заочная викторина для школьников по истории физики
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ежегодно я провожу для учащихся 7-11 классов заочные викторины по физике на различные темы. Заочная викторина привлекает своей доступностью и является одним из способов повышения интереса учащихся к изучению физики и истории физики. Ребята знакомяться с просторами интернета, учатся искать информацию разного рода, знакомяться с сайтами, посвященным физики, технике и истории.я вывешиваю вопросы викторины на стенд на некоторый срок, в течение которого учащиеся ищут информацию самостоятельно в библиотеке и(ил) в интернете. Свои ответы оформляют на листах с указанием своей фамилии, класса и источника информации. По окончании отведённого срока вопросы снимаю со стенда и вывешиваю ответы. Ребята сами могут оценить правильно и полно ли они ответили. По окончании викторины подводятся итоги , которые сообщатся всем.  Учащиеся всегда с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. Хочу поделиться материалами проводимых мною викторин с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktoriny_po_istorii_fziki.doc652 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

«Знай наших!»

О каком учёном идёт речь?

Когда жил этот учёный?

1.Этот учёный был блестящим преподавателем, получившим должность профессора физики в Медико-хирургической академии в Петербурге. Особенно его интересовала совсем новая, только зарождающаяся наука об электричестве. Ознакомившись с трудами пионеров — Гальвани и Вольты, он повторяет их эксперименты с истинно российским размахом. Его труд вышел через три года после того, как Вольта собрал первый в мире источник постоянного тока.

Батарея, описанная в этом труде, поражала воображение: она представляла собой 2100 соединенных последовательно медно-цинковых гальванических элементов, уложенных в четыре ряда в деревянном ящике длиной 3 м. С помощью этой исполинской батареи, напряжение которой составляло около 1,7−2 кВ, ученому удалось обнаружить удивительное явление.

Он заметил, что при разрыве цепи возникают искры. Стал пробовать различные материалы на проводимость и вскоре обнаружил, что «если на стеклянную плитку будут положены два или три древесных угля, способные для произведения светоносных явлений посредством гальвани - вольтовской жидкости, и если потом металлическими изолированными направителями, сообщенными с обоими полюсами огромной батареи, приближать оные один к другому на расстояние от одного до трех линий, то является между ними весьма яркий белого цвета свет или пламя, от которого оные угли скорее или медлительнее загораются и от которого темный покой довольно ясно освещен быть может».

Описанное явление — это мощная электрическая дуга. Это физическое явление несправедливо называют «Вольтовой дугой».

Картинки по запросу электрическая дуга петров

2. Он привез царице телескоп, микроскоп, электрическую машину и уникальные часы размером с гусиное яйцо, которые в полдень исполняли музыку, сочиненную им самим. Встроенный механизм театра-автомата в эти часы описан так: «В нем ежечасно растворялись маленькие царские двери, за которыми виднелся Гроб Господень, по сторонам двери стояли два воина с копьями. Отворялись двери златого чертога, и появлялся ангел. Камень, приваленный к двери, отваливался, дверь, ведущая в гроб, открывалась, стража падала ниц. Через полминуты появлялись жены-мироносицы, куранты играли три раза молитву «Христос Воскресе», и двери затворялись». Учёный создавал проекты разнообразных часовых механизмов от «часов в перстне» до башенных гигантов. Его карманные «планетные» часы, кроме указания на время, показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны. Одним из первых он обратил внимание на необходимость мостостроительства и спроектировал первый однопролетный деревянный мост через реку Неву, а в дальнейшем успешно прошли испытания 14-саженной модели этого моста. Он изобрел прототип современного велосипеда и легкового автомобиля: механическую повозку-самокатку, которая приводилась в действие при помощи махового колеса. Первый ножной протез, подъемное кресло — первый в мире лифт, оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, даже фортепиано, геодезические, гидродинамические и акустические приборы, готовальни, астролябии, электрические банки, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, барометры, термометры, ватерпасы, точные весы — таков далеко не полный перечень сделанного в мастерских под его руководством. 

