Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике
материал по физике

Доклад на тему: Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике 1 часть Учитель физики МБОУ Чербинской СОШ МР « Кызылский кожуун » РТ Сандый Алексей Кимович

Слайд 2

Физический практикум является неотъемлемой частью курса физики. Ясное и глубокое усвоение основных законов физики и ее методов невозможно без работы в физической лаборатории, без самостоятельных практических занятий. В физической лаборатории учащиеся не только проверяют известные законы физики, но и обучаются работе с физическими приборами, овладевают навыками экспериментальной исследовательской деятельности, учатся грамотной обработке результатов измерений и критическому отношению к ним.

Слайд 3

ОГЭ по физике комплект (набор) №1 весы рычажные с набором гирь измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2

Слайд 4

ОГЭ по физике: комплект (набор) №2 динамометр с пределом измерения 4 Н ( С = 0,1 Н) стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

Слайд 5

ОГЭ по физике: комплект (набор) №3 штатив лабораторный с муфтой и лапкой пружина жесткостью (40 ±1) Н/м три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н ( С = 0,1 Н) линейка длиной 200 – 300 мм с миллиметровыми делениями

Слайд 6

ОГЭ по физике: комплект (набор) №4 каретка с крючком на нити m = 100 г три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н ( С =0,1Н) направляющая ( коэффициент трения каретки по направляющей приблизительно 0,2 )

Слайд 7

ОГЭ по физике: комплект (набор) №5 источник питания постоянного тока 4,5 В вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В амперметр 0–2 А, С = 0,1 А переменный резистор (реостат) сопротивлением 10 Ом резистор , R1 = 12 Ом, обозначить R 1 резистор , R2 = 6 Ом, обозначить R2 соединительные провода, 8 шт. ключ рабочее поле

Слайд 8

ОГЭ по физике: комплект (набор) №6 собирающая линза, фокусное расстояние F1 = 60 мм, обозначить Л1 линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями экран рабочее поле источник питания постоянного тока 4,5 В соединительные провода ключ лампа на подставке

Слайд 9

ОГЭ по физике: комплект (набор) №7 штатив с муфтой и лапкой метровая линейка (погрешность 5 мм) шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см часы с секундной стрелкой (или секундомер)

Слайд 10

ОГЭ по физике: комплект (набор) №8 штатив с муфтой рычаг блок подвижный блок неподвижный нить три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с предел. измерения 4 Н( С = 0,1 Н) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делен.

Слайд 11

Экспериментальные задания Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов: задания на косвенные измерения физических величин; задания , проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; задания , проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;

Слайд 12

Экспериментальные задания 1-го типа Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин. Предлагаемые работы : Определение 1. плотности вещества, 2. силы Архимеда, 3. коэффициента трения скольжения, 4. жесткости пружины, 5. периода и частоты колебаний математического маятника, 6. момента силы, действующего на рычаг, 7. работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока , 8. работы силы трения, 9. оптической силы собирающей линзы, 10. электрического сопротивления резистора, 11. работы электрического тока, 12. мощности электрического тока.

Слайд 13

Экспериментальные задания 2-го типа Цель задания : проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных. Предлагаемые работы : Исследование 1. зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины, 2 . зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления, 3. зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити, 4. зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника , 5. свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся к практической части ОГЭ по физике 2 часть Учитель физики МБОУ Чербинской СОШ МР « Кызылский кожуун » РТ Сандый Алексей Кимович

Слайд 2

Экспериментальные задания 3-го типа Цель работы : проверка умения проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий. Предлагаемые работы : Проверка 1. Закона последовательного соединения резисторов для электрического напряжения 2. Закона параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Слайд 3

Экспериментальные задания 1-го типа 1.Определение плотности вещества Использовать комплект №1 Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2 , соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2 . В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела; 2.запишите формулу для расчёта плотности; 3.укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма; 4.запишите числовое значение плотности материала цилиндра. 1)Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания плотность вещества, из которого выполнен цилиндр оказалась равной 8500 кг/м 3 .

