Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Абрамова Лариса Сергеевна

Разработка урока "Практикум по решению задач на тему Уравнение состояния идеального газа" с приложениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум по решению задач на тему "Уравнение состояния идеального газа"


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Цель урока: систематизация знаний по теме «Уравнение состояния идеального газа».

Задачи урока:

  • Познавательные:  проверить освоение экспериментального метода научного познания. Овладеть понятием «идеальный газ» и установлением зависимости между давлением, объемом и температурой в уравнении состояния идеального газа. Умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
  • Воспитательные:  выработать позитивную мотивацию к получению знаний. Воспитывать любознательность, аккуратность, потребность к знанию. Воспитывать умение работать в группе, уважать мнение товарища и аргументировать свое мнение.
  • Развивающие:  развивать логическое мышление, умение сравнивать результаты экспериментов. Развивать интерес к предмету. Выработка критериев самооценки знаний. Развитие памяти.

Материально-техническое оснащение урока:

  • Комплект приборов для выполнения экспериментального задания
  • цилиндр переменного объема
  • манометр демонстрационный
  • емкость с холодной водой для установки сильфона
  • емкость с горячей водой для установки сильфона
  • термометр (от 0 – 100о С)
  • Дидактический материал
  • лист индивидуального задания
  • экспериментальное задание по карте – 2 шт.
  • разноуровневые практические задания – 15 шт.
  • справочный материал – 15 шт.
  • лист контроля – 15 шт.
  • табличка на магнитах с физическими терминами, величинами и формулами
  • Технические средства обучения
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • магнитная доска
  • калькулятор
  • Программное обеспечение
  • презентация с тестом выполнена на основе программы МS  Power Point c помощью текстового редактора MS Word,
  • редактора формул MS Equation.

План урока

Время

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1'

1. Организационный момент. Постановка учебных задач, целей и мотивов деятельности учащихся.

Проверяю готовность учащихся к уроку. Распределяю справочный (таблицы с постоянными физическими величинами) и раздаточный материал (Приложение 1Приложение 2,Приложение 3Приложение 4,Приложение 5Приложение 6).

Готовятся к уроку и подписывают «Рабочий лист» на 2 варианта. (Приложение 1).

13'

2. Проверка усвоения теоретического материала по теме.

 Вызываю к доске трех учащихся. Одного - для проверки домашней расчетной задачи на «4 -5 баллов», а следующих – для выполнения экспериментальной задачи «Проверка уравнения состояния идеального газа».

Первый учащийся готовится к ответу (Приложение 2), а остальные выполняют эксперимент и производят расчеты с помощью калькулятора на  проверку уравнения состояния идеального газа. Готовятся к ответу, пользуясь планом (Приложение 3).

 Параллельно организую группу на повторение материала, т.е. провожу фронтальный опрос по вопросам из (Приложение 4).

Отвечают на вопросы преподавателя.

Учащимся у доски предлагаю отвечать по очередности.

Все слушают ответ и заполняют по желанию 1 и 2 пункты «Рабочего листа».

10'

3. Обобщение и систематизация знаний.

Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «4-5»?
Вызываю учащегося воспроизвести ее на доске 
Задаю учащимся вопросы, относящиеся к задаче.

Отвечают 
Решает и отвечает на вопросы к задаче (
Приложение 5). 
Отвечают

Задаю вопрос: кто справился с домашней экспериментальной задачей на «3»?
Предлагаю решение записать в «рабочий лист»
Задаю вопросы к задаче.

Поднимают руку
Записывают, отвечают (
Приложение 5).

15'

4. Закрепление практических навыков.

Предлагаю познакомиться с содержанием первой расчетной задачей  (Приложение 6
Кратко комментирую готовое решение 1 и 2 варианта.

Читают. 
Разбираются в решении.

Даю задание решить 2-ю и 3-ю задачу из «рабочего листа».

Решают задачи своего варианта.

3'

5. Закрепление учебного материала

Демонстрирую слайды теста на экране. (Приложение 7)
По желанию учащихся  раздаю бумажный вариант теста. (
Приложение 8)

Отвечают.  Код правильных ответов заносят в рамку «рабочего листа». Обмениваются листами. Проверяют по ответам и оценивают работу соседа по парте.

2'

6. Подведение итогов урока.

Анализирую работу учащихся на уроке. 
Выставляю оценки в журнал. 
Собираю рабочие листы и раздаточный материал.

Отвечают на вопросы
Слушают.
Сдают карточки.

1'

7. Заключительный этап урока.

Завершаю урок.

Учащиеся покидают кабинет.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Рабочий лист

Учащегося:____________________________группа №:______

  1. Вопрос и замечания к домашней задаче №1, проверяемой
  2.  надоске:__________________________________________

____________________________________________________

  1. Вопросы к экспериментальному заданию по проверке

уравнения состояния идеального газа:_____________________

______________________________________________________

Ш. Домашнюю практическую задачу я решил на «…» балла:

  1. Дано:                СИ                           Решение:

                          !                 !

                          !                 !

                          !                 !

                          !                 !

                          !                 !

                          !                 !

                          !                 !

IV. Расчетные задачи по образцу (приложение).   Вариант №____

 

  2. Дано:                        СИ                               Решение:  

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                   

  3.  Дано:                        СИ                               Решение:  

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                               !                     !

