урок решения задач на применение законов Ньютона
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Логунова Ольга Николаевна

разработка урока "Решение задач на применение заков Ньютона"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема раздела: Законы движения и взаимодействия тел

Класс 9

Тема и место урока в теме: Решение задач на применение законов Ньютона. (тринадцатый из двадцати пяти)

Цель: Содействовать развитию навыков применения знаний по теме "Законы Ньютона" при решении качественных и количественных задач.

задачи:

личностные; формировать умения:                                                                                                     работать в коллективе, парах;                                                                                                          находить согласованные решения;                                                                                      самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;

метапредметные; формировать умения самостоятельно:                                        планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;                                              ставить цели;                                                                                                                            выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

предметные:                                                                                                                                      научить решать простейшие качественные и количественные задачи по теме «Законы Ньютона»

В процессе работы формируются:

Регулятивные УУД- умение планировать, предвидеть полученный результат, контролировать и оценивать свои действия; умение высказывать свои предположения на основе имеющихся знаний; принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД - использовать приобретенные знания и умения для решения качественных и количественных задач, сопоставления модели с реальной ситуацией.

Коммуникативные УУД - умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других; договариваться о совместной деятельности.

Тип урока обобщения и систематизации знаний;

Дидактические цели урока: систематизация знаний; восполнение пробелов знаниях учащихся; достижение прочности знаний; более глубокое раскрытие узловых вопросов темы;

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

  1. По источнику передачи и восприятия информации.
  • Словесные (беседа)
  • Практические (упражнения)
  1. По логике передачи и восприятия информации.
  • Дедуктивный

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • Индивидуальный опрос
  • Фронтальный опрос

Письменный самоконтроль

Средства обучения:

  • учебник
  • задачник
  • презентация

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют учебные задачи урока;

-работают с текстами задач;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники и задачники по физике, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы

1.1.Оргмомент

1.Приветствует

2.Проверка посещаемости

3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют

2.Готовятся к уроку

беседа

Выполнение практического задания.

Проблемный метод.

1.2.Мотивация учебной деятельности.

 

1.Уточняет тип урока, сообщает тему

2.Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока

1.Воспринимают и записывают тему

2.Участвуют в формулировке целей и задач занятия.

1.3.Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

1.Опрашивает обучающихся

2.Актуализирует знания и опыт по теме (вопросы)

Отвечают на вопросы, выполняют практические задания

2.Закрепление и применение знаний

Организует и управляет деятельностью обучающихся (вопросы)

Выполняют задания

Практические методы

3.Выдача домашнего задания

Комментирует домашнее задание

Обсуждают

3.Заключительный этап

Подведение итогов

1.Подведение итогов, организует рефлексию.

2.Оценивает обучающихся

3.Дает оценку занятию

1.Проводят само и взаимоконтроль

2.Беседуют с преподавателем

Словесные (беседа)

Технологическая карта.

Этап урока

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1

Организационный момент

Цель:

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Слайд  1

приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса       к уроку; организация внимания.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.

Слайд 2,3

Какое движение называется движением по инерции?                    Какие системы отсчета называются инерциальными?     Почему равномерное прямолинейное движение и состояние покоя физически эквивалентны и взаимозаменяемы лишь в ИСО?              Сформулируйте 1-й закон Ньютона.                      Какая физическая величина характеризует отсутствие или наличие внешнего воздействия?                          В каких единицах измеряется сила?         Какая физическая величина является мерой инертности?           Назовите основную единицу измерения массы.  Сформулируйте 2-й закон Ньютона.  

  Почему при воздействии тела на частицу возникает противодействие со стороны частицы? Сформулируйте 3-й закон Ньютона.

А теперь предлагаю заполнить обобщающую таблицу. (см. Приложение 1)

Участвуют в работе по повторению. Работают в парах. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Предметные: использовать знаково-символические средства

3

Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать

 усвоение учениками способов действий

 Слайд 4 -12

Организует выполнение уча-

щимися решение задач

 на новые знания, выявляет

 места и причины затруднений

(см. Приложение 2)

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Предметные: уметь анализи- ровать задачу, устанавливать зависимость ме- жду величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи

8

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Слайд

13

Просит учащихся оценить свою работу на уроке

Оценивают свою работу и эмоциональное состояние. Отвечают на вопросы. Рассказывают, что узнали, что получилось.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности. Коммуникативные: уметь использовать критерии для обоснования своего суждения.

