Программа кружка "Лего-конструирование"
рабочая программа по физике (5 класс) на тему
Программа кружка "Лего-коструирования" предназначена для ддополнительного образования детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением английского языка № 1362
«Утверждаю» Рекомендовано методическим
советом школы
Директор школы__________ Председатель методического
(Н.С. Соловьева) совета___________________
(Н.Г. Азымова)
Направление: Естественно – научное
ПРОГРАММА
Дополнительного образования детей
«ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Для детей 5-9 классов
Срок реализации 2 года
Автор: учитель физики
Юденко М.Н
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе дополнительного образования детей
«Лего – конструирование»
Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Они быстро обживают любое помещение и пространство, приспосабливая их под свои нужды. Достаточно вспомнить шалаши в кустах, сооружения на деревьях, дома из картонных коробок, снежные крепости и многое другое. Ребенка интересует сам процесс создания некой формы и проектирование изделия, включая множество предметных мелочей. При этом он разыгрывает сцены воображаемой жизни, наслаждается возможностью жить в собственном рукотворном мире.
Художественно-творческая деятельность детей должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны являться выразительность и самостоятельность художественного образа.
Наглядно-образное мышление детей связано с представлением ситуаций и изменений в них. Важнейшей его особенностью является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве оно практически неразличимо с воображением. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Формотворчеству (процессу создания объемной вещи) всегда отводилась особая роль в общеобразовательной школе.
Одной из значимых составляющих развивающей предметной среды детства являются развивающие игрушки. Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию на уроках Лего-конструирования.
Занятия Лего-конструированием дают возможность ребенку проявить многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить в себе те задатки, которые ему даны от природы.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Конструктор предоставляет широкие возможности для знакомства детей с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, а также для изучения энергии, подъемной силы и равновесия.
Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Цель курса:
Овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Основными задачами курса являются:
- развивать творческие способности и логическое мышление детей;
- развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- развивать умения творчески подходить к решению задачи;
- развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут знать:
- правила безопасной работы;
- основные приемы конструирования;
- способы и приемы соединения деталей;
- особенности различных механизмов и конструкций;
- что разные варианты расположения нагрузки, силы и точки опоры позволяют добиться увеличения либо перемещения, либо силы;
- что колеса уменьшают трение;
- применение зубчатых, ременных передач, рычагов и блоков;
- что червячная передача увеличивает крутящий момент;
- что различные передачи можно использовать в одном механизме;
- этапы создания презентаций в PowerPoint.
Учащиеся будут уметь:
- самостоятельно работать с инструкциями к конструктору;
- работать с литературой;
- создавать модели из деталей конструктора по технологическим картам;
- самостоятельно конструировать модели;
- подготовить творческие работы к защите (создавать презентации средствами PowerPoint)
- представлять свои работы на конкурсах.
Способы проверки:
- педагогическое наблюдение;
- анализ творческих работ учащихся;
- самоанализ;
- защита и презентация проектов;
- участие в конкурсах.
Учебно – тематическое планирование
на 1 год
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Конструкции и силы | 14 | 6 | 8 |
3. | Рычаги | 10 | 4 | 6 |
4. | Колеса и оси | 10 | 4 | 6 |
5. | Зубчатые передачи | 12 | 4 | 8 |
6. | Ременные передачи | 10 | 4 | 6 |
7. | Другие механизмы | 11 | 5 | 6 |
8. | Защита и презентация проектов | 2 | ______ | 2 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 | ______ |
Итого: | 72 | 30 | 42 |
Содержание программы
Вводное занятие
На вводном занятии проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при работе с конструктором.
Очень важно правильно организовать первое знакомство с набором. Впоследствии это поможет избежать многих трудностей. Ученикам требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к различным элементам конструктора и к тому, как они состыковываются друг с другом.
На вводном занятии учащиеся смогут:
- познакомиться с составом наборов;
- научиться соединять элементы друг с другом;
- узнавать название деталей;
- научиться аккуратно обращаться с наборами.
