Конспект открытого урока по обществознанию 7 класс. Тема: «Деньги их функции»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Бейдерман Александр Викторович

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2016)

Учебник: Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2016-2019;

Класс:   7

Продолжительность:  40 минут

По рабочей программе:   22 урок

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебно – методический комплект: рабочие места групп, учебник, тетрадь, карточки с заданиями, ноутбук, мультимедиа проектор, экран, МФУ.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход.

Цель урока: познакомить учащихся с деньгами, их свойствами и функциями.

Задачи урока:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег, приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни, развивать навыки коллективной работы, воспитывать любознательность, активность учащихся.
Планируемые результаты:

1. Предметные:

  1.1. тренировать чтение с извлечением необходимой информации;

  1.2. развивать навыки диалогической и монологической речи  на конкретном  обществоведческом материале;

  1.3. обобщение и анализ информации, способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий  в жизни общества;

2. Метапредметные:

 2.1.  организовать коммуникативную деятельность учащихся (работа в группах);

 2.2. повышать мотивацию учебной деятельности  за счет нетрадиционных форм подачи материала;

3. Личностные:

3.1. Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм;

3.2. Способствовать заинтересованности, расширению  кругозора,  управлению самостоятельной деятельности, самоконтролю;  

3.3. Развитие познавательного интереса;

3.4. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

3.5. Развитие потребности в самовыражении;

3.6. Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого урока по ФГОС39.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

 «Деньги их функции»

Разработал: учитель истории и обществознания Бейдерман А.В.

Дата проведения: 01 февраля 2022 года

На уроке присутствовали: директор МБОУ Школа №48 – Власова Г.П., зам.директора по научно - методической работе – Губанова Т.С., руководитель методического объединения русского языка, литературы, истории и обществознания Калашникова М.А.

Урок составлен в рамках программы: авторской программой по обществознанию для 6 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2016)

Учебник: Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2016-2019;

Класс:   7

Продолжительность:  40 минут

По рабочей программе:   22 урок

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебно – методический комплект: рабочие места групп, учебник, тетрадь, карточки с заданиями, ноутбук, мультимедиа проектор, экран, МФУ.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, цена, ассигнация, банкнота, валюта.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход.

Цель урока: познакомить учащихся с деньгами, их свойствами и функциями.

Задачи урока:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег, приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни, развивать навыки коллективной работы, воспитывать любознательность, активность учащихся.
Планируемые результаты:

1. Предметные: 

  1.1. тренировать чтение с извлечением необходимой информации;

  1.2. развивать навыки диалогической и монологической речи  на конкретном  обществоведческом материале;

  1.3. обобщение и анализ информации, способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий  в жизни общества;

2. Метапредметные:

 2.1.  организовать коммуникативную деятельность учащихся (работа в группах);

 2.2. повышать мотивацию учебной деятельности  за счет нетрадиционных форм подачи материала;

2.1. Регулятивные

2.2. Познавательные

2.3. Коммуникативные

2.1.1. Волевая саморегуляция.

2.1.2. Умение организовать свое рабочее место

2.1.3. Целеполагание.

Прогнозирование.

2.1.4. Составление плана действий по достижению цели, выбор ресурсов.

2.1.5. Умение следовать плану действий.

2.1.6. Самоконтроль.

2.1.7. Оценка результатов деятельности.

2.2.1. Умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

2.3.1.Умение оформлять свои мысли в устной речи.

2.3.2.Умение слушать и слышать собеседника.

2.3.3.Умение сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе.

2.3.4.Умение осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

2.3.5.Умение оформлять свои мысли в письменной речи.

3. Личностные:

3.1. Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм;

3.2. Способствовать заинтересованности, расширению  кругозора,  управлению самостоятельной деятельности, самоконтролю;  

3.3. Развитие познавательного интереса;

3.4. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

3.5. Развитие потребности в самовыражении;

3.6. Умение осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности;

                                           

ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап. Приветствие.
  2. Мотивационный этап.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика». Я предлагаю начать его с просмотра слайда, и ответьте на вопрос: «Что это?» (Слайд 1)

-  Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей).

- Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками.

- (Слайд 2) Запишите тему урока: «Деньги их функции». Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать: (Слайд 3)

1. История денег.

2. Как деньги стали деньгами

3. Деньги меняют обличье.

Учитель: А также я хотел поставить перед вами проблемный вопрос: Могут ли деньги рассказать об истории, культуре, традициях страны?

III. Изучение нового материала:

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. (Слайд 4)

Текст: «Что было деньгами».

     Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.

     В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

     У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия, и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Учитель: - А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”?

Напишите их на доске. Задание: (на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства)

Ответы детей: торговля, богатство, магазин, копилка

Учитель: А какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь. 
Здоровье дороже денег.

Учитель: – Ребята,  а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Посмотрите, что лежит на парте у вашего соседа и то, что вам понравилось, попытайтесь обменять на вашу вещь.

Учитель:

– Как называется обмен, который вы осуществили? Натуральный обмен.

– Какие сложности возникли при обмене? Обмен произошёл равноценный? Почему?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они  нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами». (Слайд 5)

Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а  по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?

Учитель:- Так что же означает термин «деньги»? Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”. (Слайд 6, 6.1). Ребята, после урока приглашаю вас познакомиться с деньгами разных эпох и стран.

Учитель:

Какие функции выполняют деньги?

Сущность денег проявляется в их функциях. Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг: (запись в тетрадь)

1. Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров); Примером является цена товара, которая даёт представление о нём.

2. Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением); Пример: обычный обмен, сделка в виде купли-продажи товара, например, в магазине.

3. Средство накопления; Пример: депозиты в банке, инвестиционные вложения (вроде) и т.д.

4. Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда); Пример: выплата заработной платы; платежи по кредиту; налоговые платежи и т.д.

5. Функция мировых денег - обычно выделяется, когда деньги используются как средство межгосударственных расчетов. Пример: установленный курс валюты, мировой масштаб цен и т.д.

  1. Физкультминутка «Зарядка для глаз».
  2. Практическая работа в парах

Учитель: А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Задание №1

Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).

Задание №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. (мера стоимости).

Задание №3

В руках воинов - купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).

Задание №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)

Учитель: Проверяем работу

  1. Выводы

Учитель: Давайте мы с вами ответим на вопрос, поставленный в начале урока: (слайд 7) Могут ли деньги рассказать об истории, культуре, традициях страны? (да, могут). А как? Давайте посмотрим слайд. Таким образом, можно сделать вывод, что денежные знаки ещё и являются источником при изучении истории страны; по денежным знакам можно проследить изменение государственных символов; монеты и купюры являются изделиями художественного ремесла и могут быть также источником по изучению истории искусства.

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. (Слайд 8).  Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

ПОМНИТЕ! НЕ  В  ДЕНЬГАХ   СЧАСТЬЕ.

IV.Подведение итогов:

Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока.

1. Какую тему мы сегодня изучили?

2.Какие новые термины мы теперь знаем?

3. Какие функции денег мы сегодня изучили?

V. Рефлексия. Обучающиеся, в соответствии с поставленными целями делают выводы о достигнутых результатах.

Учитель: Заполните, пожалуйста, таблицу. В графу «П» - «плюс» поставь галочку, если понравился урок. В графу «М» - «минус» поставь галочку, если не понравился урок. В графу «И» - «интересно» впиши все любопытные факты, о которых узнал на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

VI. Домашнее задание: 

Домашнее задание: параграф 13, вопросы «Проверим себя» № 1,2,3 устно и задания «В классе и дома» №1.

Учитель: - На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи! Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.

Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...

План-конспект открытого урока в 6 классе. Тема "Лондон". УМК М. З. Биболетовой Н. Н. Трубаневой Enjoy English.

Урок называется "Охота за привидениями". Урок с использованием программы SMART Notebook. Урок - экскурсия по достопримечательностям Лондона. Учащимся предлагается стать охотниками за привидениями и от...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

Конспект открытого урока в 7 классе. Тема урока: «Автомобили повсюду!»

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5,6,7 классов по темам «Транспорт», «Движение в большом городе», «Правила дорожного движения».В ...