9

Домашнее задание

Слайд 14

Задает домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее: повторить

 § 10,11,12

сборник Лукашика №318,319,321

 

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Физическая система

Модель

Описываемое явление

Суть закона

Формулировка

Математическая запись

Примеры проявления

Границы применимости

Приложение №1        Обобщающая таблица.

Приложение №2

Задания парам: заполнить обобщающую таблицу.

 

Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Третий закон Ньютона

Физическая система

Макроскопическое тело

Макроскопическое тело

Система двух тел

Модель

Материальная точка

Материальная точка

Система двух материальных точек

Описываемое явление

Состояние покоя или равномерного прямолинейного движения

Движение с ускорением

Взаимодействие тел

Суть закона

Существование инерциальной СО

Взаимодействие определяет изменение скорости, т.е. ускорение

Силы действия и противодействия равны по модулю и противоположны по направлению.

Формулировка

Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсировано

Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе

Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению

Математическая запись

Σ F=0

a=F/m

F=-F

Примеры проявления

Движение космического корабля вдали от поверхности Земли.

Движение планет, падение тел; разгон и торможение автомобиля.

Взаимодействие тел:
Солнца и планет; автомобиля по поверхности земли

Границы применимости

ИСО. Макро – и  мегамир. Движение со скоростями, много меньшими  скорости света.

I.Блок задач на использование I закона Ньютона

Вопрос №1.

При ударе камня в стекло оно разлетается вдребезги, а при ударе пули в нём остается

только отверстие. Почему?

Ответ

При ударе тела о стекло, часть стекла, соприкоснувшаяся с телом, начинает движение вместе с ним. Участки стекла, окружающие место контакта, не могут сразу прийти в движение. Если скорость движения тела будет достаточно велика, стекло в области контакта разрушится раньше, чем придут в движение точки, удаленные от этого места, и в стекле образуется небольшое отверстие, в то время как основная площадь стекла не разрушится.

Вопрос №2.

Объясните роль рессор автомобиля. Каким образом они смягчают движение кузова?

Ответ. Когда колесо автомобиля внезапно подскакивает на ухабе, оно воздействует на рессору, которая деформируется и оказывает сравнительно небольшое давление на кузов. Кузов под действием этой силы не может быстро изменить свою вертикальную скорость, поэтому толчок смягчается.

Вопрос № 3

Справедлив ли закон инерции для системы отсчета, связанной с автобусом, который: а)набирая скорость, отходит от остановки; б) тормозит, подъезжая к остановке; в) движется с постоянной скоростью на прямолинейном участке пути; г) движется по криволинейному участку пути.

Ответ: Закон инерции справедлив только для случая в). В этом случае система отсчета, связанная с автобусом, является инерциальной; В остальных случаях система отсчета неинерциальная, так как в ней можно наблюдать неравномерные и криволинейные движения тел, хотя на них не действуют другие тела. Например, при остановке пассажиры наклоняются вперед; на криволинейном участке пути наклоняются в сторону.

II.Блок задач на использование II закона Ньютона

Повторим алгоритм решения задач  на II закон Ньютона.

1) Внимательно прочитайте условие задачи и выясните характер движения.

2) Запишите условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.

З) Сделайте чертеж с указанием всех сил, действующих на тело, вектора ускорения и системы координат.

4) Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторном виде.

5) Запишите основное уравнение динамики (уравнение второго закона Ньютона) в проекциях на оси координат с учетом направления осей координат и векторов.

6) Найдите все величины, входящие в эти уравнения. Подставьте их в уравнения.

7) Решите задачу в общем виде, то есть решите уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины.

8) Проверьте размерность.

9) Получите численный результат и соотнесите его с реальными значениями величин

Задача № 1

Шарик массой 1000 г движется с ускорением 0,5 м/с2. Определите силу, действующую на шарик.

Дано:

m= 1000 г = 1 кг;                                         

  а = 0,5 м/с2

Найти:

F-?

