Программа дистанционного курса «Краткий курс физики»для детей с ОВЗ , 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс)

Рыбицкая Валентина Анатольевна

Программа дистанционного курса предназначена для учащихся 7 классов.  Программа рассчитана на учащихся коррекционных школ и занимающихся на дому.   Учащимся предлагается дистанционно изучить основные понятия, а также рассмотреть методы решения задач по данной теме. Каждая тема состоит из небольшого теоретического раздела (изучается самостоятельно), вопросов для самоконтроля, теста для проверки знаний.

Актуальность данного дистанционного  курса состоит в том, что он обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной  темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №124»

                          Рабочая программа

                       дистанционного курса

 «Краткий курс физики» для детей с ОВЗ

ДЛЯ  7  КЛАССОВ    

                                                                                                                                      Разработчик:

                         Рыбицкая В.А., учителеь физики

МБОУ «Лицей №124» г. Барнаула

г. Барнаул


Программа дистанционного курса.

Данная рабочая программа составлена на основе:

  • Примерной программы основного общего образования «Физика. Естествознание», -М.: Просвещение,2009.
  • Программы по физике,  авт.  О.Ф. Кабардин (опубликовано:  Книга для учителя. Физика», - М: Просвещение. 2010 г.-стр. 17-20 )

Программа дистанционного курса предназначена для учащихся 7 классов.  Программа рассчитана на учащихся коррекционных школ и занимающихся на дому. Объем учебных занятий – 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа.

       Учащимся предлагается дистанционно изучить основные понятия, а также рассмотреть методы решения задач по данной теме. Каждая тема состоит из небольшого теоретического раздела (изучается самостоятельно), вопросов для самоконтроля, теста для проверки знаний.

Актуальность данного дистанционного  курса состоит в том, что он обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной  темы.

                Использование электронных технологий могут обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Визуальная интерпретация физических процессов, демонстрация опытов, видео создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Дистанционный курс обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и детьми, пропустившими занятия по болезни. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

          Задачи  курса

  • Дать обучающимся такие доступные физические знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
  • Использовать процесс обучения элементам физики для повышения уровня общего развития обучающихся специальной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
  • Воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Использование дистанционного курса позволит детям-инвалидам достичь следующих результатов и изменений:

  • получить образование в соответствии с собственными образовательными потребностями, склонностями и способностями;
  • уменьшить боязнь различий между людьми и одновременно большее спокойствие и понимание действительности;
  • развивать самосознание и самооценку;
  • участвовать в различных социальных связях;
  • обеспечение современным компьютерным оборудованием и наглядными пособиями;

Таким образом, дистанционный курс позволяет сделать процесс обучения гибким и индивидуально направленным: процесс обучения адаптируется под возможности учащегося ребенка-инвалида. Результатом дистанционного обучения должны стать развитие способностей ребенка-инвалида, признание относительности понятия «статистической нормы», компенсация особых потребностей, создание системы поддержки, а также активное вовлечение родителей в ход обучения и воспитания детей-инвалидов.

   Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • реализация таких методических приемов, которые давали бы учащемуся ощущение комфорта, самостоятельности, творческого участия в процессе обучения, способствовали свободному образованию и развитию личности.

Содержание рабочей программы направлено на достижение у обучающихся  таких

личностных результатов:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 7 классе

В результате изучения физики по данной  программе обучающиеся  должны:

 Знать/понимать:

  • основные положения МКТ
  • понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, условие равновесия рычага;

Уметь:

  • применять основные положения МКТ для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля.
  • решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости и объема погруженной в жидкость части тела; на применение условий плавания тел;
  • решать расчетные задачи с применением формул;

Использовать приобретенные знания и умения на практике и в повседневной жизни:

  • выше названных понятий и законов в простых механизмах, конструкциях машин,
  • определение цены деления приборовп.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

четверти

Разделы  программы

Кол-во

часов на раздел

№ лабораторной работы 

Кол-во контрольных работ

7 класс

I

1. Физика и физические методы изучения природы  

2. Взаимодействие тел.

