Разработка урока по физике для 8 класса "Влажность воздуха" в соответствии с требованиями ФГОС.
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Разработка урока по физике для 8 класса "Влажность воздуха"  в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_vlazhnost_vozduha.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

План разработки урока .

  1. Тема урока: «Влажность воздуха». Вид – информационно-аналитический, тип – урок изучения нового материала с использованием ИКТ (когнитивный), параллель – 8 классы.
  2. Выделите основные элементы знаний, которые должны быть сформированы в процессе проведения урока

п/п

Факты

Понятия

Физические величины

Явления

Законы

Теории

Модели

Процессы

1

Выпадение росы, высыхание луж

Относительная влажность, абсолютная влажность, точка росы, гигрометр, психрометр.

Влажность воздуха

Перспектива

Выпадение капелек росы, испарение, конденсация

Законы отражения и преломления света

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации

Испарение

конденсация

 

Изменение длины волоса  в волосном гигрометре, появление капелек росы в конденсационном гигрометре

  1. Сформулируйте вопросы, которые Вы зададите учащимся перед изучением нового материала и сгруппируйте их по каким-либо основаниям. Назовите эти основания.
  2. Выделите основополагающие, проблемные вопросы и частные вопросы, которые можно обсудить со школьниками (2-3)

Основополагающие вопросы

Проблемные вопросы

Частные вопросы

Почему окружающая нас атмосфера всегда содержит в себе водяные пары?

Почему количество пара, содержащегося в атмосфере играет важную роль  для жизни на Земле?

Влияет ли на самочувствие  человека количество пара, содержащегося в атмосфере?

Зависит ли от температуры воздуха какое количество водяного пара может содержатся в атмосфере?

Что называется  испарением?

От чего зависит скорость испарения?

Какой пар называется насыщенным?

Что такое динамическое равновесие?

Что происходит с внутренней энергией при испарении и конденсации пара?

  1. Как Вы будете формировать у школьников познавательные процессы (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и т.д.)?

Познавательные процессы

Способы формирования

Внимание

Видеофрагмент, презентация

Восприятие

Видеофрагмент, презентация

Память

 Использование цветных ручек в выделении определений, работа с таблицей ,демонстрация приборов

Мышление

Проблемный вопрос, наблюдение

Воображение

Работа с презентацией, текстом

Ощущения

Рефлексия

  1. Как Вы будете обеспечивать положительную мотивацию к изучению нового материала?

Мотивация на различных этапах урока

Способы обеспечения

2- контрольно-оценочный

Беседа

3-мотивационный

Беседа, проблемный вопрос, ИКТ

4-актуализация знаний

Проблемный вопрос, ИКТ

5-изучение нового материала

Беседа, проблемный вопрос, ИКТ, демонстрация приборов

6-первичное закрепление знаний

Беседа, ИКТ, ответы на вопросы

7-проверка уровня знаний. Коррекция знаний

Ответы на вопросы, работа с таблицами, решение задач

8-Дом.задание

Дом. зад. с объяснением – просмотреть презентацию в ЭЖ,

1- заполнить таблицу из презентации

П.19,Л. 1147,1149,1161,1163

  1. Какие универсальные учебные действия (УУД) могут формироваться и развиваться в ходе занятия, каким образом?

УУД

Возможные способы формирования УУД

Познавательные

Анализ, синтез, вывод, сравнение, подведение под понятие, построение логической цели рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные

Проблемные вопросы, работа с текстом.

Коммуникативные

Умение  работать, умение отстаивать свою точку зрения в диалоге.

Личностные

Развитие интереса, творческих способностей, логического мышления, памяти, работы с текстом, умение вести беседу с одноклассниками и учителем, умение применять знания на практике.

  1. Какие образовательные технологии (ОТ) целесообразно применить  при формировании УУД

ОТ

Формируемые УУД

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

1

Проблемное обучение

Развитие умения принимать решение и обосновывать их

Выбор наиболее эффективных способов решения проблем, задач, создание алгоритмов деятельности при решении проблем

Умение правильно планировать действия, прогнозировать результат

Управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и партнером

2

Тестовое обучение

Развитие логического мышления, памяти, самооценивания

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение самооценить свои знания, коррекция знаний

Умение логически выражать свои мысли

3

Информационно-коммуникативное

Развитие внимания, умения слушать

Умение структуировать знания

Развитие оценивания своих знаний (что знает и что надоузнать)

Планирование учебного сотрудничества с учителем, владение монологической и диалогической речью

4

ИКТ-технологии

Развитие интереса, логического мышления, памяти, творческих задатков

Умение анализировать, формулировать цель,сравнивать

Развитие оценки

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

  1. Какие метапредметные результаты можно обеспечить (достичь, измерить, оценить)?

- овладение навыками ставить цели и задачи, овладеть регулятивными УУД при решении количественных и качественных задач, умение воспринимать, перерабатывать и представлять информацию, выделять главное, развитие монологической речи, умение вести диалог.