Решение:

1. Шарик под действием силы F движется  равноускоренно.                              

    По второму закону Ньютона: F= mа

2. Вектор ускорения всегда совпадает с направлением вектора действующей силы, поэтому если ось Ох направить по направлению движения (или вдоль направления силы), то проекции векторов силы и ускорения будут положительны и равны их модулям, то есть

Fx= F; аx = а.

Отсюда F= mа, F= [кг м/с2 = Н].

F=1*0,5=0,5Н.

                Ответ: F = 0,5 Н.

 

Задача №2.

 На покоящееся в начальный момент тело массой 0,2 кг действует в течение 5 с сила 1 Н.  Какую скорость приобретет тело и какой путь пройдет оно за указанное время?

Дано:

m=0,2кг

t=5с

F=1Н

Найти: v-? S-?

                              Решение:

Тело движется равноускоренно. Сила сообщает этому телу ускорение, направленное так же, как и сама сила. По второму закону Ньютона можно определить ускорение. Если направить ось Ох вдоль направления силы, то проекции векторов силы и ускорения будут положительны. Тогда в скалярной форме уравнение примет вид.

                           a=F/m        

Скорость тела определим по формуле:

_     _   _

 v= v0+at, т.к.   v0=0, отсюда  v=at.

Путь, пройденный этим телом:

Подставим в формулы для определения скорости и перемещения значение ускорения, получаем:

Ответ: 25м/с, 62,5 м.

  1. Блок задач на использование III закона Ньютона

Вопрос № 1.Почему отталкивание многочисленных людей, животных, автомобилей не вызывает заметных возмущений в движении земного шара? Какое ускорение приобретет земной шар (М = 6*10 24кг), если всё человечество, собравшись вместе, по команде сделает шаг вперёд с ускорением а1 = 1 м/с2.

Ответ.

Применим способ решения задач «Обратный ход»

    для ответа на первый вопрос ответим сначала на второй. Оценим массу всех людей:

Мn =mN =70кг*6000000000=4,21*1011 кг.

Здесь m— масса одного человека, N — количество людей на Земном шаре? для придания такой массе ускорения а1= 1 м/с2 потребуется сила:

F =Мnа1 = mN а1

Согласно третьему закону Ньютона, при любом взаимодействии двух тел они действуют друг на друга с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. Значит, все люди при этом будут действовать на Землю с этой же силой.

Ускорение, которое при этом приобретёт Земля:

а = F/M=4,21*1011 кг :6*10 24кг *1 м/с2=7*10-14 м/с2

Видно, что полученная величина слишком ничтожна, чтобы заметно изменить скорость движения Земли. Поэтому никакие перемещения людей не оказывают существенного влияния на движение Земли.

Вопрос № 2

 Вы отталкиваетесь от Земли с силой F = 50 Н. С какой силой Земля отталкивает вас?

Ответ.

Согласно третьему закону Ньютона, при любом взаимодействии двух тел они действуют друг на друга с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. Значит, если вы действуете на Землю с силой 50Н, то и Земля действует на вас с силой 50Н.

Вопрос № 3

Зачем боксёров делят по весовым категориям?

Ответ:

 При ударе происходит взаимодействие между телом бьющего боксёра и телом боксера, которому наносится удар (если считать, что в этот момент кулак первого боксера жёстко связан с его телом). При этом на боксёров действуют одинаковые силы. Следовательно, боксер, обладающий меньшей массой, имеет большее ускорение. Воздействие удара на человека (например, сотрясение мозга, вызванное нокаутом) тем больше, чем больше приданное ему ускорение. Поэтому боксер, обладающий большим весом имеет заведомое преимущество (его удары наносят больший вред боксеру с меньшим весом).

Вопрос № 4.

 Мог ли Мюнхгаузен вытянуть себя (и лошадь) могучей рукой за косицу из болота?

Ответ:

Согласно третьему закону Ньютона, при любом взаимодействии двух тел они действуют друг на друга с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами.

