Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ
план-конспект урока обществознания (9 класс) по теме

Бирюкова Татьяна Карповна

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dengi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

 Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия.

Конспект

открытого урока

по обществознанию в 9 классе.

Тема: «Деньги»

с применением ИКТ

Районный семинар заместителей директоров

по учебно-воспитательной работе 26 октября 2006 года.

Подготовила

учитель истории

 МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Бирюкова Т.К.

Слайд №1

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру.

Слайд №2

                               Эпиграфы:

               «Деньги составляют средство для умных и цель – для глупцов»                (Декурсель, французский литератор).

                «Деньги – центр, вокруг которого вращается вся экономическая наука» (Маршалл, экономист).

Оборудование урока: диск с презентацией урока; проектор; компьютер; видеомагнитофон; видеофильм «Мертвые души».

Материалы к уроку: Тексты Конституции РФ 1993 года.

Наглядность: образцы бумажных денег и монет разных лет

План урока

Слайд №3

    1.Вводное слово учителя к теме

    2.История денег

    3.Функции денег

    4.Денежная масса

    5.Государственный бюджет

Учитель.

Кто не знает знаменитых строк из «Скупого рыцаря» А.С.Пушкина.

      Счастливый день! Могу сегодня я

      В шестой сундук (сундук еще не полный)

      Горсть золота накопленного всыпать

      Немного кажется, но понемногу

      Сокровища растут…..

В мировой литературе есть сотни и других произведений, воспевающих и проклинающих силу денег. Символом рабства «золота»  в русской литературе стал Плюшкин.

(демонстрируется фрагмент фильма «Мертвые души»; сцена «Чичиков у Плюшкина».

Учитель

Жадный человек часто становится жертвой собственной болезни. Его жадность сопровождается накопительством. Он собирает свои денежки в кучку и прячет ее подальше от людей. Удовольствие он получает только тогда, когда видит свое богатство. Его душа согревается от одной мысли о собственном состоянии. Поэтому он способен на него только смотреть.

Тратит самую малость. Он живет, чтобы только копить. Вот такова нравственная сторона денег. Нас же интересуют вопросы, позволяющие определить экономическую сущность денег, их роль в экономике. Тема нашего урока «Деньги»

Слайд№1,2

 Прежде чем узнать о роли денег в экономике и их функциях познакомимся с историей денег.

Первый вопрос нашего плана урока будет рассказан вами, ребята, в форме устных сообщений.

Сообщение ученицы «Дар богини Монеты»

Учитель

Монета имеет установленные законом  весовое содержание и форму. Первые монеты были небольшими слитками металла неопределенной формы, поэтому при обращении таких металлических денег необходимо было проверять вес и пробу. Сегодня вес металла в монете и его проба удостоверяются государственным штемпелем.

 Кроме того, на каждой монете имеются определенное изображение и надпись- легенда, содержащая название города, государства, год чеканки, наименование монеты. У монеты различаются лицевая сторона (аверс), оборотная сторона (реверс) и обрез (гурт).

(демонстрируются монеты России разных лет – российский до 1917 года, советские монеты, современные монеты.)

Сообщение учащихся «Бумажные деньги»

Сообщение ученицы «современные деньги»

Учитель

Монопольным  правом, печатать деньги, чеканить монету, обладает государство. Как сказано об этом государства в Основном Законе РФ.

Ознакомьтесь со статьей 75 п.1,2 и прокомментируйте!

Вопросик???

- Почему металлические деньги вытеснили более примитивные виды денег и почему все прочие металлы вытеснены благородными металлами?

- У бриллиантов есть все свойства необходимые товару для того, чтобы выполнить в экономике роль денег. Они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же редкостью. Почему же они не стали деньгами?

Учитель

Какие же конкретные функции (роли) выполняют деньги в экономических отношениях людей? Этих функций четыре, познакомимся с ними.

Слайд №5  «Функции денег»

 Средство обмена.

Деньги можно использовать при покупке и продаже товара и услуг. Следовательно, деньги, выполняя эту функцию, позволяют обществу избегать неудобного бартерного (натурального обмена) и выступают в качестве посредника в процессе обмена товарами.