2

16 (6)  

№ 1

№ 2,3

1

II

2. Взаимодействие тел.

16 (10)

№ 4

1

III

3.Давление твердых тел, жидкостей и газов.

4. Работа и мощность. Энергия.

8

8 (2)

№ 6,7,8

2

IV

4. Работа и мощность. Энергия.

5. Строение вещества

8 (6)

2

№ 9

Итого: 5 разделов

34

  9

4

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс     (всего 34 часа, 1 час в неделю)

I. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (2 ч).

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.  Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Методы получения знаний в  физике. Физика и техника. Прямая и косвенная погрешность измерения.

Лабораторные работы:

Определение цены деления измерительного прибора

II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (16 ч).

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.  Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.  Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.

Лабораторные работы:

«Взвешивание тел на рычажных весах».

«Определение объема и плотности вещества твердого тела».

«Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы».

III. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (8 ч).

Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

«Проверка правила рычага».

«Определение давления»

«Определение выталкивающей силы».

IV. РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (8 ч).

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Механические колебания. Маятники. Закон сохранения энергии при колебаниях. Механические и звуковые волны.

Лабораторные работы:

Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости

Изучение колебаний маятника.

V. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА ( 2 ч)

Атомное строение вещества. Взаимодействие частиц. Свойства газов.Свойства твердых тел  и жидкостей.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

7 КЛАСС.

Тема урока

Виды деятельности

(на уровне УУД)

Планируемые образовательные результаты

Ресурсы для проверки.

Тема 1  Физика и физические методы изучения природы  2 ч

  1. 1/1

Физические явления. Физические величины.

Наблюдать и описывать физические явления.

Измерять расстояния и промежутки времени.

Определять цену деления шкалы прибора.

понимание физических терминов: тело, вещество, материя.

умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;

владение 

экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;

владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы

www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=01&id=1010

www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=01&id=1020

  1. 1/3

Лабораторная работа                            «Определение цены деления измерительного прибора»

Тема 2. Взаимодействие тел 16 ч

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Тест «Виды движения»

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Измерять массу тела.

Измерять плотность вещества.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение,

 умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела

владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени,

понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука

владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути,

умение находить связь между физическими величинами: плотности тела с его массой и объемом

владение способами выполнения расчетов при нахождении: силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики

умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, силой тяжести и весом тела

умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот

понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни.

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

умение  находить равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны

владение экспериментальными методами исследования в зависимости удлинения пружины от приложенной силы.

http://class-fizika.narod.ru/9_1.htm

Скорость. Единицы скорости. 

http://class-fizika.narod.ru/9_3.htm

Относительность движения. 

Видеоролик «Относительность движения»

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=12&id=12020

 Контрольная работа

 «Механическое движение»

Масса тела. Единицы массы.

Тест «Масса». 

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2020

 Лабораторная работа «Взвешивание тел на рычажных весах».

Плотность вещества..

 Тест «Плотность»

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2030

 Лабораторная работа «Определение объема и плотности вещества твердого тела».

Сила. Единицы силы. Виды взаимодействий. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела.

Вычислять силы, действующие на тело.

Исследовать зависимость удлинения стальной пру-жины от приложенной силы.

Экспериментально находить равно-действующую двух сил.

Исследовать

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Измерять силу тяжести.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3020

Вес тела. Перегрузка. Невесомость.

 Видеоролик «Вес тела».

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3040

Сила упругости. Динамометр. 

Видеоролик «Динамометр».

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3010

 Лабораторная работа «Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы».

http://www.fizika.ru/laborant/index.php?theme=03&id=03303

Сила трения. Трение в природе и технике.. Тест «Трение».

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3050

 Контрольная работа

 « Силы».

Равновесие тел  Правило рычага Тест «Правило моментов».

Определять правило рычага.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3090

 Лабораторная работа  «Проверка правила рычага».

