Главные вкладки

    Подготовка к выполнению практической части ОГЭ по физике
    методическая разработка по физике (9 класс) на тему

    Елена Васильевна Ильина

    Одним из пунктов, составляющих экзаменационную работу, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подготовленного учителем физики в ППЭ.

    Экспериментальная работа относится к заданиям повышенной сложности, что способствует выявлению степени подготовленности обучающихся к продолжению образования на следующей ступени обучения на профильном уровне.

    При выполнении экспериментального задания обучающиеся испытывают некоторые затруднения. В связи с этим при проведении подготовительных занятий обучающимся предлагается ряд рекомендаций, способствующих качественному выполнению эксперимента и его последующему правильному оформлению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Методические рекомендации31.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Детский дом-школа №95»

    Подготовка

    к выполнению

    практической части

    ОГЭ по физике

    Подготовила учитель физики

    Ильина Елена Васильевна

    г. Новокузнецк

    2015 год

    Введение.

    Одним из пунктов, составляющих экзаменационную работу, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подготовленного учителем физики в ППЭ.

    Экспериментальное задание показывает:

    • умение проводить косвенные измерения физических величин;
    • умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков или схематических рисунков;
    • умение делать выводы на основе полученных экспериментальных данных;
    • умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий.

    Экспериментальная работа проверяет сформированность у обучающегося понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими и экспериментальными умениями, умениями понимать физические явления и процессы в ситуациях практико-ориентированного характера.

    Экспериментальная работа относится к заданиям повышенной сложности, что способствует выявлению степени подготовленности обучающихся к продолжению образования на следующей ступени обучения на профильном уровне. В связи с этим за качественное выполнение задания обучающийся  может получить на экзамене 4 балла (наивысшее значение среди всех баллов за  задания).

    Для проведения экзамена предлагается 8 комплектов экспериментального оборудования. Каждый комплект может быть использован для проведения нескольких разных экспериментов, которые отличаются уровнями сложности.

    При выполнении экспериментального задания обучающиеся испытывают некоторые затруднения. В связи с этим при проведении подготовительных занятий обучающимся предлагается ряд рекомендаций, способствующих качественному выполнению эксперимента и его последующему правильному оформлению.

    Рекомендации:

    • Познакомить с инструкцией по правилам безопасности труда учащихся  при проведении экзамена, чтобы обучающиеся сами контролировали свою работу. Обратить внимание на момент неисправности и годности оборудования.
    • Рассмотреть теоретический материал, знание которого необходимо для качественного выполнения эксперимента. Для экзамена предлагаются  комплекты по темам «Статика», «Динамика», «Электричество», «Оптика».
    • Рассмотреть дополнительные задачи практической направленности с применением формул, используемых в экспериментальном задании.
    • Научить обучающихся схематическому рисунку экспериментальной установки, т.к. некоторые обучающиеся имеют слабые навыки в изобразительном искусстве и черчении.
    • Разъяснить обучающимсяважность понятия размерности физических величин и связям между единицами физических величин, участвующих в измерениях и вычислениях в экспериментальной работе.
    • Научить работать с погрешностью, т.к. некоторые обучающиеся слабо владеют знаниями по данной теме.
    • Научить представлять результаты экспериментальной работы в виде таблиц и графиков, использовать данные таблиц и графиков для получения данных.
    • Рассмотреть все варианты использования оборудования каждого комплекта (например, по теме «Динамика» один комплект может быть использован для трех экспериментов, по теме «Электричество» - для пяти экспериментов).
    • Познакомить обучающихся с различными видами оборудования по видео- и фотоматериалам (т.к. в разных школах комплекты оборудования по одним и тем же разделам отличается).

    Виды экспериментальных заданий.

    Комплект 1. «Динамика».

    Работа первого типа:

    Определите плотность вещества, из которого изготовлен цилиндр. Для выполнения этого задания используйте лабораторноеоборудование: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, стакан с водой цилиндр стальной на нити.

    В бланке ответов:

    1. Запишите формулу для расчета плотности вещества.
    2. Проведите прямые измерения массы цилиндра.
    3. Проведите прямые измерения объема цилиндра.
    4. Запишите численное значение искомой величины.

    Комплект 2.«Статика».

    Работа первого типа:

    Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр №1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета выталкивающей силы.
    3. Укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде.
    4. Запишите численное значение выталкивающей силы.

    Комплект 3.«Динамика».

    Работа первого типа:

    Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и 3 груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета жесткости пружины.
    3. Укажите результаты измерения веса грузов и удлинений пружины.
    4. Запишите численное значение жесткости пружины.

    Работа второго типа:

    Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика).
    3. Сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

    Комплект 4.«Динамика».

