Конспект открытого урок физики в 8-м классе "Применение закона Джоуля-Ленца"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Конспект открытого урок физики в 8-м классе "Применение закона Джоуля-Ленца" Цель урока: Образовательная: ü Формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах. ü Запомнить и уметь применять закона Джоуля-Ленца. ü Содействовать в понимании практической значимости данной темы. Развивающая: ü Развивать интеллектуальных умений учащихся (наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышлять, анализировать, делать выводы) Воспитательная: ü Формировать коммуникативных умений учащихся. ü Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира; Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, бланки самооценки. Тип урока: Обобщение и закрепление материала. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 42.85 КБ |
urok.pptx | 643.77 КБ |
otkrytyy_urok.zip | 736.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урок физики в 8-м классе "Применение закона Джоуля-Ленца" Цель урока: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, бланки самооценки. Тип урока: Обобщение и закрепление материала. | |
I. Организационный этап (Самоопределение к деятельности). | |
Цели этапа:
| |
Учитель | Ученик |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня нас ждет интереснейший тема имеющая практическое применение в повседневной жизни, мы с вами будем экспериментировать, немного расширим и углубим наши знания в области электрических явлений и попытаемся эти знания применить на практике.Поэтому эпиграфом к нашему уроку послужат слова восточных мудрецов(слайд 1): “Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять - великое искусство”. Восточная мудрость Но прежде чем мы займемся делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок. Просто расслабьтесь и скажите себе: «Я нахожусь сейчас на уроке физики. А об остальном я сейчас не буду думать, я подумаю об этом потом». А теперь приступим к работе. | |
II. Мотивационная беседа, актуализация опорных знаний. | |
Цели этапа: | |
Учитель | Ученик |
Мы с вами продолжаем изучать электрические явления, и основным их проявлением является электрический ток.
Вы дали определение электрического тока.
Раз умственная деятельность человека – это ток, то мы можем ее оценить. Назовем её силой тока умственной деятельности.
Так и обозначим величины характеризующие силу тока мыслительной деятельности: настроение и сопротивление. Ребята у вас на столах лежат карточки с изображением графиков эмоционального состояния. (приложение 1). Предлагаю вам оценить свой уровень силы тока умственной деятельности на начало урока. Для этого на каждом из предложенных вам графиков (настроение и сопротивление) отметьте точной Н положение соответствующее уровню вашего настроения и уровню вашего сопротивления (нежелания) к восприятию информации по пятибалльной шкале. (слайд 2).
| Направленное движение заряженных частиц Да. Ток – это направленное движение,какого- либо вещества или тел. От настроения и желания (сопротивления организма) Заполняют карточки настроения на начало урока. Чем лучше настроение и ниже сопротивление, тем выше мыслительная деятельность. Графики зависимости силы электрического тока от напряжения и сопротивления в цепи. Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Сила тока, напряжение и сопротивление. Сила тока – это физическая величина,показывающаявеличину заряда проходящегочерез поперечное сечение проводника за единицу времени. Напряжение–показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного + заряда из одной точки в другую. Сопротивление – указывает на свойства проводника. Оно прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника. Закон Ома - сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. Записывают на доске закон Ома. |
III.Этап определения темы урока и постановки целей, задач урока (проблема – формулировка задачи) | |
Цели этапа:
| |
Учитель | Ученик |
Электрический ток потребляют различные электроприборы.
Ребята каждый из нас сталкивался с такой ситуацией: Раз, и в доме свет погас, А когда его включат неизвестно, это факт! Можно ждать и час, и два, Иногда и до утра. Нет ни газа, не печи, Есть охота, хоть кричи. В доме только провода, батарейки от пульта. Что, такое смастерить, Что бы чай нам вскипятить?
| Дрель, пылесос. Варианты ответов. Все нагревательные приборы, а указанные нет. Энергия электрического тока,потребляемая данными приборами, при совершении ими работы преобразуется в механическую энергию, а в остальных во внутреннюю. Тепловое. Варианты ответов. Предлагают различные варианты нагревательных устройств. Кипятильник. Да, воспользовавшись законом Джоуля-ЛенцаQ=I2Rt Варианты ответов. Применение закона Джоуля- Ленца. (слайд5 ) нет Разная мощность приборов. Варианты ответов.
|
IV.Этап изучения новых знаний и способов деятельности. | |
Цели этапа:
| |
Учитель | Ученик |
Я предлагаю вам разбиться на группы по 4 человека и самостоятельно сконструировать (теоретически) нагревательный прибор. У вас на столах имеется опорные конспекты, которые необходимо заполнять по ходу выполнения заданий. (приложение 2)
Сравните результат своего выбора с эталоном (слайд 8).
Ребята вы сконструировали свой кипятильник.