Поэтому, если Мюнхгаузен действует рукой на волосы с силой F, направленной вверх, то волосы действуют на руку с силой F, направленной вниз, это воздействие передаётся на тело барона и на его голову, которая начинает действовать на волосы со стороны корней с силой F направленной вниз. Суммарная сила, действующая на волосы, остаётся равной нулю и волосы, а вместе с ними и Мюнхгаузен, остаются в покое (если, конечно, барон не вырвет их из головы).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач на применение законов Ньютона

Слайд 2

Первый закон Ньютона Второй закон Ньютона Третий закон Ньютона Физическая система Макроскопическое тело Макроскопическое тело Система двух тел Модель Материальная точка Материальная точка Система двух материальных точек Описываемое явление Состояние покоя или равномерного прямолинейного движения Движение с ускорением Взаимодействие тел Суть закона Существование инерциальной СО Взаимодействие определяет изменение скорости, т.е. ускорение Силы действия и противодействия равны по модулю и противоположны по направлению. Обобщающая таблица

Слайд 3

Формулировка Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие других тел компенсировано Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению Математическая запись Σ F =0 a=F/m F=-F Примеры проявления Движение космического корабля вдали от поверхности Земли. Движение планет, падение тел; разгон и торможение автомобиля Взаимодействие тел: Солнца и планет; автомобиля по поверхности земли Границы применимости ИСО. Макро – и мегамир. Движение со скоростями, много меньшими скорости света.

Слайд 4

При ударе тела о стекло, часть стекла, соприкоснувшаяся с телом, начинает движение вместе с ним. Участки стекла, окружающие место контакта, не могут сразу прийти в движение. Если скорость движения тела будет достаточно велика, стекло в области контакта разрушится раньше, чем придут в движение точки, удаленные от этого места, и в стекле образуется небольшое отверстие, в то время как основная площадь стекла не разрушится . При ударе камня в стекло оно разлетается вдребезги, а при ударе пули в нём остается только отверстие. Почему?

Слайд 5

Объясните роль рессор автомобиля. Каким образом они смягчают движение кузова? Когда колесо автомобиля внезапно подскакивает на ухабе, оно воздействует на рессору, которая деформируется и оказывает сравнительно небольшое давление на кузов. Кузов под действием этой силы не может быстро изменить свою вертикальную скорость, поэтому толчок смягчается.

Слайд 6

Справедлив ли закон инерции для системы отсчета, связанной с автобусом, который: а) набирая скорость, отходит от остановки; б) тормозит, подъезжая к остановке; в) движется с постоянной скоростью на прямолинейном участке пути; г) движется по криволинейному участку пути. Закон инерции справедлив только для случая в). В этом случае система отсчета, связанная с автобусом, является инерциальной; В остальных случаях система отсчета неинерциальная, так как в ней можно наблюдать неравномерные и криволинейные движения тел, хотя на них не действуют другие тела. Например, при остановке пассажиры наклоняются вперед; на криволинейном участке пути наклоняются в сторону.

Слайд 7

Повторим алгоритм решения задач на II закон Ньютона. 1) Внимательно прочитайте условие задачи и выясните характер движения. 2) Запишите условие задачи, выразив все величины в единицах СИ. З) Сделайте чертеж с указанием всех сил, действующих на тело, вектора ускорения и системы координат. 4) Запишите уравнение второго закона Ньютона в векторном виде. 5) Запишите основное уравнение динамики (уравнение второго закона Ньютона) в проекциях на оси координат с учетом направления осей координат и векторов. 6) Найдите все величины, входящие в эти уравнения. Подставьте их в уравнения. 7) Решите задачу в общем виде, то есть решите уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины. 8) Проверьте размерность. 9) Получите численный результат и соотнесите его с реальными значениями величин

Слайд 8

Шарик массой 1000 г движется с ускорением 0,5 м/с 2 . Определите силу, действующую на шарик. Дано: m = 1000 г = 1 кг; а = 0,5 м/с2 Найти: F —? Решение: Шарик под действием силы F движется равноускоренно. По второму закону Ньютона : F= m а Вектор ускорения всегда совпадает с направлением вектора действующей силы, поэтому если ось Ох направить по направлению движения (или вдоль направления силы), то проекции векторов силы и ускорения будут положительны и равны их модулям, то есть F x = F ; а x = а. Отсюда F= m а , F= [кг м/с 2 = Н]. F =1 * 0,5=0,5Н. Ответ: F = 0,5 Н.

