Мощность. Урок физики в 7 классе по УМК А.В. Грачева
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответствует предварительному этапу урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moshchnost._7_klass.zip53.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс: 7 класс

Автор УМК А.В. Грачев. Физика 7 класс. М.: Вентана – Граф, 2014 год.

Тема урока: Мощность.

Образовательная цель: подготовить  учащихся, усвоивших следующие знания:

  • Мощность – физическая величина, характеризующая быстроту выполнения работы.
  • Чтобы определить мощность источника силы, надо работу А силы этого источника разделить на время, за которое была совершена работа.
  • В СИ единицу мощности называют ваттом (Вт).

Цель по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности:

  • Создавать понятие о физической величине «мощность».
  • Получать единицу измерения новой физической величины.

Задачи урока:

Обучающие: формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений по физике, коммуникативные навыки в процессе совместного выполнения практического задания в группе;

воспитательная: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; уважительное отношение к мнению оппонента при обсуждении проблем;

рефлексивная: оценивать свою деятельность, предвидеть возможные результаты своих действий, учитывать мнения других людей при определении собственных позиций и самооценки.

Тип урокакомбинированный урок.

Демонстрационный эксперимент:

  • подъем груза с помощью микроэлектродвигателя;

Фронтальный эксперимент:

  • подъем бруска с разной скоростью;

Оборудование: 

  • на столах учащихся: опорная схема – конспект деятельности по введению физической величины (ФВ); учебные динамометры, деревянные бруски, линейки, секундомер;
  • на столе учителя источник постоянного тока, микроэлектродвигатель, ключ, соединительные провода, груз массой 80 г, динамометр, демонстрационный метр, секундомер;

Пояснительная записка: урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответствует предварительному этапу урока.

Данный урок  проведен 17.04. по планированию в 7 В классе в рамках очных курсов по теме: «Структура и содержание деятельности учителя физики и информатики в рамках введения ФГОС ООО».

        Уровень обученности учащихся в 7 классах разный (высокий, средний, низкий). Стараюсь использовать системно - деятельностный подход в изучении курса физики в 7 классах при изучении большинства тем.

     Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника.

   В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока и т.д.

  Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
  Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  •  обсуждение результатов.

      Считаю, что использование системно - деятельностного подхода при изучении курса физики позволит лучше и эффективнее донести материал до учащихся; повысится усвоение  материала. Заметно, что активность учащихся на уроках повышается. Учитель получает удовлетворение от проведенного урока.

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Здравствуйте, ребята. Думаю, что сегодняшний урок пройдет с пользой для вас и выявите для себя практическую значимость изученной темы.

-При работе с приборами соблюдаем инструктаж по ТБ.

-На столах у каждого из вас лежит оценочный лист. На уроке будете самостоятельно оценивать работу соседа. Будьте объективны при выставлении плюсиков за ответы.

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Напоминает о ТБ. Знакомит с оценочным листом.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Знакомятся с оценочным листом.
Приложение 2

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.        

                

Этап актуализации знаний

5

Проверка готовности к воспроизведению нового материала

-С какими понятиями мы ознакомились на предыдущих уроках?

-Что называют работой постоянной силы?

-Запишите формулу для расчета работы на доске.

-Проведем разминку.

-Выполняем тест. Задания у каждого на столах. Ознакомимся с заданием. Даем полный ответ.

-Оцениваем работу соседа.  Каждый правильный ответ оцениваем  плюсом и количество плюсов заносим в оценочный лист.

Тестовая проверка знаний, взаимопроверка, беседа с использованием мультимедийной презентации.

Ф

П

И

 Предлагает вспомнить пройденные понятия. Предлагает выполнить тест.

                        

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют тест. Приложение3.Заполняют оценочный лист.

Отвечают на вопросы.

                        

Регулятивные:

_

Личностные:

-воспринимать, понимать, анализировать содержание вопросов.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать, самостоятельно выполнять задание;

умение оценивать действия собеседника.

Мотивационный

Этап «создания» нового знания

Гимнастика для глаз

Этап применения

нового знания

Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)

Этап разъяснения домашнего задания

Рефлексия учебных действий

7

18

1

5

1

1

1

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий.

