Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся
статья по физике на тему

Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные техники обучения как способ развития творческого потенциала учащихся.

        Социальные изменения в украинском обществе коренным образом изменили ориентации в

    образовании. Новая просвещенческая философия определила главные задачи деятельности

    школы:

  1. Учитель адаптируется в жизненных ситуациях, которые постоянно меняются.
  2. Учить самостоятельно приобретать знания, учить учиться всю жизнь.
  3. Учить критически мыслить, уметь видеть проблемы, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить.
  4. Учить грамотно работать с информацией, анализировать, выдвигать гипотезы, решения проблем, предлагать альтернативы, устанавливать закономерности.
  5. Учить быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах.
  6. Учить самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, морали, культурного уровня.

Решение этих актуальных проблем возможно только через:

  • создание деятельного подхода к содержанию образования,
  • демократизацию педагогической системы, толерантность как цель и способ обучения,
  • освоение современных педагогических технологий личностно-ориентируемой системы современных принципов педагогической техники и дидактики,
  • глубокое изучение личности ребёнка, её особенностей, семейных проблем, круга общения, её проблем,
  • создание чёткой системы воспитательной работы,
  • саморазвитие, самообразование, самовоспитание.

    Решению всех этих актуальных задач в значительной мере способствуют интерактивные технологии в обучении, воспитании и развитии.

    В основе новых технологий – интерактивное обучение ( диалоги, сотрудничество, партнёрство, сотворчество). Формы интерактивных методов обучения: пресс-конференции, дискуссии, круглые столы, заседания экспертной группы, дебаты, судебные заседания и т.д.

С помощью таких форм происходит активизация всех возможностей ребёнка, превращение его в субъект учебно-воспитательного процесса. Урок строится так, что учитель и учащиеся есть его соавторы. В центре методик – сотрудничество детей, а также детей и учителя. Основной формой есть групповая работа. Именно на этой основе дети учатся разным видам деятельности, которая способствует изменению статуса учащихся, делает его равноправным членом учебного процесса, соавтором урока, генератором идей.

    Интерактивные техники обучения , как способ развития творческого потенциала учащихся, ставят определённые цели и перед учащимися, и перед учителями.

Цели учащихся:

  1. Научиться критически мыслить, что означает быть заинтересованным, применять стратегию исследования, задавать вопросы и систематически искать на них ответы. Критическое мышление требует использование здорового скептицизма, поиска альтернатив, постановки вопросов типа «А что, если…». Критическое мышление – это отстаивание определённой позиции и одновременно бережный учёт аргументов других, исследование логики этих аргументов.
  2. Нести ответственность за собственное обучение означает, что учащиеся не будут пассивно ассимилировать знания, которые даёт учитель, а используют стратегию исследования через чтение, письмо, дискуссии – к самостоятельному обучению.
  3. Сотрудничать с другими означает – внимательно слушать, говорить убедительно и вежливо, быть толерантным, вносить вклад в общее решение, вести себя как ответственный член коллектива.
  4. Учиться в течение всей жизни – это означает развивать привычки заинтересованности, уверенности в собственной возможности влиять, определять стратегию исследования и обучения, как можно дольше использовать их в жизни после окончания школы.

Цели учителей:

  1. Создавать в классах атмосферу для ответственного и открытого взаимодействия, что означает заинтересованность учащихся задавать вопросы и искать ответы, активно сотрудничать с другими для поиска знаний.
  2. Брать за основу такие виды обучения,  которые способствовали бы критическому мышлению и самостоятельному приобретению знаний, стимулировали рефлексию.
  3. Использовать эффективные методы, которые способствовали бы чтению, дискуссиям, дебатам и т.д.
  4. Быть вдумчивым профессионалом, что означает, что учиться самому, внимательно наблюдать, изучать проблемы и создавать новые стратегии для их решений.
  5. Быть образцом для других учителей, передавать свои знания коллегам, использовать новые методики обучения, создавать мастерскую повышения квалификации для учителей.

Необходимыми условиями развития критического мышления есть:

  1. Время. Критическое мышление требует времени. Чтобы обдумать что-то новое, нужно выяснить, какие уже существуют мысли и идеи, их нужно обсудить, сделать выводы. Нужно также помнить, что идеи формулируются более полно и ясно, когда обсуждение происходит в благоприятной атмосфере.
  2. Размышление. Для того, чтобы процесс мышления происходил свободно, учащиеся должны иметь право размышлять, выдвигать предположения, устанавливать их очевидность или безрассудность. Когда учащиеся понимают, что это разрешено, они активнее приобщаются к критическому анализу.
  3. Разнообразие. Для того, чтобы критическое мышление развивалось, нужно создать такую атмосферу, которая убедила бы учащихся, что от них ожидается и допускается широкий диапазон мыслей и идей.
  4. Привлечение учащихся. Развитие критического мышления возможно только при условии высокой активности учащихся, когда возникает понимание собственной ответственности за результаты обучения.
  5. Риск. Свободное мышление может быть рискованным. Идеи могут быть на первый взгляд смешными или противоречивыми. Учитель должен убедить учащихся, что это есть естественная составная часть обучения и творчества.
  6. Уважение мыслей учащихся. Ученики должны быть уверены, что их мысль имеет значительную ценность. Именно тогда от простого запоминания они перейдут к критическому анализу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УСТНЫЙ ЖУРНАЛ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Данная статья может быть отнесена к разделу «Интеграционные аспекты внеклассной работы». В ней нашел отражение опыт по формированию творческих способностей учащихся среднего звена. Ос...

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...