http://img15.nnm.me/2/0/3/f/a/a91d53891e4d16f5b5e0fda4809.jpg

3.Русский учёный, электротехник, изобретатель первого в мире электромагнитного телеграфа. По специальности восточной литературы и искусства был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. Его перу принадлежат и работы по криптографии, исследования и изобретения различных систем кодирования. Долгое время он работал над решением технической задачи взрыва пороховых зарядов с помощью источника тока, связанного с ними изолированным проводом, и в сентябре-октябре 1812 года «взрывал на Неве мины». Им также было проведено немало опытов по применению электричества для бытовых нужд, в том числе для электрического освещения. В 1816 году П.Л.Шиллинг открыл в Петербурге первую в России литографию, приспособив ее для нужд картографии. Для передачи сообщений им был предложен рациональный код (особый алфавит). В истории техники известны три модели его электромагнитного телеграфа. Кроме того, им был предложен к применению «будильник» (звонок) для привлечения внимания работающих на аппарате.

4. Русский гидротехник, строитель циклопических гидротехнических сооружений.

На серебряном и золотом руднике под его руководством был создан подземный комплекс сооружений и гидросиловых установок (гидросиловой каскад), позволивших механизировать большую часть производственных процессов (например, откачку воды  из рудников, подъём и транспортировку руды и т.п.). Земляная плотина (высотой 18м) была сооружена практически также, как и современные плотины. Вода плотины приводила в движение огромное водяное колесо (диаметр 17 м), а оно в свою очередь - вагонетки, перемещаемые по рельсам, подъёмники и т.д.

В предприятиях, созданных эти человеком, всё было новым, неожиданным. Ни русская, ни мировая практика того времени не знала ничего подобного тому, что выполнил великий новатор. Таким образом, он создал технику, далеко выходящую за рамки феодально-крепостнического способа производства. Механизировав технологические операции по переработке продуктов и создав внутризаводской транспорт, он организовал в сущности завод-автомат. С гордостью можно сказать, что идея механизации и автоматизации - наша русская идея.

Гидросиловая установка К. Д. Фролова: 1. Плотина; 2. Пильная мельница; 3. Канал; 4. Здание рудоподъёмника Екатирининской шахты; 5. Кунстштат Екатерининской шахты; 6. Кунстштат Екатерининского водоподъёмника; 7. Екатерининская шахта; 8. Надшахтный сарай Вознесенской шахты; 9. Вознесенская шахта; 10. Кунстштат Вознесенского рудо-водоподъёмника

Гидросиловая установка: 1. Плотина; 2. Пильная мельница; 3. Канал; 4. Здание рудоподъёмника шахты; 5. Кунстштат шахты; 6. Кунстштат водоподъёмника; 7. шахта; 8. Надшахтный сарай шахты; 9. шахта; 10. Кунстштат рудо-водоподъёмника

5. Исторические документы неопровержимо доказывают, что первый в мире самолет был создан в России. Создателем первого в мире самолета был именно этот учёный. Он принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции егобыл назначили старшим офицером. Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у моряка, когда он начал вести тщательные наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев. В конце 19 века, после ряда кропотливых исследований и экспериментов он установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки (обтекание воздухом движущегося предмета) и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. Современники как он "два раза поднимался в воздух и летал с комфортом" на воздушном змее. Таким образом, изобретатель первым в мире летал на воздушных змеях, опередив зарубежных испытателей. Произведя большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых он построил первую летающую модель самолета. Сформулировал один из важнейших законов аэродинамики - о значении скорости для создания подъемной силы. Впервые разработал фюзеляжный тип самолета. Помимо разработки проекта подробно описал технику взлета своего самолета и предусмотрел установку на нем аэронавигационного оборудования: компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров, трех кренометров и прицела для производства бомбометания.

http://ur4nww.qrz.ru/mozhajskij/photo/4.jpg

6. Сто восемьдесят два года назад близ Петербурга произошло событие, о котором тогда знали немногие. В сорока верстах от города в верховьях Невы производились испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки, оснащенной боевыми ракетами. Именно он создал проект оригинальной подводной лодки, которая могла использовать против врагов мины и, кроме того, стрелять ракетами из-под воды по любым целям. Таких кораблей не имела в то время ни одна морская держава. Лодка была небольшой, около 8 метров в длину, имела две башенки для входа и несложные оптические приборы для обзора поверхности моря. Она могла плавать под парусами, а для передвижения под водой использовались особые лопасти-гребки. Их приводили в действие четыре человека. Лодка была хорошо вооружена. На длинном штоке подвешивалась мина. Во время подводной атаки шток с миной вонзался бы в борт вражеского корабля. Затем, отойдя на безопасное расстояние, команда могла подорвать мину с помощью электрического тока. Снаружи к бортам лодки были прикреплены ракетные станки, снабженные приспособлением, позволявшим изменять угол их возвышения. В нужный момент ток гальванической батареи воспламенялся запалом, и шесть ракет одновременно направлялись к цели. оказалась скорость движения.

