Методическая разработка урока по физике "Последовательное соединение проводников"
методическая разработка по физике (8 класс)

Урок с использованием современных технологий ИКТ,работа в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posl_soedinenie_8_1.doc560 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 8 классе: "Последовательное соединение проводников"

Тип урока:

Урок изучения нового материала

ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА::

Интегрированный урок с ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ,РАБОТА В ГРУППАХ

Цели урока:

1.Образовательная. Изучить законы последовательного соединения проводников

2. Развивающая. Развивать механизмы запоминания новой учебной информации, логическое и эвристическое мышление, элементы информационной культуры

Материально-техническое оснащение.

ПК, мультимедийный проектор, презентация, источник питания, демонстрационные амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.

 Распределение времени

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний учащихся. Групповые задания –5 мин.

3. Изложение нового материала – 15 мин.

4. Закрепление изученного материала– 20 мин.

5. Подведение итогов. Домашнее задание - 3 мин.

Ход урока.

2. Класс разбивается на традиционные 6 групп (по 2 две пары учащихся в группе),

получают задания на карточках и готовятся в течение 2 мин.

Задание 1. 1)Что такое электрический ток?  2) Как измерить силу тока в участке цепи ?

Задание 2. 1)Что такое постоянный ток? 2)  Перечислите все элементы цепи постоянного тока, известные вам ?

Задание 3. 1) Каково условие протекания тока в цепи? 2) Что такое 1 Ампер?  

Задание 4. 1)Что такое электрическое напряжение? 2) Как измерить напряжение на участке цепи?;

Задание 5. 1)От чего зависит сопротивление проводника?  2) Как изменяют силу тока в участке цепи?;

Задание 6. 1) Сформулируйте закон Ома для участка цепи.  2) Как изменить напряжение на участке цепи?;

Учащиеся отвечают на задания, распределив самостоятельно вопросы в группе. На каждый ответ – 30 с. Результаты фиксируются учителем и учитываются при выставлении общих оценок за урок.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Изложение нового материала

Итак, тема нашего урока «Законы последовательного соединения проводников»

«Как вы представляете себе последовательное соединение в жизни? А  такое соединение в электрической цепи ?»

Записываем определение: Последовательным называется соединение, при котором во всех проводниках течет один и тот же ток.

Ученики предлагают свои варианты определений соединения

Рассмотрим такое соединение на демонстрационной доске. Как убедиться ,что во всех элементах соединения течет один и тот же ток ?

Учащиеся описывают признаки соединения. Группа 1 дает ответ на 2 вопрос.

Учитель предлагает желающим провести измерение тока в

 2-х точках цепи на доске.

Учитель делает вывод о равенстве токов в точках А и Б цепи. Предлагает учащимся сформулировать первый закон соединения

Учащиеся выполняют измерения и записывают результаты

Учащиеся формулируют закон : Сила тока во всех элементах последовательного соединения одинакова

Переключением вольтметра учащиеся получают напряжение на втором проводнике и на всем участке. Результаты обнаруживают очевидную связь: U = U1 + U2. Предлагается сформулировать закон для напряжения.

Учащиеся формулируют закон : Напряжения на участке цепи равно сумме напряжений на отдельных последовательно соединенных элементах участка

Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделить полученную формулу на одну и ту же силу тока. Применяя следствие из закона Ома R = U/I , получаем формулу, выражающую закон для сопротивления. Учитель предлагает учащимся сформулировать закон. Записываем: R = R1+R2

Для  n – проводников с одинаковым сопротивлением R , т.е. R1 = R2 = R3 , получаем: Rобщ = R1* n

Таким образом, при последовательном соединении проводников увеличивается общая длина проводников, включенных в участок, что приводит к увеличению сопротивления. Это следует также из формулы сопротивления проводника: R = ρl/S

Учащиеся формулируют закон: Сопротивление участка рано сумме сопротивлений проводников, составляюших данный участок цепи

Применение последовательного соединения проводников

Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения ток не течет и в остальных. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством, например в цепях охраны и синализации.

Мы получили три закона последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач.

 Закрепление нового материала

Остальные решают задачи.

Предлагается устно решить следующие задачи:

1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 2 Ом равна 1,5  А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом? (1,5 А)

При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 1,5А.

2. В сеть с напряжением 210 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? (70 В)

При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 210:3=70В

3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (4000 Ом)

При последовательном соединении общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений на участках цепи, если лампы имеют одинаковое сопротивление, то 400∙10=4000Ом = 4 кОм

Окрываем на компьютерах на ваших рабочих столах программу PHet  и создаем в модели «Электрическая цепь» последовательное соединение  2 ламп, источника тока, амперметра, вольтметра, ключа и соединительных проводов

  1. Производим измерения силы тока и напряжения на каждой лампе и общее напряжение на 2-х лампах. Записываем результаты в условие задачи и вычисляем сопротивление

каждой лампы и участка.

  1. Заменяем первую лампу на резистор и повторяем измерения. Вычисляем сопротивление резистора и сопротивления всего участка. Оформляем пример в виде задачи.  
  2. Включаем последовательно 2 источника тока. Производим измерения тока и напряжения на каждом из трех одинаковых резисторах. Делаем выводы о напряжении батареи при последовательном соединении гальванических элементов.
  3. Сформулируйте законы последовательного соединения для силы тока, напряжения, сопротивления.  Каково общее сопротивление цепочки из последовательно соединенных 22 одинаковых резисторов по 10 Ом?

5  Учитель подводит итоги, выставляет оценки, отмечает тех, кто успешно работал на ПК, быстрее всех оформлял решение задач в тетради, комментирует домашнее задание.

Учащиеся оформляют решение задач по результатам измерений в тетрадях.

Задание на дом: § 48, Упр 32( 3,4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"

Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....

Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс

План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....

Методическая разработка урока физики по теме: "Комбинированное соединение проводников". 10 класс.

Раздел физики "Законы постоянного тока"  10 класса. Материал для среднего общего образования. Тип урока комбинированный в форме фронтальной, экспериментальной работы в группах....

Методическая разработка урока "Последовательное соединение проводников"

Цель урока:Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.Образовательная:исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при п...

Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"

Учебно методическая разработка урока физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников"...

Методическая разработка урока по теме: «Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями» 6 класс.

Методическая разработка урока по теме: «Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями» 6 класс....

Методическая разработка урока по теме Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Данная методическая разработка представляет собой план-конспект урока по теме Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии по УМК Spotlight 6 класс....