Методические рекомендации "Применение ИКТ на уроках физики"
статья по физике на тему

Артюхова Анна Ивановна

Хочется поделиться опытом своего применения ИКТ на уроках физики и рассказать о некоторых плюсах данных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_fiziki-16_god.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях модернизации образования современный учебный процесс не мыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Убеждаемся, что современный урок- это урок , где интересно ученику и учителю.

1) Что же дает применение компьютора в учебном процессе?

  Применение компьюторов позволяет:

--  повысить интелектуальный уровень обучающихся, облегчить решение практическиз задач;

--разрабатывать творческие проекты;

--расширить наглядность обучения;

--оперативно контролировать творческое усвоение обучающимися знаний и умений;

--повысить мотивацию обучения. интерес к физике, к деятельности . связанной с компьютором;

--формировать компетенции учащихся на уроке, это ценно в современных условиях потому , что падает интерес детей к учебе и низок контроль за учебой детей, особенно в сельской школе , со стороны родителей.

--позволяет более глубоко осветить теоретические вопросы, помочь учащимся детально вникнуть в физические процессы и явления,которые не могли бы быть изученными без использования интерактивных моделей.

Например, в любом разделе физики есть главы, трудные для понимания учащимся. Чтобы понять суть физических явлений и процессов нужно обладать ирудированностью, наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят.В этом случае на помощь приходит компьютор.

Имея большой стаж работы по преподаванию физики, радуюсь, что сложнейшие  раздела физики 11 класса «Элементарные частицы», «Физика атомного ядра», «Световые кванты», раздел Астрономия, такие  темы как «Солнце и звезды». «Строение Вселенной», «Единая физическая картина мира» и т. д я могу объяснять с использованием красочных презентаций, просмотр которых просто заражает школьников познать то ,что из устной речи учителя  звучало бы скучно и не так интересно.

Или , изучая тему: «Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц» в 9-ом классе, как можно обойтись без  СД-диска сборника электронных наглядных пособий фирмы «Кирил и Мефодий», где доступно и понятно рассказано, как устроены эти сложнейшие приборы, которых нет вшколе, и как образуются трэки частиц, как  регистрируются частицы.

--использование ИКТ на уроках не только усиливает наглядность изложения материала, делает урок живым и привлекательным, но и  повышает заинтересованность учащихся, красочность компьюторной графики особенно увлекает даже и слабых школьников , позволяет улучшить запоминание изучаемого учебного материала.

Сидя за компьютором, приходится сравнивать лицо, взгляд слабого ученика при твоем устном объяснении и показе материала на экране с использование проектора, лицо различно:  в первом случае оно пассивно, во втором –увлеченно.

  Использование ИКТ, компьюторов  урок физики превращает в постоянный творческий процесс, позволяет осуществлять принципы развивающего обучения ,  реализовывать основную проблему, над которой работает школа.

Есть возможность подать материал  ярко ,наглядно и доступно, оптимизировать учебный процесс.

Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок позволяет учителю организовывать новые виды деятельности учащихся, для ликвидации пробелов  в знаниях.

2)  По каким направлениям я веду применение ИКТ?

Применение ИКТ ведется по направлениям:

--Как известно, физика – наука экспериментальная, ее преподавание

сопровождается демонстрационным экспериментом.

Поэтому компьюторные демонстрации рассматриваются не как замена реального демонстрационного опыта на уроке, а как его дополнение или закрепление.

Например, при изучении последовательного и параллельного соединений проводников в 8-ом и 10-ом классах учащиеся собирают электрические цепи, исследуют распределение сил токов и напряжений в них, оборудование в кабинете позволяет это сделать, но ,когда  в порядке закрепления материала включаешь им красочную презентацию, с формулами в сравнительной картине распределения токов и напряжений материал практически отработан на уроке.

Или , изучая зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости (7 класс), и, показывая опыт с куриным яйцом, опущенным в  воду питьевую и с растворенной в другой воде солью, когда детям включаешь простую картинку лежащего в мертвом море на воде горизантольно и читающего книгу мужчину, они улыбаются и удивлены.

Но имеющееся оборудование кабинета не позволяет показать все опыты и демонстрации, в этом случае компьютор приходит на помощь

-- Мультимедийное сопровождение при объяснении нового материала.

Использую полностью СД-диски сборника электронных наглядных пособий фирмы «Кирил и Мефодий», закреплении,  тестовый контроль знаний, мультимедийное сопровождение уроков-7 класс издательство «Учитель», подготовка  к ЕГЭ издательство «Новая школа».

--  При организации самостоятельных работ.

-- Изучение физики трудно представить без лабораторных работ.

Оснащение кабинета физики не всегда позволяет их выполнить,поэтому использую лабораторные работы 7-11 классы виртуальной физической лаборатории издательство «Дрофа»,

-- Презентации, особенно по сложным темам разделов физики повышают эффективность обучения, облегчают работу учителя, меняют методику преподавания.

3 )Что дает использование ИКТ на уроках физики?

--увеличение объема зрительной информации;

--повышает качество и эффективность образовательного процесса;

--возможность комплексного привлечения учащихся, активизация их  творческого потенциала;

--высвобождает большое количество времени без работы с мелом;

--содержательно проводить внеурочную деятельность по предмету

(Вечера , посвященные дню космонавтики, аварии на Чернобольской АЭС, День энергетика и другие).

--Ресурсы интернет  расширяют возможности поиска необходимой информации к урокам и для внеурочной деятельности.

--Подготовка выпускников к ГИА по физике; 11-классники выполняют КИМ-ы в режиме он-лайн. Скачивают вместе с учителем все необходимые материалы.

Поэтому ежегодно практически 100% выпускников выбирают физику на ЕГЭ и успешно справляются с работами и набранное количество баллов позволяют им поступать  в вузы на бюджетное финансирование.

(  2013 год—Солуковцева Т.; 2014г—Панова К.;2015 год- Смолякова М. .Поваренкин В., Князев А., Котельников Е.)

Компьюторные демонстрации проводятся с помощью проектора.

В дальнейшей работе необходимо расширить использование  интерактивных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления

Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...