Задания
Раздать по одному набору на группу из 2-х учеников. Попросить учащихся:
- построить из деталей набора максимально длинную и достаточно гибкую гусеницу;
- объяснить друг другу, как их гусеница двигается;
- Разобрать гусеницу и убрать все детали на место. Засечь при этом время, чтобы определить, насколько хорошо дети запомнили, куда убирать детали;
- достать из своих наборов названную деталь;
- собрать за 3 минуты какую – либо модель из 10 выбранных элементов;
- объяснить друг другу, что это за модель.
- мини – выставка «Моя первая работа»
Конструкции и силы
На простых примерах учащиеся должны познакомиться с тем, что:
- треугольные формы жесткие;
- прямоугольные формы жесткие;
- для придания большей жесткости прямоугольной форме, ее можно укрепить;
толкающие и тянущие силы действуют на формы по – разному
Практическая работа:
- сделать длинную удочку для рыбалки;
- объяснить друг другу, каким образом соединяются конструктивные элементы;
- сделать треугольную и прямоугольную конструкции;
- проверить их на жесткость и сделать выводы;
- построить мост.
Рычаги
Для ознакомления учеников с реальными конструкциями удобно воспользоваться фотографиями из повседневной жизни. Можно показать изображения детских качелей, тележки, удочки, ножниц и т.д.; посмотреть видеоматериал по теме и обсудить его.
Рычаги:
- для поднятия грузов;
- для перемещения грузов;
- рычажные механизмы;
- музыкальная ударная установка;
- Рычаги, как автомобильные стеклоочистители.
На примере простых моделей учащиеся должны понять, что:
- разные варианты расположения нагрузки, силы и точки опоры позволяют добиться увеличения либо силы, либо перемещений;
- для поднятия груза с наименьшим усилием груз должен быть расположен как можно ближе к опоре, а сила приложена, как можно дальше от опоры.
Практическая работа:
- построить простые качели не менее 10 см. Попробовать их уравновесить и сделать длиннее;
- построить карусель;
- построить ударную музыкальную установку;
- мини – выставка сделанных моделей, защита своих проектов.
Колеса и оси
Ключевые идеи. Колеса и оси могут:
- уменьшать трение;
- накапливать энергию;
- применяться в качестве роликов;
- образовывать наклонную плоскость.
На простых моделях учащиеся должны ознакомиться со следующими закономерностями:
- колеса уменьшают трение;
- чем больше колено изогнутой рукоятки, тем меньше силы требуется, чтобы ее повернуть.
Практическая работа:
- построить самую невероятную машину, которую можно себе представить с возможно большим числом колес;
- дать название своей машине и вкратце рассказать всем, какую полезную работу она выполняет
- построить сухопутную лодку;
- построить любую машину на колесах;
- мини презентация и защита своего проекта.
Зубчатые передачи
Ключевые идеи. Зубчатые передачи могут:
- изменять скорость вращения и вращающий момент;
- менять направления вращения;
- передавать вращающий момент под углом 900.
На простых моделях учащиеся должны познакомиться с основными принципами устройства зубчатых передач.
Практическая работа:
- изготовить механизм с применением зубчатой передачи.
Ременные передачи и блоки
Ключевые идеи. С помощью шкивов можно:
- изменять скорость вращения и вращающий момент;
- изменять направление вращения;
- изменять направление приложенной силы;
- увеличивать силу тяги.
Практическая работа:
- сконструировать и построить механизм, в котором применялось бы как можно больше шкивов и ремней;
- объяснить друг другу принцип его работы;
- выполнить проекты по технологической карте;
- мини презентация и защита проекта.
Другие механизмы
Чтобы учащиеся больше узнали о многообразии механизмов, предлагается просмотр видеоматериала.
Ключевые идеи
- червячная передача увеличивает крутящий момент;
- зубчатая рейка движется прямолинейно и поступательно;
- зубчатую и цепную, ременные передачи можно использовать вместе, в одном механизме.
Учащиеся узнают, что:
- при каждом обороте червяка, червячное колесо смещается на один зуб;
- червяк создает большой крутящий момент;
- червячное колесо не может повернуть червяк;
- зубчатая передача позволяет преобразовывать вращательное движение в поступательное и наоборот.