Я вам предлагаю, оценить характеристики полученного нагревательного элемента и определить время нагревания воды массой 100 г, 250 г экспериментально. Использовать можно только то - оборудование, которое имеется у вас на столах: готовый нагревательный элемент, источник тока, стакан с водой и измерительные приборы (амперметр, вольтметр и термометр). По ходу выполнения задания необходимо заполнить опорный конспект задание 2. Ребята вы работаете с электроприборами, помните действия электрического тока опасно для жизни человека. Поэтому напоминаю вам правила техники безопасности при проведении эксперимента (слайд 10). Инструкция по технике безопасности:
Приступите к сборке цепи, руководствуясь схемой.Измерьте начальную температуру воды. Ребята пока протекает процесс нагревания воды, давайте с вами отправимся в интернет магазин и закупим необходимые для расчетов законы.(слайд 11)
Давайте с вами договоримся, потерь энергии нет. Вся энергия пойдет нагрев воды.
Ребята преступайте к расчетам. Помните нам необходимо найти время нагревания воды массой 100 г. И определить, сколько времени займет кипячение кружки воды.
Ребята оцените результаты работы группы, заполнив бланк №1 в опорном конспекте.
В металлургии для термообработки изделий, а также в металлообработке, керамическом и стекольном производстве используют электрические печи сопротивления. В коммунальной сфере деятельности человека для обогрева водоотводных труб используют систему обогрева труб, основным элементом которой является проводник высокого сопротивления. Трубчатые электронагреватели (ТЭН) вам хорошо известна, они имеют бытовое назначение (нагревательные элементы чайников), но также используются для обогрева помещений, теплиц (теплые полы и стены). «Бойлер» в переводе с английского языка означает сосуд, в котором кипятят воду или иную жидкость. В функции данного типа оборудования входит не только подогрев воды в больших объемах и в максимально коротких срок для различных нужд, но и максимально быстрое ее охлаждение в аварийных ситуациях. Промышленные водонагреватели и бойлеры широко используются на различного рода производствах, а также в отопительных системах жилых домов,котельных.(слайды 12-13) | Наклеивают на лист опорного конспекта с заданием 1 нужные элементы. На керамический сердечник намотать проводник (без изоляции). Керамика – диэлектрик, с более низкой теплопроводностью, по сравнению с другими предложенными материалами. Выбираем проводник с высоким сопротивлением, так как чем выше сопротивление проводника, тем больше выделяется тепла (энергии) при прохождении по нему электрического тока. Сопротивление проводника зависит от рода вещества – чем выше ρ металла, тем больше сопротивление. От длины – чем длиннее проводник, тем выше его сопротивление. Чем меньше диаметр проводника, тем меньше площадь поперечного сечения и следовательно выше сопротивление. Источник тока выбираем с большей мощности, так как по закону Джоуля –Ленца чем выше Сила тока в цепи тем большее количество теплоты выделится при пропускании тока через проводник.
Варианты ответов. Выполняют работу: собирают цепь, заносят недостающие данные в конспект. Мощность. Записывают формулу в конспект. P = UI Законом Джоуля – Ленца. Записывают формулу в конспект. Q = Pt На нагрев воды (изменение внутренней энергии воды) и в окружающую среду. Закон сохранения энергии Q1=Q2.Q = cmΔt Проводят расчеты. Варианты ответов В несколько раз быстрей. Больше мощность чайника. От силы тока и сопротивления проводника. Увеличить сопротивления проводника (проводник подлиней, тоньше и из металла с высоким удельным сопротивлением). И увеличить параметры источника тока. Оценивают работу группы Нет Промышленность, производство, сельское хозяйство. Варианты ответов. |
V. Этап первичной проверки понимания изученного | |
Цели этапа:
| |
Учитель | Ученик |
А теперь проверим, как вы усвоили материал урока. Предлагаю самостоятельно выполнить задание 3 (приложение 3). Карточки с заданием находятся на ваших столах. Внимательно прочитайте текст задания и выполните его. Сверим результат вашей работы с эталоном. .(слайды 14) | Выполняют задание 3. |
VI. Рефлексия. | |
Цели этапа:
| |
Учитель | Ученик |
Что ж, наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока.
Оцените собственные достижения в бланке №1, (приложение 4)и отметьте уровень силы тока мыслительной деятельности на конец урока в бланке эмоционального состояния. Я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке.
| Варианты ответов Варианты ответов. Оценивают свои достижения. |
VII. Заключительный этап. | |
Учитель | Ученик |
Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире, а физические явления станут для вас более понятными. Большое спасибо за урок! Домашнее задание: § 53, 54 Упражнение №27 (№1) Сообщения к § 54 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное состояние (настроение) Настроение Сопротивление Эмоциональное состояние (сопротивление) Сила тока Сила тока Напряжение Зависимость силы тока от напряжения Зависимость силы тока от сопротивления
Сила тока Напряжение Сопротивление U= I= R= А Ом В q/t A/q ρ L /S I=U/R
Потребители электрического тока: Тепловое
Применение закона Джоуля-Ленца
Цель урока: Установить от каких характеристик зависит выделение тепловой энергии в проводнике Выяснить область применения закона Джоуля-Ленца на практике.
