Урок по теме: «Уравнение состояния идеального газа»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Тип учебного задания: Изучение нового материала и первичного закрепления по теме: « Уравнение состояния идеального газа»
Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления уравнения состояния идеального газа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uravnenie_sostoyaniya_idealnogo_gaza.odt31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Уравнение состояния идеального газа»

10 класс

Учитель физики: Анохина Галина Владимировна

Тип учебного задания: Изучение нового материала и первичного закрепления по теме: « Уравнение состояния идеального газа»

Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления уравнения состояния идеального газа.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Целеполагание и мотивация

3. Актуализация
4. Первичное усвоение материала

5. Осознание и осмысление учебной информации

6. Первичное закрепление учебного материала

7. Информация о домашнем задании

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Личностные результаты:

1. формирование познавательный интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2. формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений;

3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4. формирование умений воспринимать, перерабатывать и принимать информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,  выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

5. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, ве5сти дискуссию.

Метапредметные результаты:

1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

2.  организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

3. понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

4. формирование убеждения в закономерности связи и познаваемости явлений природы,  в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

5. развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия.

Предметные результаты. Обучающиеся должны знать:

1. Уравнение, связывающее три макропараметра: P, V, T, – описывающих состояние длинной массы идеального газа, называемое уравнением состояния идеального газа. Уравнение состояния записывается в двух формах:

1) уравнение Клапейрона-Менделеева PV= mRT/M (для произвольной массы газа),

2) уравнение Клапейрона PV/T=const (для постоянной массы газа).

3) Величина R в первом уравнении называется универсальной газовой постоянной R= kNA=8, 31 Дж/моль*К. Физический смысл R – объем одного моля любого газа при нормальных условиях.

4) Количественные зависимости между двумя параметрами при постоянном третьем называются газовыми законами.

Обучающиеся должны уметь:

1) выводить уравнение состояния идеально газа;

2) распознавать уравнения состояния идеального газа; уравнения состояния произвольной массы газа; уравнения состояния идеального газа постоянной массы;

3) распознавать записи соответствующие понятию газовый закон;

4) применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи по теме «Уравнения состояния идеального газа и газовые законы».

Ключевые понятия темы:

1. Уравнение состояния идеального газа в двух формах: уравнение Клапейрона-Менделеева PV= mRT/M (для произвольной массы газа),уравнение Клапейрона PV/T=const (для постоянной массы газа).

2) универсальная газовая постоянная R= kNA=8, 31 Дж/моль*К.

Ход урока:
1. Орг. момент
2. Учитель. Сегодняшний урок я бы хотела начать с таких слов:

(слайд 1) Три пути ведут к знанию. Путь размышления — самый благородный.

Путь подражания – самый лёгкий. Путь опыта – самый горький путь.

 

                                                                                              Конфуций ( древний мыслитель и философ Китая).
Сегодня на уроке мы пройдём все пути,  и может быть докажем, что путь опыта не такой уж и горький. Обратите внимание: на ваших столах лежат оценочные листы, которые вы должны в течении урока заполнить.

Атмосфера оживляет землю. Растения, птицы, моря, ручьи – все живут благодаря. А мы живём на дне этого океана, насквозь им проникнутые.

А как вы думаете, оказывает ли влияние атмосфера на человека?
Ученик: Существуют метеозависимые люди, которые реагируют на атмосферное давление.

Учитель: А как можно измерить атмосферное давление?
Ученик: Барометром.

Учитель: А если под рукой нет барометра,  а есть линейка и термометр?

Ученик: Термометром можно измерить температуру, а линейкой размеры класса и вычислить объем. А как установить зависимость между давлением, объемом и температурой?

Учитель: Итак, для того, чтобы вычислить атмосферное давление необходимо установить зависимость между V, T, P.
А какова же основная задача урока?
Ученик: Вывести физический закон, устанавливающий зависимость между тремя макроскопическими параметрами V, T, P.

Учитель: Уравнение, определяющее связь между V, T, P.  наз. Уравнениями состояния идеального газа. (Слайд 2)

(Слайд 3). На уроках физики мы уже собрали кейс знаний, давай те посмотрим, какие  знания у вас уже имеются.

Актуализация знаний: (слайд 4-5)

1. Что  такое идеальный газ. Какими условиями он удовлетворяет?

Идеальный газ-это модель реального разряженного газа. Условия: 1) межмолекулярные силы взаимодействия отсутствуют. 2) взаимодействие молекул происходит при ударах о стенки сосуда, удары упругие. 3) молекулы не имеют объема-материальные точки.

2. Назовите макроскопические параметры.

Давление, объем, температура.

3. Вот мы говорим  сегодня о давлении. Чем создается давление в газах?

Ударами молекул о стенки сосуда

4. А от чего оно зависит? (Обратимся к небольшому видеоролику)

От повышения или понижения температуры, от количества молекул.

5. Запишите формулу, которую связывают эти все величины.

6. А как определить число молекул?

N=m*Na/M

7. А что показывает число NA. Чему оно равно?

