Конспект урока физики
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

 Конспект урока физики. 

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА № 7

"Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА № 7

"Измерение плотности твёрдых тел и жидкостей" (7 класс)

Цель: 

- закрепить ранее изученный материал по теме «Плотность», научить учеников экспериментально определять плотность твёрдых тел и жидкостей;

- продолжить развивать экспериментальные умения и навыки по измерению массы тела и его объёма, а также проводить вычисления плотности вещества и делать обобщения и выводы;

- воспитывать аккуратность и бережное отношение к школьному имуществу, повышать познавательный интерес к физике.  

Оборудование: рычажные весы, набор гирек, тела правильной и не правильной геометрической формы, сосуд с водой, мензурка; персональный компьютер, мультимедийный проектор, ППС «Виртуальная физическая лаборатория. Физика-7»

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

План урока

Этапы

Время

Методы и приемы

1.

Организационный момент

2 мин

Рассказ учителя

2.

Актуализация

7 мин

Фронтальный опрос

3.

Мотивация

 5 мин

Беседа, эксперимент

4.

Выполнение лабораторной работы

25 мин

Работа учеников группами за компьютерами, с диском ППС «Виртуальная физическая лаборатория. Физика 7», запись в тетрадях

5.

Итоги урока

3 мин

Беседа

6.

Домашнее задание

3 мин

Рассказ учителя

Ход урока

  1. Организационный момент

(Приветствие, отметка отсутствующих)

2. Актуализация знаний

1. Все ли тела одинаковой массы имеют одинаковый объём?

2. Все ли тела одинакового объёма имеют одинаковую массу?

3. Как называется физическая величина, характеризующая вещество?

4. По какой формуле рассчитывается плотность?

5. Назовите единицы измерения плотности.

    3. Мотивация

        Учитель предлагает ученикам экспериментально определить плотность твёрдого тела и жидкости, используя предложенное оборудование  (рычажные весы, набор гирек, тела правильной и не правильной геометрической формы, сосуд с водой, мензурка).

        Ученики высказывают свои предположения, идет обсуждение.

Учитель предлагает выполнить ученикам аналогичное задание, только виртуально.

        4. Выполнение лабораторной работы

Ученики садятся по два человека за компьютер и выполняют лабораторную работу с диска ППС «Виртуальная физическая лаборатория. Физика – 7».

Методические рекомендации:

        На экране компьютера открытое окно «Определение плотности материала бруска».

Для того чтобы открыть это окно нужно: открыть диск ППС Виртуальная физическая лаборатория. Физика 7», верхнем правом углу экрана нажать кнопку «Урок», выбрать лабораторная работа № 7 «Определение плотности твёрдых тел и жидкостей» и выше выбрать режим урока, на экране написано «Раздел I. Лабораторная работа №7 «Определение плотности твёрдых тел и жидкостей». Нажатием кнопки «Пуск» переходим к цели и оборудованию. Нажимаем «Далее» -  теоретическая часть «Плотность вещества. Определения плотности твёрдого тела», нажимаем «Пуск» - ролик с теорией. Нажимаем «Далее» - теоретическая часть «Определение плотности жидкости», нажимаем «Пуск» идёт ролик по определению плотности жидкости. Нажимаем кнопку «Далее» и на экране компьютера открытое окно «Определение плотности материала бруска». 

  1. Нажмите кнопку на экране , перешли на следующую страницу, где описывается порядок измерения длины бруска. Нажмите слово «сховати» и переходите к следующей странице, на которой измеряете длину бруска (для этого нажав левую кнопку мышки на линейке, передвигаете её к бруску), фиксируете по линейке длину, записываете результат и нажимаете кнопку «равно» на экране, если результат верный - переходите на следующую страницу, если нет – повторяете измерения.

     

  1. На этой странице описан порядок определения ширины бруска. Нажав кнопку «сховати», переходите к следующей странице, на которой измеряете ширину, аналогично длине, только с нажатием кнопки «поворот».
  2. Затем такими же действиями определяете высоту.
  3. Переходите на страницу, где инструкция по расчёту объёма, нажимаете кнопку «сховати» и переходите к следующей странице, на которой рассчитываете объём, записываете результат и, если правильно, переходите дальше.

   

  1. На следующем этапе, прочитав инструкцию по взвешиванию бруска и нажав кнопку «сховати», переходите к следующей странице, на которой взвешиваете брусок (нажав левую кнопку мышки на бруске, передвигаете его на одну из чашек весов, а на вторую также ставите гири), записываете результат и переходите дальше.

             

  1. На этой странице описана инструкция по определению плотности, нажимаете «сховати» и переходите далее, где рассчитываете плотность вещества, из которого сделан брусок. Нажимаете на экране кнопку «равно» и, если результат правильный - на экране появляется надпись «Результат правильный», если нет - пересчитываете.
  2. Переходите к следующему заданию «Определения плотности тела произвольной формы», для этого нажимаете кнопку «далее» и появляется инструкция по взвешиванию тела, нажимают «сховати», переходите на взвешивание тела (аналогично предыдущему взвешиванию), записываете результат.
  3. Переходите на инструкцию по определению объёма тела произвольной формы, нажимаете «сховати» и определяете объём тела (для этого определяете начальный объём воды в мензурке, записываете результат, затем с помощью левой кнопки мышки тело помещаете в мензурку и определяете объём, рассчитываете объём тела), результат записываете.
  4. Если он верный, то появляется инструкция по расчёту плотности, нажимаете «сховати» и рассчитываете плотность тела произвольной формы. Если правильно, то на экране надпись «Результат правильный», переходим к следующему заданию.

             

  1. На экране нажимаем кнопку  «далее» и переходите к следующему заданию «Определение плотности жидкости». Опять нажимает кнопку «далее» – инструкция по нахождению объёма и массы жидкости. Нажимаете «сховати» и определяете объём и массу (аналогично предыдущем заданием, только после того как определим объём, жидкость надо перелить в сосуд, который стоит на левой чаше весов, левую кнопку мышки наводите на сосуд с жидкостью и подносите его к сосуду на чаше весов). Результаты записываете и нажимаете на экране «равно».

  1. Появилась инструкция по определению плотности жидкости, нажимаете «сховати» и рассчитываете плотность жидкости, записываете результат и нажимаете «равно». Если он верный то появляется «Результат правильный», нажимаете кнопку «далее» и на экране написано «Урок закончен. Спасибо за работу».

Кроме того, что ученики выполняют работу на компьютере, они ещё ведут записи в тетради  для лабораторных работ (с печатной основой).

После выполнения работы учащиеся делают вывод и отвечают на контрольные вопросы.

 Примеры контрольных вопросов:  

  1. Плотность жидкого кислорода 1140 кг/ м3. Что означает это число?
  2. Как можно измерять плотность воздуха?
  3. Предложите, как можно определить среднюю плотность вашего тела.

5. Подведение итогов урока

        

6. Домашнее задание: учебник Л.Э. Генденштейн «Физика 7» повторить стр. 88,                    составить и решить задачу на плотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.

Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...

конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"

План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...