Практическая работа:
- разработать свой проект;
- собрать его;
- собрать материалы для защиты и презентации своего проекта;
- проведение диспута: чья идея интереснее;
- внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию изготовления модели.
Защита проектов
Каждый ученик проводит защиту своего проекта с использованием созданной ими презентации в PowerPoint. Проводится выставка работ. Лучшие работы отправляются на конкурсы.
Итоговое занятие
Проводятся итоги работы кружка за год:
- что узнали нового и интересного;
- что научились делать своими руками;
- анализ работ участников кружка и самоанализ;
- пожелания на будущий год.
Учебно – тематическое планирование
на 2 год
(2 часа в неделю, всего 72 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Потенциальная энергия | 4 | 1 | 3 |
3. | Кинетическая энергия | 4 | 1 | 3 |
4. | Преобразование механической энергии в электрическую | 5 | 2 | 3 |
5. | Аккумулирование энергии | 9 | 4 | 5 |
6. | Возобновляемые источники энергии | 4 | 3 | 1 |
7. | Основы солнечной энергетики | 10 | 2 | 8 |
8. | Основы ветроэнергетики | 10 | 2 | 8 |
9. | Основы гидроэнергетики | 10 | 2 | 8 |
10. | Системы энергоснабжения | 4 | 1 | 3 |
11. | Дополнительные проекты | 7 | 2 | 5 |
12. | Защита проектов | 2 | 2 | - |
13. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Итого: | 72 | 24 | 48 |
Содержание программы
На занятиях учащиеся знакомятся с различными источниками энергии, способами преобразования и сохранения энергии, а также с соотношением между энергией, работой и мощностью. В основе всех предлагаемых заданий – фундаментальный закон природы, который гласит, что энергия не исчезает и не возникает вновь, только переходит из одного вида в другой.
В дальнейшем учащиеся знакомятся с тремя основными возобновляемыми источниками энергии: солнечной энергией, энергией ветра и энергией потока воды.
Вводное занятие
В начале занятия проводится инструктаж по технике безопасности в кабинете и при работе с конструктором.
Дальше проводится знакомство с набором, чтобы впоследствии не тратилось время на поиски деталей.
На вводном занятии учащиеся смогут:
▪ познакомится с составом наборов;
▪ научится соединять элементы друг с другом;
▪ правильно раскладывать все детали по местам;
▪ познакомится со специальными элементами: Лего – конденсатором, солнечной батарей и мотором;
▪ научится проводить электрические измерения с помощью вольтметра и амперметра.
Практическая работа:
▪ Выньте все содержимое из красных коробок и поместите в каждую из них по два голубых поддона.
▪ используя карточки для сортировки деталей, разложите одинаковые детали в соответствующие ячейки.
▪ Измерьте напряжение на лампе. Для этого надо подсоединить генератор к лампе, как показано на рисунке. Вольтметр подключается параллельно.
▪ Измерьте ток. Подключите амперметр к электрической цепи последовательно.
Потенциальная энергия
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- существуют различные виды энергии;
- энергия может переходить из одного вида в другой;
- для того, чтобы поднять груз необходимо приложить силу и совершить работу;
- при поднятии груза возрастает его потенциальная энергия;
- редуктор – это устройство, увеличивающее силу вращения лебедки.
Практическая работа:
- использовать лебедку для поднятия тяжелых грузов;
- проверить на практике, облегчает ли установленный на лебедке редуктор подъем груза с помощью динамометра.
- записать полученные результаты и обсудить их с остальными.
Кинетическая энергия
В ходе этого занятия учащиеся узнают, что:
- при спуске с наклонной плоскости тело теряет потенциальную энергию и приобретает кинетическую;
- сопротивление воздуха снижает скорость движущегося объекта;
- сила трения снижает скорость автомобиля;
- трение преобразует часть кинетической энергии в тепло.