Число Авогадро показывает число молекул в одном моле. Na=6, 02*10^23 моль^-1

8. Какой физический смысл постоянной Больцмана? Чему равна?

Постоянная Больцмана связывает температуру в энергетических единицах измерения с температурой в Кельвинах. K=1,38*10^23 Дж/K

Мы переходим ко второму пути – путь подражания.
Учащиеся самостоятельно заполняют блок-схемы, выводят уравнения состояния идеального газа. (слайд 6)

Блок-схема№1

Проверяем экспериментально уравнение Клапейрона

Учащиеся проделывают опыт, используя сосуд с поршнем, сосуды с водой разной температуры, датчики объема и давления, компьютерный измерительный блок и программу L-микро.

Блок-схема №2 (слайд 7)

Универсальная газовая постоянная

Уравнение Менделеева-Клапейрона

Учитель: А как вы думаете, применяется это уравнение в других науках?

Обратимся через Skaype к химикам.

С точки зрения химика этот закон может звучать несколько иначе: объемы вступающие в реакцию газов при одинаковых условиях (температуре, давление) относятся друг к другу и к объемам образующихся газообразных соединений, как простые числа.

Например. 1 объем водорода соединяется с 1 объемом хлора, при этом образуется 2 объема хлороводорода:

H2+Cl2=2HCl

Уравнение состояния идеального газа открыто Клапейроном и Д.И. Менделеевым. (слайд 8)

Историческая справка. Готовят учащиеся.

При изучении биографии Д.И. Менделеевым и Бенуа Поль Эмиля Клапейрона я задалась таким вопросом: что мы знаем об этих выдающихся ученых? Большинство людей знают о Менделееве, как о создателе периодической системы химических элементов, а о Клапейроне из учебника по физике при изучении состояния идеального газа.

Меня поразило то, что Клапейрон старше Менделеева на 35 лет, но каким-то случайным образом их судьбы похожи. Они работали в Петербурге в разное время в одном и том же Институте инженеров путей сообщения. В 1834 году Клапейрон открыл уравнение идеального газа, объединяющее закон Бой ля-Мариотта, закон Гей-Люссака и закон Авогадро. В 1874 году этот закон обобщил Д.И. Менделеев и назвал это уравнение Менделеева-Клапейрона.

Я прочла недавно вот такие слова: « Гений? Какой там гений. Трудился всю жизнь, вот вам и гений.» и мне кажется, что они подходят к обоим ученым. Ведь их жизнь пример трудолюбия, преданности делу и любви к науке. Я думаю у нас есть чему у них поучиться.

Закрепление материала. ( слайд 9)

Выделите уравнение состояния идеального газа.

1) P1*V1/ T1=P2*V2/T2

2) PV= m/M*RT

3) p= 1/3m0nV^2

4) E=3/2 KT

5) P= mRT/M

Среди уравнений которые вы отнесли к уравнению состояния идеального газа, укажите для:

а) произвольной массы газа

б) постоянной массы газа

Решение задач

1. Определите кол-во молекул при нормальных условиях, если делая 1 вдох, ваши легкие поглощают 1,5 л воздуха

 Задача

Определить атмосферное давление в нашем классе, зная температуру и плотность воздуха.

М=0,029 кг/моль. См. таблица

Самостоятельная работа

m

M

P

V

Y

Вариант

1

3,2*10-2

1,5*106

0,83

300

2

2,4

4*10-2

0,4

200

3

0,3

2,8*10-2

8,3*105

280

4

0,16

4*10-3

6*104

0,83

Итог урока: (использование рефлексивных фраз) (слайд 13)

 

Домашнее задание: Параграф 68, упр. 13 (4,5). Предложите как на опыте можно определить универсальную газовую постоянную. (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала с элементами исследования в 10 классе по теме "Уравнение состояния идеального газа"

Методическая разработка урока по теме "Уравнение состояния идеального газа"...

ЭОР тест по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»

ЭОР тест по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы»Цель данного ресурса: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся на различных этапах освоения материала. Подгото...

план-конспект урока по теме "Уравнение состояния идеального газа" 10 класс

Данный урок из раздела молекулярно-кинетической теории. По теме "Уравнение состояния идеального газа" проводится в 10 классе. Цель данного урока сформировать умение описывать состояние термодинамическ...

Презентация на тему: "Уравнение состояния идеального газа"

Презентация состоит из слайдов ,позволяющих наглядно увидеть как выводится уравнение состояния идеального газа.Т.к. многие учащиеся обладают водеовосприятием наряду с аудиовосприятием- это позволит на...

Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"

Разработка урока "Практикум по решению задач на тему Уравнение состояния идеального газа" с приложениями....

Тест на закрепление темы Уравнение состояния идеального газа

Тест на закрепление темы Уравнение состояния идеального газа с код правильных ответов на 2 варианта....

Интегрированный урок физики и информатики на тему «Уравнение состояния идеального газа. Газовые процессы»

Урок рассчитан для 10 класса, как для очного, так и для дистанционного обучения.Для организации и проведения уроков в процессе экспериментальной работы выявлено основание: изучение теоретических основ...