    Работа первого типа:

    Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, соберите экспериментальную установку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью стола.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета коэффициента трения скольжения.
    3. Укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности стола.
    4. Запишите численное значение коэффициента трения скольжения.

    Работа второго типа:

    Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, набор из трех грузов, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью горизонтальной рейки от силы нормального давления. Определите силу трения скольжения, помещая на каретку поочередно один, два и три груза. Для определения веса каретки с грузами воспользуйтесь динамометром.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Укажите результаты измерений веса каретки с грузами и силы трения скольжения для трех случаев в виде таблицы (или графика).
    3. Сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки от силы нормального давления.

    Работа третьего типа:

    Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки на расстояние 40см.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета работы силы трения скольжения.
    3. Укажите результаты измерения модуля перемещения каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки.
    4. Запишите числовое значение работы силы трения скольжения.

    Комплект 5. «Электродинамика».

    Работа первого типа:

    Используя источник тока (3,5В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор №1, соберите экспериментальную установку для определения электрического сопротивления резистора.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
    2. Запишите формулу для расчета электрического сопротивления.
    3. Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А.
    4. Запишите численное значение электрического сопротивления.

    Работа второго типа:

    Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3А.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
    2. Запишите формулу для расчета мощности электрического тока.
    3. Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3А.
    4. Запишите численное значение мощности электрического тока.

    Работа третьего типа:

    Используя источник тока (4,5В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки.
    2. Измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении.
    3. Сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой двух напряжений на каждом из резисторов, учитывая,что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

    Работа четвертого типа:

    Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
    2. Установив с помощью реостата поочередную силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика).
    3. Сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

    Работа пятого типа:

    Соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока, совершаемой в резисторе, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5А. определите работу электрического тока в резисторе в течение 5 мин.

    В бланке ответов:

    1. Нарисуйте электрическую схему эксперимента.
    2. Запишите формулу для расчета работы электрического тока.
    3. Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5А.
    4. Запишите численное значение работы электрического тока.

    Комплект 6. «Оптика».

    Работа первого типа:

    Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15см.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы.
    2. Передвигая экран, получите четкое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевернутое).
    3. Сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.

    Работа второго типа:

    Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте солнечный свет от удаленного окна.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета оптической силы линзы.
    3. Укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы.
    4. Запишите значение оптической силы линзы.  

    Комплект 7. «Механические колебания».

    Работа первого типа:

    Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикрепленной к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 1м.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета частоты колебаний.
    3. Укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний.
    4. Запишите численное значение частоты колебаний маятника.

    Работа второго типа:

    Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомером), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний и вычислите период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1м, 0,5м, и 0,25м.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы.
    3. Вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу.
    4. Сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

    Комплект 8. «Статика».

    Работа первого типа:

    Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6см и один груз на расстоянии 12см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

    В бланке ответов:

    1. Зарисуйте схему экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета момента силы.
    3. Укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча.
    4. Запишите числовое значение момента силы.

    Работа второго типа:

    Используя штатив с муфтой, неподвижный блок, нить, два груза и динамометр, соберите экспериментальную установку для измерения работы силы упругости при равномерном подъеме грузов с использованием неподвижного блока. Определите работу, совершаемую силой упругости при подъеме грузов на высоту 10см.

    В бланке ответов:

    1. Сделайте рисунок экспериментальной установки.
    2. Запишите формулу для расчета работы силы упругости.
    3. Укажите результаты прямых измерений силы упругости и пути.
    4. Запишите числовое значение работы силы упругости.

    Список источников информации

    1. Авторы-составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. ГИА-2009 : экзамен в новой форме : физика : 9-й кл. : тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 116,[8] с. – (Федеральный институт педагогических измерений). ISBN 978-5-17-054448-6 (ООО «Издательство АСТ»). ISBN 978-5-271-21622-0 (ООО «Издательство Астрель»).
    2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
    3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
    4. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
    5. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».
    6. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ. Подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Подготовка учащихся 9 класса к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку"

    В данной разработке вы найдете теоретический минимум  и по три-четыре варианта  работы, составленной в форме экзаменационных заданий, к каждому из  вопросов тестовой части ОГЭ. Без теор...

    Как готовиться к устной части ОГЭ по английскому языку?

    материал полезен для тренировки устной части ОГЭ по англ.языку. Много различных видов упражнений на закрепление умений в чении, дан образей ответа на диалог-расспрос и др....

    Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

    Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

    Из опыта подготовки к ОГЭ по физике. Решение расчётных второй части ОГЭ.

    Все задания КИМ ОГЭ находятся в открытом банке ФИПИ.По физике это более трех с половиной тысяч заданий.Научить выполнять  обучающихся абсолютно все задания  сложно,ведь у него   ещ...