                                             

                                                               

Тест

Оценка:    

Приложение 2

Ответ 1 учащегося

Решение домашней задачи

План ответа

  1. Прочитать условие задачи
  2. Назвать физические величины, значение которых указаны в задаче
  3. Назвать физические величины, найденные из таблиц (в справочнике)
  4. Назвать искомую величину
  5. Показать модель идеального газа. Дать определение идеальному газу
  6. Сколько состояний газа описывается в данной задаче?
  7. назвать формулу, по которой решается задача
  8. Решение по этой формуле  требует строгого соблюдения систем единиц

(в системе СИ)?

Приложение 3

Экспериментальное задание

Основная цель – закрепить умения учащихся определять опытным путем параметры состояния газа, проверить знание уравнения состояния газа.

Оборудование:

  1. цилиндр переменного объема
  2. манометр демонстрационный
  3. емкость холодной воды для установки сильфона
  4. емкость горячей воды для установки сильфона
  5. термометр от 0 до 100º С.

Приложение 4

Фронтальный опрос

Вопросы:

  1. Что такое идеальный газ?
  2. Объясните с помощью модели «идеальный газ», почему газы легко сжимаются, оказывают давление на стенки сосудов любой формы и размера, занимают любой предоставленный объем
  3. Чему равен абсолютный нуль по шкале Цельсия?
  4. Назовите 3 макроскопических параметра, характеризующих состояние данной массы разреженного газа
  5. Что такое температура и что она характеризует?
  6. Какие физические величины входят в уравнение Менделеева – Клапейрона?

Порядок работы и ответа

  1. Закрыть свободный кран манометра
  2. Измерить по шкале прибора объем воздуха в цилиндре, температуру и давление при комнатной температуре. Данные записать в таблицу.
  3. Поместить цилиндр в емкость с холодной водой и произвольно изменить объем воздуха в цилиндре. Измерить объем, температуру, давление. Результаты занести в таблицу.
  4. Поместить цилиндр в емкость с горячей водой и произвольно изменить объем воздуха в цилиндре. Измерить объем, температуру, давление. Результаты занести в таблицу. (Проделайте измерения 2 раза)
  5. Пользуясь полученными результатами, вычислить значения выражения для каждого состояния газа.
  6. Сделать вывод.

Ход работы

1

2

p

p1=

p2 =

V

V1=

V2=

T

T1=

T2=

Приложение 5  

Разноуровневые практические задачи

«3 балла»

Пользуясь уравнением Менделеева – Клапейрона, вычислите, чему равна масса воздуха, заполняющего стакан.

  • Какие данные нужны для этого расчета?
  • Какие приборы потребуются для выполнения этой работы?

«4 – 5 баллов»

Какова масса воздуха в кабинете физики?

  • Какие данные нужны для этого расчета?
  • Какие приборы нужны для выполнения этой работы?
  • До какой температуры надо нагреть воздух в комнате, чтобы половина массы воздуха вышла через открытую форточку?

Приложение 8

Тест

Тест

1 вариант

ответы

2 вариант

ответы

  1. Какая из приведенных ниже величин не относится к  

 макроскопическим параметрам?

  1. Разность температуры тел указывает …
  1. Давление
  2. Масса молекулы
  3. Объем
  4. Температура

  1. … на плотность тел
  2. … направление теплообмена между ними
  3. … на объем тел

  1. При какой температуре прекращается движение молекул?
  1. Чему равна температура по шкале Цельсия, если абсолютная

температура равна 300К?

  1. 273 К
  2. -273 К
  3. 0о К
  4. 0 С

  1. -273о С
  2. 0оС
  3. 27о С
  4. 300 К

III. Подставить недостающие величины в …  

  1. Подставить недостающие величины в …
  1. …t
  2. …ν
  3. …T

  1. … m
  2. … ν
  3. … М

  1. Универсальная газовая постоянная - …

IV.Степень нагретости тела характеризует …

  1. … k = 1,38 · 10-23 Дж/К
  2. …NA = 6,31 · 1023 моль-1
  3. … R = 8,31 Дж/(моль·К)

  1. … работа
  2. … молекула
  3. … температура

V.*Как изменится давление идеального газа при увеличении его

объема в 2 раза и при уменьшении абсолютной температуры в 2 раза?

V.*Как изменится давление идеального газа при увеличении его

объема в 4 раза и при уменьшении абсолютной температуры в 2 раза?

  1. Уменьшится в 4 раза
  2. Уменьшится в 2раза
  3. Останется неизменным
  4. Увеличится в 4 раза

  1. Уменьшится в 8 раза
  2. Уменьшится в 4 раза
  3. Останется неизменным
  4. Увеличится в 4 раза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уравнение состояния идеального газа

1.      Тема урока:                   Уравнение состояния идеального газа2....

Презентация по физике в 10 классе Уравнение состояния идеального газа

Презентация по физике в 10 классе. Урок изучения нового материала по теме " Уравнение состояния идеального газа"...

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс

Урок:  Решение задач по теме  «Основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа и изопроцессы» 10 класс...

презентация к уроку по теме «Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»

«Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов»...

практикум по решению задач «Изменение агрегатных состояний вещества».

практикум по решению задач "Изменение агрегатных состояний вещества"...