Современные технологии
учебно-методический материал по физике ( класс) на тему

Никонов Александр Николаевич

Для аттестации по современным технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_o_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiyah_i.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И / ИЛИ МЕТОДИКАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

п/п

Современные образовательные технологии и/или методики

(Название, автор/авторы)

Цель использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения)

технологии/методики в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

1.

Технология интегрированного

обучения (В.В.Гузеев, А.И.Гуревич, Л.А.Артемьева, В.В.Гаврилюк, В.В.Семёнов)

Обеспечивать целостное познание мира и способность человека системно мыслить при решении практических задач; создать условия для становления у учащихся личностно-многомерной картины мира и постижения себя в этом мире.

Развивать свободу мышления; формировать креативность учащихся. Соединить в единое целое воспитания и обучения.

Итеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Так упраздненный предмет-астрономия, изучается  совместно с физикой. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированных уроков. Наиболее широко на моих уроках представлена связь физики и биологии. Это урок-путешествие, урок – исследование, учебная конференция, ролевая игра и др. Не оставляю без внимания и связь физики с математикой, химией, географией и литературой. Введение в школьную программу информатики дало возможность  алгоритмизировать решение сложных физических задач на компьютере, смоделировать и наглядно увидеть на экране дисплея физические процессы и управлять ими. Кроме того, применяя интегрированное обучение, прослеживается связь не только предметов, но и  различных технологий. Например, здоровьесберегающей технологии, информационной, применение средств ИКТ в обучении и др.

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о том, что интегрированное обучение

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся (см. диаграмму);

5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла. Так изучая астрономию совместно с физикой учащиеся способны принимать активное участие конкурсах различного уровня и занимать призовые места (см. п.3.5-3.7)                  

 7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике. С каждым годом число учащихся, желающих сдавать экзамен по физике за 9, 11 класс, растет.

2.

Информационные технологии

1. Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств).

2. Развивать личность, формировать информационную культуру.

3. Повышать эффективность и качество обучения;

4. Обеспечивать мотивацию познавательной деятельности.

5.Углублять межпредметные связи за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

Позволяют проводить уроки физики на качественно новом уровне: учителям лучше учить, а ученикам интереснее учиться. Урок с мультимедийной поддержкой позволяет учителю вывести на экран всю необходимую информацию, менять или редактировать её в зависимости от целей, поставленных на уроке. Мобильный компьютерный класс в школе позволяет организовать работу с контролирующими программами. Это помогает быстро и эффективно проводить контроль знаний, готовить к сдачи ЕГЭ. На различных этапах урока использую видеофрагменты, анимации, компьютерные интерактивные модели, фотографии, рисунки, обобщающие и обучающие таблицы.

Смыслом и позитивным результатом данной технологии являются следующие аспекты:

1. в центре технологии обучения – ученик;

2. в основе учебной деятельности – сотрудничество;

3. позиция ребенка в учебном процессе – активная;

4. перспективная цель – формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

3.

Здоровьесберегающие технологии

1) Формировать у школьников необходимые ЗУН по здоровому образу жизни и обучать использованию полученных знаний в повседневной жизни;

2) сохранять физическое и психическое здоровье учащихся;

3) создавать комфортные условия для обучения;

4) развивать и корректировать различные стороны психики ребенка как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы;

5) научить навыкам  саморасслабления;

6) сохранить психическое здоровье детей и предупреждать у них эмоциональные  расстройства.

Данная технология реализуются на различных этапах урока, особенно там, где используется межпредметная связь физики и биологии. Включаю в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использование различных технологий способствует активации инициативы и творческого самовыражения учащихся. На  всех уроках осуществляется оптимальная организация учебного процесса: число видов учебной деятельности, используемых на уроке - 4-7 за урок, а их продолжительность – 7-10 мин.; число используемых видов преподавания – не менее трех за урок, а их чередование не позже чем через 10-15 мин. Обеспечиваются гигиенические условия для занятий: чистота, температура, свежесть воздуха. Забочусь о создании эмоционально благоприятной атмосферы. С целью снижения физической и психологической нагрузки, провожу а) физкультминутки – гимнастику для глаз, рук, шеи; б) игры с мячом в слова, термины; разучивание «запоминалок». Стараюсь проводить окончание урока без спешки, с комментариями домашнего задания, не задерживать на перемену.