Слайд 4

2.Определение силы Архимеда Использовать комплект №2 Используя динамометр, стакан с водой , цилиндр № 1 , соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда ), действующей на цилиндр. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; 3.укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; 4.запишите численное значение выталкивающей силы . Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.

Слайд 5

3.Определение коэффициента трения скольжения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения; 3.укажите результаты измерений веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки; 4.запишите числовое значение коэффициента трения скольжения. 1)Схема экспериментальной установки : Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент трения скольжения равен 0,2.

Слайд 6

4.Определение жесткости пружины Использовать комплект №3 Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1.Сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта жёсткости пружины; 3.укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; 4.запишите числовое значение жёсткости пружины. 1)Схема экспериментальной установки : Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м.

Слайд 7

5.Определение периода и частоты колебаний математического маятника Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний; 3.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника равной 0,5 м; 4.вычислите период и частоту . 1) Схема экспериментальной установки : 2) Т = t / N ; ν = 1/Т; 3) N = 30; t = 42 с. 4) Т = t / N = 1,4 с; ν = 1/Т = 0,7 Гц. Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с, частота 0,7 Гц.

Слайд 8

6.Определение момента силы, действующего на рычаг Использовать комплект №8 Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении. В бланке ответов: 1.зарисуйте схему экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчета момента силы; 3.укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча; 4.запишите числовое значение момента силы. 2) M = Fl 3) F = 2Н, l = 0,12 м 4) М = 2Н · 0,12 м = 0,3 Н · м 1) Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага оказался равным 0,3 Н · м.

Слайд 9

7.Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока Использовать комплект №8 Используя штатив с муфтой, блок неподвижный, нить, 3 груза , динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.приведите формулу для расчета работу силы упругости; 3.укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости; 4.Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту; 2) А = F упр. h ; 3) F упр. = 3,2 Н (при равномерном перемещении); h = 0,2 м; 4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж 1) Схема экспериментальной установки: Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась равной 0,64 Дж.

Слайд 10

8.Определение работы силы трения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз , направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения работы силы трения при перемещении в горизонтальном направлении каретки с грузом на длину рейки. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта работы силы трения; 3.укажите результаты измерений силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки , длины рейки; 4.запишите числовое значение. работы силы трения. 2) А= F тр · s ; F тр = F тяги (при равномерном движении); 3) F тяги = 0,4 Н; l = 0,5 м; 4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж. 1) Схема экспериментальной установки : Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания работа трения скольжения оказалась равным 2 Дж

Слайд 11

9.Определение оптической силы собирающей линзы Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4.запишите значение оптической силы линзы. 1) Схема экспериментальной установки: Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания оптическая сила линзы оказалась равной 17дптр.

Слайд 12

10.Определение электрического сопротивления резистора Использовать комплект №5 Определите электрическое сопротивление резистора R 1 . Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока 4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R 1 . При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; 3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А; 4.запишите численное значение электрического сопротивления. Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания сопротивление резистора R 1 оказалось равным 12 Ом. 1 ) Схема экспериментальной установки :

Слайд 13

11. Определение работы тока Использовать комплект №5 Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R , соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4.запишите численное значение работы электрического тока. 1) Схема экспериментальной установки: Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж .

Слайд 14

12.Определение мощности тока Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 2 , соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.запишите формулу для расчёта мощности электрического тока; 3.укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А; 4.запишите численное значение мощности электрического тока. Вывод: В ходе выполнения эксперимент. задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт. Схема экспериментальной установки:

Слайд 15

Экспериментальные задания 2-го типа 1.Определение(исследование) зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины Использовать комплект №3 № опыта Вес груза, Н Сила упруг., Н Удлинение, м 1 1 1 0,025 2 2 2 0,050 3 3 3 0,075 1) Схема экспериментальной установки : Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов . Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины; 3.сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. 3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины. 2)

Слайд 16

2.Определение(исследование) зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Использовать комплект №4 № опыта Сила нормального давления, Н Сила трения, Н 1 2 0,4 2 3 0,8 3 4 1,2 3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления. 1) Схема экспериментальной установки: 2 ) Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три груза , направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления В бланке ответов: 1.нарисуйте схему эксперимента 2.укажите результаты измерения 3.сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Слайд 17