Организация деятельности учащихся по созданию понятия о новой физической величине «мощность» (на основе опорной схемы)

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

Снятие усталости с глаз

Организация учащихся по применению понятия о физической величине «мощность» путем решения экспериментальной задачи.

Самостоятель-ное применение полученных знаний

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

-Проведем эксперимент. ----            -Продемонстрируйте быстрое и медленное выполнение одной и той же работы. Для этого воспользуйтесь оборудованием на столе.

- Как найти работу, совершаемую для подъема груза?

- Как найти силу, необходимую для подъема груза?

-Каким прибором измеряем время?

Выполнить вычисления совершенной работы.

-Есть ли отличия в выполнении работы?

Рассмотрите рисунки на слайде и ответьте на вопросы:

-Одинаковую ли работу совершат человек и экскаватор при рытье траншеи, если ширина, глубина и длина траншей одинаковы?

 -Одинаковую ли работу совершат лошадь и трактор при вспашке участка, если ширина и длина участков одинаковы?

-Какой вывод можно сделать?

-Работу мы можем рассчитать по формуле, а как рассчитать быстроту выполнения работы?

-На какое наше последующее действие указывает такая исходная ситуация.

-Эту физическую величину называют мощностью.

-Тема сегодняшнего урока…

(записывает на доске).

-Какую познавательную задачу мы поставим? (ввести и изучить физическую величину – мощность).

-Данная познавательная задача будет целью нашего урока.

-Каким образом можно ввести новую физическую величину?

-Посмотрим на схему и попробуем установить, какие шаги мы должны выполнить.

-От каких величин будет зависеть значение новой физической величины?

-Составим формулу. Как именно данная величина зависит от работы?

-Следовательно, работу ставим в числитель.

-А куда поставим время?

-Итак, чтобы найти мощность…

Зачитаем определение мощности в учебнике.

-Найдите в учебнике,  в каком случае мощность называется мгновенной и средней. Зачитаем.

 -В тетрадь занесем схему для запоминания формулы.

-Поработаем с формулой (из формулы выражают работу, время).

-Следующий шаг. Посмотрим на схему.

-Какова единица мощности?

-В СИ единицу мощности называют ваттом (Вт). В чем заключается физическая сущность мощности, равная 1 ватту.

-Единица мощности названа в честь английского физика Джеймса Уатта в 1873 г. Он построил первую паровую машину. Сам Уатт использовал в качестве единицы мощности лошадиную силу. Что это за единица, послушаем подготовленное сообщение.

Упражнения для глаз.

Рассмотрим примеры мощности на слайде.

-Измерим мощность электродвигателя, который используется для подъема груза.

– Какие величины нужно измерить?

– Какие приборы потребуются?

- Перед началом каждого измерения определяется цена деления.

-Делаем записи в тетради.

-Какова цель нашего урока?

-Достигнута ли цель?

-Что нового узнали на уроке?

-Какова практическая значимость изучаемого вопроса?

-& 45 учебника;  

на вопросы ответить устно;

упр. 1,2; или 3,4.

-Дополнительно: прочитать материал для дополнительного изучения на стр. 210.

Предлагает учащимся до конца заполнить оценочный лист;  дописать окончания фраз:

 Сегодня  я узнал…            

 Было интересно…        

  Было трудно…                    

 Я понял, что…                        

Я научился…                

 Меня удивило…  

Спасибо за работу на уроке.

 

Создание проблемной ситуации: обнаружение явления, для описания которого необходимо введение новой физической величины. Введение в проблемную ситуацию учащихся: нахождение новых ситуаций, требующих введения новой физической величины. Работа в парах.

Использование презентации.

Работа с опорной схемой по введению физической величины; работа с учебником;

Коллективная форма работы

Рефлексия, контроль

Работа с учебником

Стр. 210-212.

Рефлексия

П

Ф

Ф

П

И

Ф

Ф

И

Ф

Ф

И

Ф

Предлагает учащимся выполнить эксперимент.

Задает вопросы.

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию темы и цели урока.

Задает вопросы. Предлагает воспользоваться опорной схемой по введению физической величины.

Предлагает поработать со схемой запоминания формулы. Использует конструктор уроков по физике.

Организует выполнение гимнастики для глаз

Задает вопросы.