Выбери: Медь Нихром Свинец Фарфор Стекло Пластик 12 А, 6 В 1 А, 12 В 60 А, 12 В
проводник : Нихром ρ = 1,1 Ом мм 2 /м основа: Фарфор Источник тока: 60 А, 12 В
1. От R проводника ( ρ , l и S) 2. От I в цепи. Q зависит :
Инструкция по технике безопасности: У бедитесь: в отсутствии нарушения изоляции соединительных проводов и в исправности приборов. Располагайте приборы на рабочем месте в порядке их последующего соединения. Избегайте пересечения проводов и обеспечьте хороший контакт соединений. Соблюдайте полярность включения приборов в соответствии с полярностью источника тока. Не прикасайтесь к токоведущим частям электрических схем Не включайте электрическую цепь без проверки её учителем.
Р= IU Р= I 2 R Р= U 2 /R Q=I 2 Rt Q=Pt Q= IUt Q=cm Δ t Q=Lm =
Применение закона Джоуля-Ленца : ТЭН Электрический бойлер
Применение закона Джоуля-Ленца : Система обогрева водопроводных труб Электрическая печь сопротивления
Проверь себя: В , Д Б А А Б
Цель урока: Установить от каких характеристик зависит выделение тепловой энергии в проводнике Выяснить область применения закона Джоуля-Ленца на практике.
Домашнее задание: § 53, 54 Упражнение №27 (№1) Сообщения к § 54
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Задание 3
Тест
«Применение закона Джоуля – Ленца»
- Какие из перечисленных приборов не относятся к электронагревательным?
А. ТЭН Г. Микроволновая печь
Б. Электрическая печь сопротивления Д. Генератор
В. Перфоратор Е. Бойлер
- Как измениться количество теплоты, выделяемое проводником с током, если силу тока в проводнике увеличить в 2 раза.
А. увеличится в 2 раза В. уменьшится в 2 раза
Б. увеличится в 4 раза Г. уменьшится в 2 раза
- Как измениться количество теплоты, выделяемое проводником с током, если сопротивление проводника увеличить в 3 раза.
А. увеличится в 3 раза В. уменьшится в 3 раза
Б. увеличится в 9 раз Г. уменьшится в 9 раз
- Как измениться количество теплоты, выделяемое проводником с током, если уменьшить площадь поперечного сечения проводника в 2 раза.
А. увеличится в 2 раза В. уменьшится в 2 раза
Б. увеличится в 4 раза Г. уменьшится в 2 раза
- Какое вещество лучше всего подходит для изготовления нагревательного элемента?
А. Алюминий ρ = 0,028 Ом мм2/м В. Графит ρ = 13 Ом мм2/м
Б. Нихром ρ = 1,1 Ом мм2/м Г. Серебро ρ = 0,016 Ом мм2/м
Задание 3
Тест
«Применение закона Джоуля – Ленца»
- Какие из перечисленных приборов не относятся к электронагревательным?
А. ТЭН Г. Микроволновая печь
Б. Электрическая печь сопротивления Д. Генератор
В. Перфоратор Е. Бойлер
- Как измениться количество теплоты, выделяемое проводником с током, если силу тока в проводнике увеличить в 2 раза.
А. увеличится в 2 раза В. уменьшится в 2 раза
Б. увеличится в 4 раза Г. уменьшится в 2 раза
- Как измениться количество теплоты, выделяемое проводником с током, если сопротивление проводника увеличить в 3 раза.
А. увеличится в 3 раза В. уменьшится в 3 раза
Б. увеличится в 9 раз Г. уменьшится в 9 раз
- Как измениться количество теплоты, выделяемое проводником с током, если уменьшить площадь поперечного сечения проводника в 2 раза.
А. увеличится в 2 раза В. уменьшится в 2 раза
Б. увеличится в 4 раза Г. уменьшится в 2 раза
- Какое вещество лучше всего подходит для изготовления нагревательного элемента?
А. Алюминий ρ = 0,028 Ом мм2/м В. Графит ρ = 13 Ом мм2/м
Б. Нихром ρ = 1,1 Ом мм2/м Г. Серебро ρ = 0,016 Ом мм2/м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца".
Урок №50 для 8 класса из раздела "Электрические явления"....
поурочное планирование по физике в 11 классе (ОГН) "Закон Джоуля-Ленца"
Даный поурочный план составлен по трехуровневой технологии Кобдиковой. Поурочный план сопровождается презентацией "Работа тока. Закон Джоуля-Ленца". Просмотрев презентацию, уч-ся самостоятельно работа...
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)
Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...
Конспект урока по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца».
Урок изучения нового материала, интегрированный урок (физика, математика, технология). При подготовке к уроку руководствовалась требованиями единого государственного стандарта, календарно-тематическим...
Конспект открытого урока физики в 7 классе по теме "Сила упругости. Закон Гука"
Сценарий урока физики 7 класса из раздела "Силы"....
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема"Законы сложения"
13.03.2019 года в 5 классе провела открытый урок по математике по теме "Законы сложения"...
Методическая разработка по проведению урока физики Тема: «Решение задач на применение законов Ньютона»
Цель написания методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики по теме «Законы Ньютона» подчеркнуть большое познавательное и м...