3. Определение(исследование) зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; 3.вычислите период колебаний для всех трех случаев; 4.сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. 1)Схема экспериментальной установки : 4 .Вывод : В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити период свободных колебаний уменьшается. 2 ),3)

Слайд 18

4.Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника Использовать комплект №5 № опыта I , A U , B 1 0,2 2,4 2 0,3 3,6 3 0,4 4,8 1) Схема экспериментальной установки: 3) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что при увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также увеличивается . 2) Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R 2 , соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: 1.нарисуйте электрическую схему эксперимента; 2.укажите результаты измерения напряжения при силе тока при разных положениях ползунка реостата; 3.Сделайте вывод о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника.

Слайд 19

5.Определение свойст­в изображения, полученного с помощью собирающей линзы Использовать комплект №6 d Свойства изображения d < F Мнимое, увеличенное, прямое F < d < 2F Действительное, увеличенное, перевернутое d > 2F Действительное, уменьшенное, перевернутое 1)Схема экспериментальной установки: 3) Вывод : При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются. 2) Используя собирающую линзу, экран, линейку, рабочее поле, источник питания постоянного то­ка 4,5 В, соединительные провода, ключ, лампу на подставке соберите экспериментальную установку для определения свойств изображений, полученного с помощью собирающей линзы В бланке ответов: 1.сделайте рисунок экспериментальной установки; 2.укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 3.сделайте вывод, как изменяются свойства изображений, полученных с помощью собирающей линзы при удалении предмета от линзы.

Слайд 20

Экспериментальные задания 3-го типа 1. Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения Использовать комплект №5 U , В U 1 , В U 2 , В Вывод 3 2 1 U = U 1 + U 2 1) Схема экспериментальной установки : 2),3) 4) Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора; 3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила

Слайд 21

2.Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока Использовать комплект № 5 I , A I 1 , A I 2 , A Вывод 0,6 0,4 0,2 I = I 1 + I 2 1) Схема экспериментальной установки: 2),3) 4) Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках . Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R 1 и R 2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке; 3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках, 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Слайд 23

Источники http://5terka.com/node/6977 http://www.metod-kopilka.ru/laboratornaya_rabota_7_klass-52102.htm http://physics-lab.ucoz.ru/publ/laboratory_work/laboratory_work_10/laboratornaja_rabota_3_zhestkosti_pruzhiny/17-1-0-70 https://infourok.ru/laboratornaya-rabota-opredelenie-zhestkosti-pruzhini-850138.html http://www.obereg29.ru/learn/catalog/detail.php?ELEMENT_ID=7352 http://www.himlabo.ru/gia-po-fizike http://5terka.com/node/1138 http://kab2.id1945.com/gia_lab.html http://physmatica.ru/reshebniki/reshebnik-k-uchebniku-po-fizike-za-9-klass-fizika-9-klass-i-k-kikoin-a-k-kikoin/laboratornaya-rabota-6-izuchenie-ravnovesiya-tel-pod-dejstviem-neskolkix-sil.html http://physmatica.ru/reshebniki/reshebnik-k-uchebniku-po-fizike-za-9-klass-fizika-9-klass-i-k-kikoin-a-k-kikoin/laboratornaya-rabota-6-izuchenie-ravnovesiya-tel-pod-dejstviem-neskolkix-sil.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Подготовка учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике".

Данный материал содержит анализ работы по подготовке учащихся 11 классов к ЕГЭ по математике....

Доклад на тему "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы"

Доклад содержит тезисы выступления на августовской педагогической конференции 2013 года....

Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».

“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...

Доклад на тему: "Подготовка учащихся к ЕГЭ"

Учителя выпускных классов снова и снова задают вопрос: «Как помочь школьнику при подготовке к ЕГЭ и успешно его сдать?». Важно найти правильный ответ на вопросы «Что мешает?» и «Что помогает подготовк...

Подготовка к выполнению практической части ОГЭ по физике

Одним из пунктов, составляющих экзаменационную работу, является экспериментальное задание, которое обучающийся выполняет непосредственно в экзаменационной аудитории с использованием оборудования, подг...