Периодически  осуществляется пересадка учащихся (смена рядов), постоянно слежу за формированием правильной осанки.

Проводятся зимние и  летние  походы, Дни здоровья,

различные спортивные соревнования.

На классных часах, на родительских собраниях проводятся беседы о пользе здорового образа жизни и о рациональном питании.

Учащиеся постоянно участвуют в конкурсах«Здоровый образ жизни».

Школьники имеют необходимые знания о пользе здорового образа жизни и применяют их повседневно. На уроках повышается работоспособность, снижаются утомляемость, психо-эмоциональная перегрузка учащихся и рост заболеваемости у учащихся.

Преодолеваются барьеры в общении, развивается лучшее понимание себя и других, снимается  психическое напряжение, создаются возможности для самовыражения. Вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления (страхи, неуверенность и др.)

Дети занимают призовые места на соревнованиях по настольному теннису,волейболу,баскетболу и др.

4.

Технология развития критического мышления учащихся

 (Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл)

Развивать логическое (правильное), рефлексивное мышление, ориентированное на разумное рассмотрение разнообразных подходов к  принятию обоснованного, аргументированного, взвешенного решения в отношении какого-либо суждения, рассматриваемой проблемы, включающее оценку самого мыслительного процесса.

Технологические этапы реализации

технологии:

I.этап. Вызова -  предполагает пробуждение интереса к получению новой информации; постановку учеником собственных   целей обучения. Возможные приемы и методы:  составление списка «извест_ной информа_ции»: рассказ-пред_положение по ключевым  сло_вам; систематиза_ция материала (графическая): кластеры, таб_лицы; верные и не_верные утверж_дения; перепутанные логические це_почки и др.

II.этап. Осмысление содержания  подразумевает получение новой информации; корректировку учеником поставленных  целей обучения. Возможные приемы и методы: методы ак_тивного чтения: маркировка с использованием значков  «V», «+», «—», «?»; ведение раз_личных записей типа двойных дневников,  бор_товых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др.

 III.этап. Рефлексии предполагает размышление, рождение нового знания; постановку учеником новых целей обучения. Возможные методы и приемы: Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками информации. Возврат  к ключевым словам, верным  и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.

Эффективность реализации технологии развития критического мышления учащихся определяется уровнями сформированности критического мышления: высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности критического мышления учащихся, который показал, что высоким уровнем критического мышления владеют 3% учащихся; выше среднего -10%; средним - 37%; низким - 50% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем критического мышления владеют 15% учащихся; выше среднего -29%; средним -31%; низким -25 % учащихся. Таким образом, уровень сформированности критического мышления учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.    

5.

Диалоговые  технологии

(дискуссия)

     Основывается на методологических подходах отечественных и зарубежных ученых: концепция мира и человека в мире М.М. Бахтина, концепция диалога культур B.C. Библера, учение об ассоциативном мышлении Ю.А. Самарина; идеи демократизации, гуманизациии, гуманитаризации образовательного процесса (Б.И. Канаев, Г.Н. Тарасова, В.Н. Мещеряков).

Методики ведения дискуссии (Smit, 1978), (Clark and Starr, 1991), (Саnn and Sund, 1975).

 

Развитие диалоговой культуры учащегося, предполагающего обогащение опыта   творческого деятельности учащихся, коммуникативной компетентности, толерантных отношений как основы мультикультурного воспитания школьников.

Технология организации и проведения дискуссии

  1. Организационно-содержательный этап:
  • постановка проблемы;
  • осознание детьми противоречий, трудностей, связных с обсуждаемой проблемой;        актуализация ранее полученных знаний;        
  • творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д.
  1. Организационно-коммуникативный этап: (организация    взаимодействия    в    группе (классе), подгруппах)
  • распределение ролей в группах-командах;
  • выполнение коллективной задачи;
  • согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода;
  • соблюдение специально принятых правил совместной поисковой деятельности и т.д.