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3080

Тема 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов 8 ч.

Давление твердых тел на опору

Способы изменения давления

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.

Исследовать условия плавания тел.

понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, способы уменьшения и увеличения давления

умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда

владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды.

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда

владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=04&id=4010

 Лабораторная работа «Определение давления»

Давление в жидкости. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=04&id=4020

 Контрольная работа

 «Давление».

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.  

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3060

 Лабораторная работа «Определение выталкивающей силы».

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3070

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=02&id=2050

 Контрольная работа

 «Архимедова сила».

Тема 4.  Работа и мощность. Энергия 8 ч

Механическая работа. Единицы работы. Тест «Механическая работа» 

Исследовать условия  равновесия рычага.

Измерять работу силы.

Измерять мощность.

Измерять КПД наклонной плоскости.

Вычислять КПД простых механизмов

понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой

умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию

владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага

понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии

владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5010

Мощность. Тест  на вычисление мощности.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5030

Простые механизмы. Золотое правило механики

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=03&id=3080

Потенциальная энергия Кинетическая энергия

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5050

Закон сохранения энергии

КПД механизмов

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=05&id=5070

Лабораторная работа «Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости»

Механические колебанияТест «Механические колебания» Механические волны.

Объяснять процесс колебаний маятника.

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=11&id=11010

Лабораторная работа «Изучение колебаний маятника».

Тема 5. Строение вещества 2 ч

  1. 1

 Атомное строение вещества Взаимодействие частиц 

Наблюдать и объяснять явление диффузии.

Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел.

понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.

понимание причин броуновского движения, различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=07&id=7020

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=07&id=7030

Свойства газов . Свойства твердых тел  и жидкостей. Тест «Строение вещества»

http://www.fizika.ru/proverka/index.php?mode=proverjalka&theme=07&id=7090

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 Основная:

  1. Физика  7 класс.  Учебник: Физика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2010.

 Дополнительная:

  1. Физика. 7 кл. Готовимся к экзаменам. ОГЭ/ О.Ф. Кабардин - М.: Дрофа, 2013.

 Мультимедийные ресурсы:

  1. Электронные уроки и тесты. 7-8 класс. «Молекулярная структура материи», «Внутренняя энергия»: ЗАО «Новый Диск, 2014
  2. Экспресс-подготовка к экзамену: «Новая школа», 2012
  3. Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей 
  4. Единая коллекция ЦОР 
  5. Образовательный портал «Звонок на урок»
  6. Классная физика

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
  3. Физика. Книга для учителя. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений/ О.Ф. Кабардин - М.: Просвещение, 2010.

 Мультимедийные ресурсы:

  1. 1С: Школа. Физика, 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий. Физика 9-11: ЗАО «1С», 2011.
  2. Измерительный комплекс «L-микро»: Роснаучприбор, 2012
  3. Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей 
  4. Единая коллекция ЦОР 
  5. Образовательный портал «Звонок на урок»
  6. Классная физика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» для 11 класса

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе авторской программы курса по выбору «Методы решения задач по физике» (авторы: В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сау...

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин.

Рабочая учебная программа курса физики для учащихся 7-9 классов. А.В. Перышкин...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДДЕРЖКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ» для 6 класса

Программа факультативного курса по поддержке одарённых детей предназначена для учащихся 6 классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Курс...

Элективный курс «Физика в задачах» 10-11 класс

Элективный курс               «Физика в задачах»...

Рабочая программа элективного курса «Физика в проектах» для 9 класса

В школьном курсе физики 7-9 классы мало уделяется времени для проведения анализа экспериментальных данных, характеризующих значения физических величин, при выполнении лабораторных работ, что в свою оч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дети Паскаля» 11 класс (базовый уровень)

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.Социальные и экономические условия...

рабочая программа курса «Физика в задачах» в 9В классе для внеурочных занятий

Программа рассчитана на 1ч в недели. В ней содержится как рабочая программа так и КТП....