.Ю.Лермонтова и сказку В.И.Гаршина?)

Слайд №2.

Помогает сформулировать  учебную задачу.

Выдвижение гипотезы №1

Героев двух произведений что-то объединяет.

Слайд №3.

На основе учебной задачи выдвигается гипотеза.

Формулировка цели исследования.

Что же объединяет лермонтовского Мцыри и Пальму Гаршина?

Слайд №4.

Формулирует цель исследования,  а вместе с тем и цель урока.

Способы и методы решения учебных задач.

Какие знания вам для этого понадобятся? (Знания текстов, знания о литературном герое)

Какие умения: умения сопоставлять, анализировать, работать в группе, аргументировать.

 

Слайд№5.

Формулирует знания и умения. Необходимые для достижения цел исследования.

2. Исследование и доказательство гипотез.

Выдвижение гипотезы №2.

Путём групповой работы удаётся выдвинуть гипотезу №2 исследования. Героев объединяет: одиночество, любовь к родине, стремление к свободе.

Слайд №6.

Помогает сформулировать вторую гипотезу исследования.

Работа с текстом.

Постановка учебной задачи.

Задание: Найдите в тексте строки, рисующие одиночество героев. Какими эпитетами автор рисует душевное состояние Мцыри?

Сайд №7.

Демонстрирует работу с текстом, выразительными средствами.

Вывод.

Героев объединяет чувство одиночества и тоска по любимой Родине.

Слайд №8.

Демонстрирует вывод по второй гипотезе, к которому приходят учащиеся в результате исследования.

Гипотеза №3.

Тоска по родине побуждает героев к отчаянным действиям.

Слайд №9.

Продолжает исследование и выдвигает гипотезу.

Работа с текстом.

Постановка учебной задачи.

Задание: в каких строчках авторы передают это отчаянное стремление? Выделите части речи передающие динамику изображаемой  картины.

Слайд №10, 11.

Демонстрирует работу с текстом, выразительными средствами.

3.Вывод исследования.

И у Лермонтова, и у Гаршина  особенно неразрывно и трагически переплетаются мотивы одиночества, любви к родине и стремления к свободе.

Слайд №12.

Демонстрирует вывод по второй гипотезе, к которому приходят учащиеся в результате исследования.

4.Формулировка домашнего задания.

Постановка учебной задачи.

1. Подбирая иллюстрации и эпизоды произведений, доказать,  что  герои романтичны.

2. Повышенной сложности. Составьте проект «Мцыри - романтический герой», «Пальма – романтический герой» и выполните его презентацию.

При выполнении домашнего задания можно использовать ресурсы сети  Интернет.

Слайд №13, 14

Продолжает исследование. Выдвигается гипотеза, которая будет доказана путём выполнения разноуровневого домашнего задания.

Критерием оценивания достижений является технологическая карта исследования. Каждый учащийся имеет возможность внести в неё свои наблюдения в течение урока, решить необходимые учебные задачи, записать выводы, подвести итоги на отдельном этапе работы. Учащиеся данного класса знакомы с порядком работы по технологической карте.

 Если групповая работа происходит последовательно и используется учителем в системе, то  учащиеся без труда могут оценить свою работу и работу одноклассников.

Поэтому такая форма критериев оценивания работы учащихся на уроке является удобной и эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика реализации учебного проекта с использованием сетевых сервисов на уроках литературы

Реализация учебного проекта по литературе с использование сетевых ресурсов...

Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...

Методы и приемы проведения уроков литературы с использованием материалов по краеведению.

На уроке, на каждом его этапе учителю можно и нужно подводить учащихся к «местным» примерам, используя историю родного края. Например, урок в 6 классе «Стихотворение А.А.Пушкина «И.И.Пущину». Светлое ...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Доклад "Использование ИКТ в процессе подготовки и проведения урока литературы"

Одна из главных задач учителя – разбудить в каждом ребенке желание приобретать знания, заинтересовать своим предметом и работать над повышением уровня их познавательной активности.    И...

Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через использование нестандартных форм проведения уроков

Методика обучения русскому языку - методические условия реализации дидактических принципов, методические закономерности обучения родному языку и сформулированные на их основе научно-теоретические...

Описание фрагмента урока с включением учебной задачи

Тема урока: Основы рационального питания.Цель урока:формирование условий для рационального питания подростка.Формулировка учебной задачи:представить челдовеческий организм через образ в рисунке и опре...