К доске вызывает 2-х ассистентов Один из ассистентов проводит измерение времени секундомером, силы динамометром и высоты подъема метровой линейкой, другой – делает записи на доске и оформляет решение в виде задачи.

Организует обсуждение результатов занятия.

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Предлагает заполнить оценочный лист

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы учителя. Осознают проблему.

Отвечают, что

одна и та же работа совершатся за разное время.

Отвечают, что должны ввести новую физическую величину.

Отвечают – мощность.

Записывают в тетрадях тему урока.

Отвечают – ввести и изучить физическую величину- мощность.

Отвечают по опорной схеме.

Отвечают –от работы и времени.

Отвечают на вопросы учителя.

Продолжают учащиеся- надо работу силы разделить на время.

Записывают формулу.

Отвечают-

единица физической величины

Отвечают на вопросы.

Подготовленный ученик рассказывает о Джеймсе Уатте,

что такое

«лошадиная сила»?;  где используется

это понятие в технике?».

Выполняют гимнастику для глаз

Отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадях и на доске.

Формулируют выводы о достижении цели урока

Записывают задание на дом, задают вопросы

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Регулятивные:

Планировать свою учебную деятельность и диалог с учителем.

Личностные:

-воспринимать, понимать, анализировать результаты эксперимента, содержание вопросов.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать, самостоятельно выполнять задание.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Анализ, дифференциация, сопоставление информации.

Познавательные:

структуировать знания.

Личностные:

Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку.

Коммуникативные: 

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – группова).


        

Приложение 1

Оценочный лист

Ученика ___________________________________________________________

  1. Ответ на вопрос учителя

  1. Практическая работа

  1. Решение экспериментальной задачи

Оценка за урок_________________

За каждый правильный ответ ставим плюс.

«5»- 5 плюсов

«4» -4 плюса

«3» - 3  плюса

Дописать окончания фраз:

 Сегодня  я узнал…            

 Было интересно…        

  Было трудно…                    

 Я понял, что…                        

Я научился…                

 Меня удивило…  

Приложение 2

1 Вариант

  1. Заполните пустые места в таблице для различных случаев перемещения тела, значений действующей силы и совершенной работы.

Случай

1

2

3

4

∆ х, м

1

20

5

F,H

20

60

-10

A, Дж

120

0

  1. К заданию даны четыре варианта ответа, выберите два верных утверждения.

Потенциальная энергия тем больше, чем больше:

1).  Чем выше расположение тела над землей.

2). Сильнее нагрето тело

3). Сильнее сжато или растянуто тело

4). Больше скорость тела.

Ответ:

  1. К заданию даны четыре варианта ответа, выберите одно верное  утверждение.

 При движении маятника из точки А в точку В:

1). Потенциальная энергия превращается в кинетическую энергию.

2). Кинетическая энергия превращается в потенциальную

3). Никаких превращений энергии не происходит.

4). Кинетическая энергия не изменяется, а потенциальная – возрастает.

А

               В

2 Вариант

  1. Заполните пустые места в таблице для различных случаев перемещения тела, значений действующей силы и совершенной работы.

Случай

1

2

3

4

∆ х, м

20

0

2

F,H

-4

30

10

A, Дж

60

50

  1. К заданию даны четыре варианта ответа, выберите два верных утверждения.

Кинетическая энергия тем больше, чем больше:

1). Сильнее нагрето тело.

2). Больше скорость тела.

3). Сильнее сжато или растянуто тело.

4). Больше масса движущегося тела.

Ответ:

  1. К заданию даны четыре варианта ответа, выберите одно верное  утверждение.

Монетка,  подброшенная вверх, падает в ладонь. Ее потенциальная и кинетическая энергия увеличиваются:

1). Такого участка не существует.

2). При движении снизу вверх.

3). При движении сверху вниз.

4). На любом участке траектории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"

Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...

Урок физики 7 класс "Что изучает физика"

 Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...

Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)

Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...

Урок физика 7 класс "Работа и мощность. Энергия"

Урок физика 7 класс "Работа и мощность. Энергия"...

Урок физики 8 класс "Работа и мощность электрического тока"

Урок физики 8 класс "Работа и мощность электрического тока"...

Урок физики 7 класс."Мощностью Единицы мощности"

Урок, с использованием платформа ГлобалЛаб, по теме "Мощность. Единицы мощности". 7-й класс ...