Практическая работа:
- соберите модель автомобиля и изучите его движение по наклонной плоскости, данные запишите в таблицу;
- проведите несколько опытов, изменяя высоту наклонной плоскости и сопротивление воздуха, данные запишите в таблицу, сделайте выводы.
Преобразования механической энергии в электрическую
Для ознакомления учеников с этой темой проводится просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного.
В ходе этих занятий учащиеся:
- увидят, как энергия генерируется при вращении оси мотора;
- познакомятся с работой динамо-машины (генератора);
- узнают, что система генератор – мотор, как и все другие, не является 100% эффективной.
Практическая работа:
- подключите генератор к мотору, понаблюдайте его в действие;
- подключите к системе лампочку;
- предложите метод исследования эффективности системы генератор – мотор
Аккумулирование энергии
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- аккумуляторы энергии иногда называют накопителями;
- потенциальная энергия растянутой резиновой ленты носит название энергии деформации;
- процедура определения точности измерительного устройства называется калибровкой;
- для аккумулирования электрической энергии можно использовать маховик;
- трение заметно снижает величину запасенной кинетической энергии;
- конденсатор может накапливать электрическую энергию;
- энергию можно запасти в каком – либо накопителе и затем использовать по мере необходимости.
Практическая работа:
- сконструируйте и изготовьте модель катапульты с резиновой лентой, чтобы с ее помощью запустить автомобиль по испытательной дорожке;
- разработайте и изготовьте шкалу с отметками положения рычага натяжения резиновой ленты, соответствующими продвижению автомобиля до середины дорожки, до четверти ее длины, трех четвертей и т.д.;
- подготовить презентацию результатов выполненной работы всей группе;
- соберите маховик и установите его на автомобиль;
- сделайте вывод, за счет чего происходит потеря энергии;
- соедините конденсатор с генератором, используйте генератор для зарядки конденсатора;
- исследуйте зависимость расстояния, пройденного автомобилем, от числа оборотов генератора, используемого для зарядки конденсатора.
- Измерьте эффективность преобразования энергии в системе конденсатор – мотор.
Возобновляемые источники энергии
На занятии необходимо обсудить следующие вопросы с учащимися:
- К невозобновляемым источникам энергии относятся ископаемые виды топлива, включая нефть, уголь, газ;
- разведанных запасов угля человечеству хватит на 300 лет , а нефти и газа лет на 40;
- к возобновляемым источникам энергии относятся солнце, ветер и поток воды.
Практические задания:
- выявить различия в использовании возобновляемой энергии солнца, ветра и воды в прошлом и настоящем;
- какие могут быть ограничения при использовании этих источников энергии.
Основы солнечной энергетики
В ходе занятия учащиеся узнают, что:
- солнечная батарея преобразует солнечную энергию в электрическую;
- количество выработанной электроэнергии зависит от яркости света и освещенной площади солнечной батареи;
- электрическую энергию, выработанную солнечной батарей, можно запасать с помощью электрического конденсатора;
- конденсатор не содержит химических веществ и запасает меньше энергии по сравнению с электрической батареей.
Практическая работа:
- собрать модель, в которой солнечная батарея приводит в действие мотор для подъема груза;
- рассчитать величину произведенной работы;
- измерить мощность солнечной Лего – батареи;
- собрать модель электромобиля солнечной батареей;
- убедится, что чем больше мощность мотора на солнечной батарее, тем больший наклон сумеет преодолеть автомобиль;
- проверить, сможет ли солнечная батарея выработать достаточно электроэнергии, чтобы полностью зарядить конденсатор;
- сконструировать и собрать станок для обработки ювелирных камней, приводимый энергией солнца.
Основы ветроэнергетики
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- на скорость вращения крыльев влияют сила ветра, его направление, размер и форма крыльев;
- тормозящее усилие ветродвигателя можно измерить, подвешивая на крюк лебедки дополнительные разновесы до тех пор, пока она не сможет поднять их;
- энергию можно аккумулировать с помощью резиновой ленты. Это потенциальная энергия;
- энергия высвобождается, когда лента приобретает исходную форму;
- чем быстрее устройство отдает энергию, тем оно мощнее
Практическая работа:
- соберите модель ветродвигателя, рассчитайте скорость его вращения;
- использовать накопитель с резиновой лентой для аккумулирования энергии ветра;
- рассчитать величину работы ветродвигателя и его мощность, используя ветродвигатель для поднятия грузов;
- получить электричество с помощью ветрогенератора;
- проверить, можно ли с помощью ветродвигателя зарядить конденсатор;
- разработать конструкцию и собрать модель мельницы для размола зерна, приводимую в движение энергией ветра;
- мини – выставка работ
Основы гидроэнергетики
В ходе занятий учащиеся узнают, что:
- скорость вращения водяного колеса зависит от расхода воды и формы черпаков для захвата воды;
Практическая работа:
- собрать модель водяного колеса;
- используйте модель водяного колеса для преобразования энергии потока воды;
- используйте накопитель с резиновой лентой для запасания энергии водяного потока;
- используйте накопитель для запуска модели автомобиля;
- используйте водяное колесо для поднятия грузов;
- рассчитайте мощность водяного колеса;
- проверьте, можно ли с помощью водяного колеса получить электричество;
- посмотрите, как с помощью водяного колеса можно зарядить конденсатор;
- используйте запасенную энергию для передвижения автомобиля;
- сконструируйте и соберите механизм, приводимый в движение потоком воды, для превращения древесной массы, растительных отходов и ветоши в бумажную массу (пульпу)
Системы энергоснабжения
В ходе выполнения заданий учащиеся смогут убедиться, что:
- увеличение количества энергопотребителей требует повышения числа оборотов генератора;
- система не может выдать энергии больше, чем получила сама;
- дополнительный генератор помогает удовлетворить повышение спроса на электроэнергию;
- система, объединяющая источники и потребители энергии и называемая энергосетью, служит для распределения электрической энергии.
Практическая работа:
- создать единую энергосистему;
- создать модель энергосистемы, включающую устройства для аккумулирования эенргии.
Дополнительные проекты
- Учащиеся самостоятельно разрабатывают конструкции для исследования резиновых лент;
- рассчитывают затраты энергии на освещение; подъём груза;
- изучают движение вверх по наклонной плоскости; измеряют и рассчитывают скорость подъёма и мощность мотора
Защита проектов
Каждый ученик проводит защиту своего проекта с использованием созданной ими презентации в PowerPoint. Проводится выставка работ. Лучшие работы выставляются на конкурсы.
Результаты участия в конкурсах, анализ работы за год, самоанализ выполненных работ проводится на итоговом занятии.
Методическое обеспечение:
▪ Важен дифференцированный подход к каждому ученику, т.к. возраст занимающихся ребят – переходный (подростковый) и важно уметь найти контакт с каждым, учитывая особенности характера ребенка, его желания и интересы.
▪ При изготовлении модели учитываются индивидуальные способности каждого учащегося. Одно и тоже задание выполняется всеми учащимися за различное время. Учащихся не следует ни подгонять, ни останавливать: очень важно индивидуально подойти к каждому ребенку.
▪ Экспериментальный этап характеризуется тем, что подросток, создав собственную модель, проводит ее испытания, фиксирует результат, анализирует его, и на основе этого анализа – корректирует технические возможности модели.
▪ В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти и изучить информацию по выбранной теме:
- Выяснение технической задачи.
- Определение путей решения технической задачи.
▪ Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ, участии в конкурсах.
Список литературы:
- Литвиенко В.М., Аксенов М.В. «Лего – мастер» - СПб.: Кристалл,1999г.
- LEGO. – М.: изд. ООО «Лего»
- Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» - М.: Аркти, 2003 г.
- Трактуев О., Трактуева С., Кузнецов В. «eLAB: Методическое учебное пособие для учителя» - М.: ИНТ, 2002 г.
- Чехлова А.В., Якушкин Л.А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий» - М.: ИНТ, 2002 г.
- Авторская программа педагогов дополнительного образования ВАО г.Москвы «Ключ к успеху» № 10, М.: 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...