  1. Выделите этапы изучения школьниками нового материала. Сформулируйте для каждого этапа педагогические цели. Определите адекватные им методы обучения. Кратко опишите конкретные пути достижения целей.

Этап

Педагогические цели

Методы

обучения

Конкретные пути достижения целей

1

Формирование и введение понятия абсолютная  влажность воздуха

Интерактивный,

наглядный, словесный,  ИКТ

Во время беседы по вопросам: Почему окружающая нас атмосфера всегда содержит в себе водяные пары?

Почему количество пара, содержащегося в атмосфере играет важную роль  для жизни на Земле? Зависит ли от температуры воздуха какое количество водяного пара может содержатся в атмосфере? Учащиеся приходят к выводу, что содержание водяного пара в воздухе важная характеристика погоды и климата , а так же, что зная только абсолютную влажность нельзя сказать, сухой это воздух или влажный.

2

Формирование и введение понятия относительная влажность

Интерактивный,  наглядный, словесный, ИКТ

Ученики приходят к выводу : чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать насколько содержащийся в нем пар близок к насыщению.

Для этого вводится понятие относительной влажности.

3

Введение понятия точка росы.

Интерактивный , словесный, ИКТ

Можем ли мы охлаждая влажный воздух довести содержащийся в нем пар до насыщения?

Может ли точка росы  характеризовать влажность воздуха? Учащиеся приходят к выводу, что точка росы  является характеристикой влажности воздуха.

4

Научить определять относительную влажность воздуха пользуясь таблицей "Давление насыщенного водяного пара и его плотность"

Интерактивный, словесные, наглядный

 Ученики, используя табличные данные определяют плотность насыщенного пара при заданной температуре, используя этот ответ находят относительную влажность, зная абсолютную влажность.

5

Рассмотреть устройство и работу гигрометра (конденсационного и волосного) и психрометра

Интерактивный, практический,

словесный, ИКТ

Учащиеся изучают устройства приборов по слайдам.

Определяют с помощью психрометра влажность в классе с помощью психометрической таблицы

  1.  Планируемые результаты освоения  образовательной программы  с точки зрения реализации требований ФГОС ООО

Тема, изучаемая на уроке

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Реализуемые требования ФГОС

Влажность воздуха.

Учащийся должен знать понятия: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы, уметь определять влажность воздуха используя табличные данные. Уметь определять экспериментально влажность воздуха, используя психрометр.

Умение оценивать реальность полученного значения физической величины, применять знания на практике, в решении задач, самостоятельно получать информацию.

Знать понятия: абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, точка росы, уметь определять влажность воздуха используя табличные данные. Уметь определять экспериментально влажность воздуха, используя психрометр.

  1.  Каким образом Вы будете определять и измерять соответствие полученных образовательных результатов заявленным целям?

Заявленная цель

Планируемый результат

Способ определения достижения результата

Способ измерения

достигнутого результата

Организовать деятельность учащихся по освоению:

 - понятий: абсолютная влажность, относительная влажность, точка росы. 

- ознакомление с приборами для измерения влажности воздуха: гигрометром и психрометром

- научить пользоваться психрометром для определении влажности в помещении

- научить решать задачи по теме "Влажность воздуха"

Учащийся должен уметь объяснять  что такое абсолютная и относительная влажность, уметь правильно трактовать физический смысл используемых величин, знать единицы измерения, знать формулу для вычисления относительной влажности. Уметь применять знания на практике и в решении задач

Самостоятельная работа, контрольная работа, итоговая  аттестация учащегося

Анализ результатов

самостоятельной работы, контрольной работы, итоговой аттестации учащегося

  1. Укажите возможные риски, которые могут возникнуть в процессе проведения занятия и способы их преодоления

Этапы урока

Возможный риск

Пути преодоления

2-изучение нового материала

Трудности  в понимании того, что абсолютной влажности недостаточно для того, чтобы судить о степени влажности воздуха.

Задавать наводящие вопросы, приводить примеры из жизни.

4-изучение нового материала

Учащиеся долго могут работать с таблицей и долго проводить вычисления..

Дать точное время на выполнение задания, использовать калькулятор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....

Разработка урока английского языка "Home sweet home" (в соответствии с требованиями ФГОС и с использованием сингапурских структур)

Урок английского языка в 6 классе "Home sweet home" (УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З.) разработан в соответствии с требованиями ФГОС и с использованием сингапурских структур “Take off - Touch...

Разработка урока английского языка "Home sweet home" (в соответствии с требованиями ФГОС и с использованием сингапурских структур)

Урок английского языка в 6 классе "Home sweet home" (УМК "Enjoy English" М.З. Биболетовой) разработан в соответствии с требованиями ФГОС и с использованием сингапурских структур: “Take off -...

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Строение клетки»

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Строение клетки"...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...