Слайд 9

Почему отталкивание многочисленных людей, животных, автомобилей не вызывает заметных возмущений в движении земного шара? Какое ускорение приобретет земной шар (М = 6*10 24 кг), если всё человечество, собравшись вместе, по команде сделает шаг вперёд с ускорением а 1 = 1 м/с 2 ? Применим способ решения задач «Обратный ход» для ответа на первый вопрос ответим сначала на второй. Оценим массу всех людей: М n = mN =70кг*6000000000=4,21*10 11 кг. Здесь m — масса одного человека, N — количество людей на Земном шаре? для придания такой массе ускорения а 1 = 1 м/с 2 потребуется сила: F =М n а 1 = mN а 1 Согласно третьему закону Ньютона, при любом взаимодействии двух тел они действуют друг на друга с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. Значит, все люди при этом будут действовать на Землю с этой же силой. Ускорение, которое при этом приобретёт Земля: а = F / M =4,21*10 11 кг :6*10 24 кг *1 м/с2=7*10 -14 м/с 2 Видно, что полученная величина слишком ничтожна, чтобы заметно изменить скорость движения Земли. Поэтому никакие перемещения людей не оказывают существенного влияния на движение Земли.

Слайд 10

Вы отталкиваетесь от Земли с силой F = 50 Н. С какой силой Земля отталкивает вас? Согласно третьему закону Ньютона, при любом взаимодействии двух тел они действуют друг на друга с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. Значит, если вы действуете на Землю с силой 50Н, то и Земля действует на вас с силой 50Н.

Слайд 11

Зачем боксёров делят по весовым категориям? При ударе происходит взаимодействие между телом бьющего боксёра и телом боксера, которому наносится удар (если считать, что в этот момент кулак первого боксера жёстко связан с его телом). При этом на боксёров действуют одинаковые силы. Следовательно, боксер, обладающий меньшей массой, имеет большее ускорение. Воздействие удара на человека (например, сотрясение мозга, вызванное нокаутом) тем больше, чем больше приданное ему ускорение. Поэтому боксер, обладающий большим весом имеет заведомое преимущество (его удары наносят больший вред боксеру с меньшим весом).

Слайд 12

Мог ли Мюнхгаузен вытянуть себя (и лошадь) могучей рукой за косицу из болота? Согласно третьему закону Ньютона, при любом взаимодействии двух тел они действуют друг на друга с одинаковыми по величине и противоположными по направлению силами. Поэтому, если Мюнхгаузен действует рукой на волосы с силой F , направленной вверх, то волосы действуют на руку с силой F , направленной вниз, это воздействие передаётся на тело барона и на его голову, которая начинает действовать на волосы со стороны корней с силой F направленной вниз. Суммарная сила, действующая на волосы, остаётся равной нулю и волосы, а вместе с ними и Мюнхгаузен, остаются в покое (если, конечно, барон не вырвет их из головы).

Слайд 13

Подведём итоги. Одним предложением, выбирая начало из предложенного списка .

Слайд 14

Домашнее задание Повторить: § 10,11,12 сборник Лукашика №318,319,321


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе на тему " Решение задач на применение законов Ньютона"

Конспект урока по физике на применение законов Ньютона...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Презентация к уроку "Решение задач на применение закона сохранения импульса"

Презентация урока решения задач на применения закона сохранения импульса содежит разноуровненвые качественные и рассчетные задачи, с подробным решением и анимационными чертежами, необходимый теоретиче...

Решение задач на применение законов Ньютона

Интегрирующая цель: после изучения темы ученики должны: понимать и знать:1.      Понятие силы, единицы измерения силы;2.      2-ой закон Ньютона, его ...

Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона

Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....

10 кл - урок по теме «Решение задач на применение законов Ньютона»

Здесь содержиться план урока и презентация....

Методическая разработка по проведению урока физики Тема: «Решение задач на применение законов Ньютона»

      Цель написания  методической разработки: совершенствование методики проведения урока физики по теме «Законы Ньютона» подчеркнуть большое познавательное и м...