Возможные виды дискуссий, применяемых на втором этапе: эволюционирующая, форум, заседание экспертной группы (панельная дискуссия), круглый стол, дебаты, симпозиум, судебное заседание, техника аквариума, межгрупповой диалог, дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия с эле_ментами игрового имитационного моделирования, спор-диалог, конференция однородных групп, двухрядный круглый стол и др.

3.  Результативный этап:

- переработанная информация,  для убедительного изложения;

представление своей точки зрения как позиции, ее ар_гументация;

выбор и взвешивание подходов к решению проблемы;

возможное применение подхода или точки зрения как результат осознанного выбора и т.д.

  1. Рефлексивный этап:
  • резюме сказанного по основной теме;
  • обзор представленных данных, фактических сведений;
  • суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопро_сов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
  • переформулирование, пересказ всех сделанных к дан_ному моменту выводов,
  • анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

Результативность диалоговой  технологии  определяется уровнями сформированности диалоговой культуры учащихся: высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности диалоговой культуры учащихся, который показал, что высоким уровнем диалоговой культуры владеют 4% учащихся; выше среднего -23%; средним - 43%; низким - 30% учащихся. В результате использования диалоговой технологии получены следующие показатели: высоким уровнем диалоговой культуры владеют 12% учащихся; выше среднего -38%; средним -39%; низким -11% учащихся. Таким образом, уровень сформированности диалоговой культуры учащихся значительно повысился, и существуют перспективы для его дальнейшего повышения.

Игровые технологии

 Основывается на методологических подходах теоретиков и практиков имитационных игр: Ю.С.Арутю_нов, М.М.Бирштейн, В.Н.Бурков, .А.Вербицкий, Б.Н.Гераси_мов, Р.Жуков, В.Ф.Комаров, М.М. Крюков, А.Л.Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В.Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П.Панфилова, В.С. Шмаков, Г.П.Щедровицкий.

К спектру целевых ориентаций педагогических игр  относят следующие:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

   Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных  подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый  контроль, саморегуляция; обучение общению.

Этапы проведения деловой игры:

  1. Введение в игру: участники знакомятся со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж.  
  2. Распределение слушателей на группы (5-7 человек):  выбор лидера в каждой группе, при необходимости, распределение игровых ролей.  
  3.  Погружение в игру: учащиеся получают игровое задание.  
  4. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы: участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, договариваются о терминологии, знакомятся с правилами поведения и правилами игры.
  5. Игровой процесс: поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснование проекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов.
  6. Общая дискуссия, или Пленум (межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование; обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д.
  7. Подведение итогов игры: оценивание решений, проектов,  знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков, выявление лучших команд, игроков, проектов.
  8.   Рефлексия: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная.
  9.   «Выгружение» из игры: разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры и др.

Этапы проведения ролевой игры:

  • Введение в ролевую игру.
  • Предъявление ситуации и распределение ролей по сценарию.
  • Разыгрывание ситуаций.
  • Послеигровое обсуждение, рефлексия.

Эффективность реализации игровой технологии   определяется уровнями сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели технологии- это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.

     На входном контроле диагностировался уровень сформированности ментального опыта учащихся, который показал, что высоким уровнем ментального опыта владеют 4% учащихся; выше среднего -23%; средним - 43%; низким -30% учащихся. В результате использования технологии получены следующие показатели: высоким уровнем ментального опыта владеют 12% учащихся; выше среднего -38%; средним -39%; низким -11% учащихся. Таким образом, уровень сформированности ментального опыта учащихся значительно повысился, и существуют возможности для дальнейшего его обогащения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках технологии

Данная статья содержит краткий обзор некоторых современных педтехнологий  и описания собственного опыта применения этих технологий на практике....

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

" Применение современных методов обучения и современных технологий на уроках"

           В  профессиональной деятельности учителя  всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современные  педа...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Доклад "Современные технологии учебного процесса как неотъемлемая часть современных требований к условиям труда".

В последнее время встает вопрос - как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться...

Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях.

Статья  по  теме:"«Современные технологии обучения и изменение функций учителя в современных условиях»...