Карл Андреевич Шильдер

Викторина

«Владимир Козьмич Зворыкин – изобретатель телевидения».

 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/406/72406024_V.jpg

Зворыкину принадлежит изобретение

«чуда XX века» — электронного телевидения.

Что ты знаешь о великом изобретателе?

Вопросы викторины:

  1. Когда и где родился Зворыкин В.К.?
  2. Кем был отец Владимира?
  3. Когда Володя становится студентом и какого института?
  4.  Чьим помощником становится Зворыкин? Над чем работает он со своим руководителем?
  5. Когда Зворыкин заканчивает институт?
  6. Где и у кого проходит стажировку Владимир после окончания института?
  7. Кем он служит во время первой мировой войны?
  8. За что был вызван в суд революционного трибунала Владимир Козьмич?
  9. Почему Зворыкин покидает Россию?
  10. Какую страну выбирает Зворыкин для дальнейшей жизни?
  11. Кем и где работает Зворыкин – эмигрант?
  12. В какой фирме и когда начинают реализовываться идеи Владимира Козьмича?
  13. Как назвал учёный своё изобретение 1931 года?
  14. Работа над чем делает имя Зворыкина известным в Питсбурге и в штате Нью-Джерси?
  15. Для чего нужна была встреча с президентом RCA Давидом Сарновым?
  16. Где и когда осуществляется первая опытная телетрансляция?
  17. Какой прибор был создан учёным в 1938 году?
  18. Какие приборы были созданы Зворыкиным для военных США во время 2 мировой войны?
  19. Каких наград был удостоен Владимир Козьмич?
  20. Над какими приборами работал Зворыкин после ухода из RCA?

Самой своей большой ошибкой он на склоне лет называл изобретение ... телевидения.

- Я создал монстра, способного промыть мозги всему человечеству, - говорил он. - Это чудовище приведёт нашу планету к унифицированному мышлению… Ты оцениваешь действительность по тем, кого ты видишь на экране, кого слушаешь. Иногда ты споришь с ними, возражаешь и даже, кажется, побеждаешь в споре. Но это – только видимость. Главный – тот невидимый, кто нажимает на кнопки. Это он определяет, кого показывать и что говорить для достижения своих целей. Я никогда бы не позволил своим детям даже приближаться к телевизору. Это ужасно, что они там показывают. ... Хотя, конечно, есть в нем детали, которые мне удались особенно хорошо. Лучшая из них – выключатель.

 http://ptiburdukov.ru/pick/116-36.gif  http://www.m-necropol.ru/zvorikin-vk.jpg  http://www.vmestepobedim.org/wp-content/uploads/2012/07/image0042.jpg

http://cs410824.vk.me/v410824780/4399/azCJWu8hzGw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

заочная викторина для 7-классников

страноведческая викторина проводится для учащихся школы. Итоги будут подводиться на неделе активности по предмету....

Викторина по истории физики и техники

Викторина  для  учащихся  9 класса...

Школьная заочная викторина, посвящённая Дню народного единства, 6-11 класс

ПОЛОЖЕНИЕ о школьной заочной викторине по истории «День народного единства» Цель: привлечь внимание ш...

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике)

Заочная викторина по физике (внеклассное мероприятие по физике) ...

Заочная викторина по биологии

Данная викторина может быть использована в рамках предметных недель. Разработана для 7-9 классов. Заочная, так как вопросы в свободном доступе вывешиваются на стенде, у ребят есть неделя, чтобы выполн...

Заочная викторина по физике

Заочная викторина по физике...

Образовательная Интернет-викторина для школьников «История и культура мордовского края»

Образовательная Интернет-викторина  для школьников «История и культура мордовского края»...