Средство измерения.

Указанная функция связана со способностью денег измерять стоимость абсолютно всех товаров и услуг. Общество считает, удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей различных товаров и услуг. Подобно тому, как мы измеряем дистанции в километрах и сравниваем их, мы сопоставляем стоимость благ в денежном выражении.

Средство сбережения.

В этом качестве деньги являются способом перенесения нынешних покупок на будущее. Если вы сегодня заработали сто тысяч рублей, то можете отложить из до следующего месяца или года. Конечно, деньги - не единственное и самое лучшее средство сбережения. Земля, ценные бумаги, драгоценные камни, коллекции картин также могут служить средством сбережения. Однако все это трудно быстро превратить в случае необходимости в деньги. Люди предпочитают, чтобы в качестве средства сбережения использовались наличные деньги, так как в любой момент в будущем они смогут с легкостью обменять их на нужные товары и услуги.

Средство платежа.(или мера отложенных платежей, которые будут совершенны в будущем и величина которых обычно устанавливается в денежном выражении)

Выполняя эту функцию платежа, деньги обслуживают кредитные сделки. Кредитная сделка- это продажа товаров в долг.

Слайд №6  «Денежная масса».

Учитель: Деньги, обращающиеся в данной  стране  составляют денежную массу. Быстрее всех идут  в дело наличные деньги. Но из опасно хранить дома, к тому же они не приносят те проценты, которые банк платит по вкладам. Вклады – это денежные средства населения, предприятий и организаций, внесенные в банк под определенный процент. В банках хранить выгоднее, чем дома - правда, что банки надежны, способны рассчитываться со своими клиентами в любое время и что не станут в один прекрасный день банкротами.

Проверим, как вы поняли содержание 2 и 3 вопросов плана.

Слайд№7  «Выполните задание!»

- «Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества, так как без них увеличение благосостояния, проистекающее из расширения торговли стало бы невозможным».

Объясните смысл высказывания!

- Несмотря на то, что бартер по сравнению с денежным обменом товаров считается менее удобным, он все – таки сохранился в современной экономической системе. Приведите пример бартерного обмена товаров из вашего личного опыта и объясните, почему в данном случае использовался именно бартер.

Деньги нужны и для составления государственного бюджета.

Слайды №8,9  «Государственный бюджет»

Свой бюджет имеет и семья. Как и в государстве, в семье принято считать сколько денег зарабатывают ее члены за год и какие расходы им предстоят. Если семейное хозяйство ведется плохо, расходы быстро превышают доходы. Семья оказывается на пороге бедности и нищеты.

То же и с государством. Если правительство не умеет соблюсти баланс между государственными доходами и расходами, бюджет не выполняется, а страна превращается в банкрота. В отчаянном положении оказываются миллионы людей. Такова цена ошибок и некомпетентности тех, кто стоит у власти. Как вы видите, ребята, бюджетная политика занимает в экономике ведущее место. Об этом еще раз напоминал всем нам Президент РФ В.В. Путин в Бюджетном послании Федеральному собранию. «Бюджетная политика является ядром экономической политики государства».

Запишите эти слова Президента а тетради и подумайте дома, как вы понимаете смысл высказывания.

Учитель: Какой из двух эпиграфов нашего урока точнее всего отражает суть послания Президента?

Подведем итоги и скажем, что благополучие народа нашей страны всецело зависит от состояния экономики, от того,  как грамотно, рационально распределяется и расходуется правительством бюджет государства. Получается, деньги всему голова.

Домашнее задание: параграф 7

Слайд №10.  Заполните таблицу «Использование денег в повседневной жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

Конспект открытого урока по информатике 7 класс Тема: «Устройство компьютера»

Цели урока:Образовательные:Продолжать формировать систему знаний. Базовые термины: информация, информационные процессы, компьютер.Обеспечить усвоение обучающимися знаний об устройстве ПК, об основных ...

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

Конспект открытого урока по истории 9 класс. Тема: «Социально-экономическое развитие России в пореформенный период».

Урок составлен в рамках программы: авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В. Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История...

Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбо...