Рабочая программа 7 класс к учебнику Пурышевой
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа по физике для основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, примерной программы основного общего образования, авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской.

Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_purysheva.doc274.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_7_kl_purysheva_2015.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Элементы дополните -льного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1/1

ВВЕДЕНИЕ (6 Ч)

Что изучают физика и астрономия

1

ИНМ

Что и как изучают физика   и   астрономия.      Физические явления. Наблюдение   и  описание физических явлений. Гипотеза

Знать: смысл понятия «физическое явление».

Уметь: классифицировать физические явления, приводить примеры различных видов явлений

Беседа.

Л.   (сборник задач Лукашика В.И.) №5,6, 12

§1,2, задание 1

2/2

Физические величины. Измерение физических величин

1

К

Физические  величины.       Единицы величин.    Международная система единиц  (СИ).  Физические приборы

Знать: определение физической величины, основные единицы СИ.

Уметь: приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов: определять цену деления, пределы измерения, показания

Л. .№ 15, 31

§3, 4

задание 2

3/3

Точность измерений.

1

К

Понятие о точности       измерений. Абсолютная     погрешность.

Знать: смысл понятия «точность измерения, погрешность».

Тест.

Л. № 36

Уменьше-ние погре-шности измерений

§5,

задание 3 (3),

задание 4

4/4

Лабораторная работа № 1

«Измерение длины, объема и температуры тела»

1

Л/р

Запись результата прямого    измерения    с учетом    абсолютной погрешности

Уметь: измерять длину при помощи линейки,  объем жидкости в сосуде   при    помощи    мензурки, температуру   тела   18.09при   помощи термометра;  записывать  результат измерений с учетом погрешности;   записывать   результат   в виде  таблицы,  делать  вывод  о проделанной работе и анализировать полученные результаты

Л. .№  24

Относительная погрешность

задание 3 (4,5)        

5/5

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел» Лабораторная работа № 3

 «Измерение времени».

1

Л/р

Измерение малых величин

Уметь:      проводить  измерения размеров   малых   тел способом рядов; записывать результат измерений  с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать результаты.

Тест. Вопросы к

§6

Физический экспери-мент и физическая теория

задание 5,6

6/6

Связи между физическими величинами Физика и техника. Физика и окружающий нас мир

1

К

Роль   математики в развитии физики Физика и техника. Физика и развитие представлений    о материальном мире

Знать:   смысл   понятий   закон, теория.

Уметь:  осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников

Вопросы §7,8

Структурные уровни материи: микромир, макромир,  мегамир

§6-8

7/1

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 Ч)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

1

ИНМ

Механическое движение    и   его виды.        Относительность     механического   движения.    

Знать:   определения   механического движения, траектории, пути; единицы измерения пути, времени; смысл  понятия  «относительность движения». Уметь: приводить примеры относительности   движения,   траектории в разных системах отсчета

Л.   №  95, 98

Система отсчета

§9-10, задание 7 (1-3)

8/2

Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость равномерного движения.

1

К

Прямолинейное равномерное движение    (ПРД). Скорость    прямо- линейного   равномерного движения

Знать: определения ПРД, скорости, единицы измерения скорости. Уметь: приводить примеры ПРД, уметь описывать РД, производить  перевод    единиц,    рассчитывать скорость,    сравнивать    скорости движения различных тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости РД от времени

Л. № 117, 121, 147

§11-12,

задание 7 (4)

9/3

Решение задач.

1

К

Уметь:   рассчитывать   пройденный   путь,   время   движения,   по графику определять путь за конкретное время, сравнивать скорости тел; строить графики зависимости пути от времени движения, скорости РД от времени

Л. №128, 130

§12повт

задание 8 (1,2,4,6)

10/4

Неравномерное движение. Средняя скорость

1

К

Неравномерное прямолинейное движение.    Средняя скорость

Знать:    определение    неравномерного движения, средней скорости.

Уметь: приводить примеры НРД, находить среднюю скорость движения

Л. № 134, 135

Мгновенная скорость

§13, задание 9

11/5

Равноускоренное

движение.

Ускорение

1

К

Равноускоренное движение.     Ускорение

Знать: определение ПРУД, ускорения; физический смысл единиц измерения ускорения. Уметь:      приводить      примеры ПРУД, находить ускорение

Проверочная работа.

Л. № 158, 156

§14, задание 10 (3,4)

12/6

Лабораторная работа № 4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.

1

Л/р

Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути от времени.

Уметь:  измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат измерений с учетом погрешности; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о  проделанной  работе  и анализировать    полученные    результаты

Вопросы к §12

Методы измерения расстояния, времени, скорости

Задание 8 (3,5)

13/7

Решение задач.

1

К

Равномерное и неравномерное движение

Уметь:  находить  скорость  при ПРУД

Л. № 159

Путь, пройденный телом при равноускоренном движении

Задание №8 (2.4), №10 (1,2)

 

14/8

Инерция.

1

ИНМ

Взаимодействие тел.         Инерция.

Знать:    определение    инерции, инертности,  массы,  способы определения массы. Уметь: описывать явление инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия   тел,   сравнивать массы   по   взаимодействию   тел, производить перевод единиц массы

Проверочная работа.

Л. № 195, 210,222

§15,

задание 11 (1.2)

15/9

Масса

1

К

Масса тела

Уметь: приводить примеры тел различной массы, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе

Вопросы к §16

§16

16/10

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 Ч)

Измерение массы. Лабораторная работа № 5

«Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Л/р

Измерение массы, плотности

Уметь: измерять массу тела с помощью весов, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе

Л. №256, 258, 259

§17

17/11

Плотность вещества

1

ИНМ

Плотность

Знать:  определение   плотности, смысл плотности, единицы измерения     плотности.

Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности    различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, пользо-ваться таблицами плотностей

Л. №260, 262

§18, задание 12 (1-4)

18/12

Лабораторная работа № 6

«Измерение плотности вещества твердого тела»

1

ППЗ

Измерение   объема,   массы,   плотности

Уметь: находить плотность тел с помощью весов и мензурки, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе  и  резуль-татах  с учетом погрешности.

Л. №234, 235, 268

Р.Т. №106,107

19/13

Решение задач.

1

КЗ

Объем, масса, плотность тела.

Уметь: анализировать формулу , т.е. зависимость V(p) при

m=const и m(р) при V=const; решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотность

Тест.

Р.Т. 89,90,95,102 (а,в)

20/14

Контрольная работа №1

Урок конт-роля

Объем, масса, плотность тела. Движение тел.

Уметь: применять полученные знания на практике; решать задачи используя изученные формулы.

К/р

Р.Т. №105

21/15

Сила. Измерение силы.

1

ИНМ

Сила.     Графическое изображение сил. Силы в природе:  сила тяжести,  сила  упругости, сила трения. Измерение cил. Динамометр

Знать:   определение силы, признаки   действия   силы,   единицы измерения силы, виды сил. Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически

Вопросы к §19,20

§19,20

задание 13 (2,3,5)

22/16

Международная система единиц. Сложение сил.

1

К

Международная  система единиц. Сложение       сил, направленных   по одной прямой

Знать: определение равнодействующей.

Уметь: находить    равнодействующую сил, изображать графически

Вопросы к §21,22

§21, 22

задание 14 (1-3)

23/17

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 Ч)

Сила упругости

1

К

Сила     упругости. Закон Гука

Знать; определение силы упругости.

Уметь:    формулировать    закон Гука,  рассчитывать силу упругости, изображать графически

Л. №328, 350

§23,

задание 15 (1,3,4)

24/18

Сила тяжести

1

К

Сила        тяжести. Центр тяжести

Знать: определение силы тяжести.

Уметь: рассчитывать силу тяжести,  изображать ее графически, сравнивать силу тяжести, действующую на различные тела

Л. №309, 311,336

§24,

задание 16

25/19

Решение задач. Закон всемирного тяготения.

1

К

Закон всемирного тяготения

Уметь: описывать явление всемирного тяготения

Л. №285, 291,293

Закон всемирного тяготения

§25, задание 17 (1-4)

26/20

Вес тела.

Невесомость

1

К

Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и массой.

Знать: определение веса тела. Уметь: описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически

Л. №334, 346

§26, задание 18

27/21

Лабораторная работа № 7

«Градуировка динамометра и измерение сил». Решение задач.

1

Л/р

Градуировка динамометра и измерение сил

Знать:   устройство   и   принцип действия динамометра. Уметь:   измерять  силу  тяжести, силу упругости и вес с помощью динамометра, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения

Л/р

Р.Т.№ 143,144, 146

28/22

Давление.

1

К

Давление

Знать: определение давления, единицы    измерения давления, причину давления твердых тел, способы уменьшения и увеличения давления.

Уметь:   приводить   примеры,   в которых  тела  оказывают давление,     сравнивать     оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел, зная силу давления и площадь поверхности.

Тест.

Л. № 438, 447, 452, 455

§27, задание 19 (2,4,5)

29/23

Сила трения.

1

К

Сила трения. Виды сил трения

Знать:  определение  силы  трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения трения.

Уметь: приводить примеры действия силы трения,

Л. № 400, 411,428

§28,

задание 20 (2,4,6)

30/24

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 Ч)

Лабораторная работа № 8

«Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала.

1

К

Примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике

Уметь: определять коэффициент трения  скольжения  при  помощи динамометра, строить график зависимости силы трения от силы нормального давления

Вопросы к §28

Р.Т.№ 158,167,171

31/25

Контрольная работа №2 (промежуточный контроль)

1

Урок конт-роля

Материал І полугодия

Уметь: применять полученные знания на практике; решать задачи используя изученные формулы.

К/р

32/26

Механическая работа.

1

К

Механическая работа

Знать:     определение     работы, единицы измерения. Уметь:   приводить   примеры   совершения силой работы, рассчитывать работу по формуле А = F·s

Л. № 661, 667, 663

§29 задание 21 (3,4)

33/27

Мощность

1

К

Мощность

Знать:   определение   мощности, единицы измерения.

Уметь:  приводить  примеры  совершения   работы   с   различной мощностью,   рассчитывать   мощность по формуле  

Л. № 698, 699, 706, 714

§30 задание 22 (2-4)

34/28

Решение задач.

1

К

Механическая работа. Мощность.

Уметь: рассчитывать  механическую работу и  мощность по формулам  А = F·s; 

Решение задач

Р.Т.№176179,188

35/29

Простые механизмы.

1

К

Простые   механизмы. Условие  равновесия рычага

Знать: простые механизмы,  их виды,   назначение.  

Проверочная работа.

Л. № 728,

744,734

§31

36/30

Правило равновесия рычага

1

К

«Золотое     правило»        механики.

Знать: Иметь   представление о моменте силы.

Уметь: решать задачи на условие равновесия рычага

§32, задание 23(1,2,3,5)

37/31

Лабораторная работа № 9

 «Изучение условия равновесия рычага»

1

К

Применение   простых механизмов

Уметь: проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага; записывать результаты в виде  таблицы,  делать  вывод  о проделанной работе с учетом погрешности.

Л/р

Р.Т.№194 195,199

38/32

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (38 Ч)

Блок. «Золотое правило» механики

1

К

Блок. Подвижный и неподвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. Золотое правило механики

Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком.

Уметь: формулировать «золотое правило» механики

Л. №758, 773

§33, задание 24 (1-4)

39/33

Коэффициент полезного действия

1

ИНМ

Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия.

Знать: определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.

Уметь: рассчитывать КПД рычага, блока, наклонной плоскости

Л. №789, 798

§34 задание 25 (1,2,5)

40/34

Лабораторная работа № 10

«Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

1      

К

Коэффициент полезного действия наклонной плоскости

Уметь:    собирать установку по описанию; проводить эксперимент по   определению КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; записывать   результаты   в   виде таблицы, делать вывод о проделанной  работе.

Л/р

Повторить §31-34

Р.Т. №205, 206,209

41/35

Энергия.  Кинетическая и потенциальная энергия.

1

ИНМ

Понятие энергии. Единица энергии.

Кинетическая и потенциальная энергии.

Знать:   определение   механической   энергии,   потенциальной   и кинетической энергии.

Уметь:   вычислять   потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной или кинетической энергией, сравнивать энергии тел

Проверочная работа.

Л. № 803, 809, 807, 813

§35,36

Задание 26 (3-5)

42/36

Закон сохранения энергии в механике

1

ИНМ

Закон  сохранения механической энергии.    Энергия рек и ветра

Знать: закон сохранения  механической энергии. Уметь:  описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии

Тест.

Л. №824

§     37

Задание 27

43/37

Повторение и обобщение темы. Подготовка к контрольной работе

1

К

Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления»

Уметь применять полученные знания на практике.

Фронтальный опрос

Итоги гл. 1

Р.Т.№212, 218

44/38

Контрольная работа №3

1

Материалы темы «Механические явления»

Уметь: применять полученные знания на практике; решать задачи используя изученные формулы.

К/р

45/1

ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

(7 Ч)

Колебательное движение. Период колебаний маятника.

1

ИНМ

Механические   колебания и их характеристики:  амплитуда,    период, частота колебаний

Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры   колебательного  движения, единицы измерения

Уметь: определять период, частоту колебаний

Л. №850, 858

Математический маятник. Период колебаний    математического и пружинного   маятников

§38,39

Задание 28 (1,2)

46/2

Звук. Источник звука.

1

ИНМ

Источники    звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.

Уметь анализировать устройство голосового аппарата человека; работать с информацией при подготовке сообщения

Тест.    

Л. № 903, 902

§40

47/3

Волновое движение. Длина волны.

1

К

Механические волны.         Длина волны.    Звуковые волны

Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину,  частоту,  период и связь между ними

Фронтальный опрос

§41,42

Задание 31

48/4

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

1

К

Скорость      звука.

Уметь:   определять длину, скорость, частоту, период волны

Л. № 905

§43,44

Задание 32

49/5

Громкость и высота звука. Отражение звука.

1

ИНМ

Громкость    звука. Высота тона.  Отражение       звука. Эхо

Знать:   характеристики   звука   -громкость, высота; свойства звука - распространение  в различных средах, отражение, поглощение

Проверочная работа.

Л. № 898, 908, 900

Тембр

§45,46

Задание 34

50/6

Повторение и обобщение темы.

1

К

Повторение и обобщение знаний по изученной теме «звуковые явления»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Тест.

Итоги гл. 2 Р.Т.№226, 239,245, 254,259

51/7

Контрольная работа №4

КЗ

Основные понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Звуковые явления»

Уметь применять полученные знания при решении задач

К/р

52/1

Источники света.

1

ИНМ

Источники   света. Источники отраженного света. Лампа накаливания.

Знать: источники света, их виды

Л.№     1484, 1487, 1497, 1502

§ 47,

Задание 35

53/2

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (17 Ч)

Распространение света Лабораторная работа № 11

«Наблюдение прямолинейного распространения света»

1

К

Световые пучки и световые      лучи. Закон      прямолинейного     распространения света.

Знать: закон прямолинейного распространения света

Л. № 1507

Лунные затмения

§ 48

Задание 36

54/3

Световой пучок и световой луч. Тень и полутень.

1

К

Образование тени и  полутени.   Солнечные затмения. Перископ

Знать:   определение   светового луча и светового пучка. Уметь:   объяснять   образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения

Фронтальный опрос

Строить изображение предмета в плоском зеркале

§49,50

Задание  38 (1-4)

55/4

Отражение света Лабораторная работа № 13

«Изучение явления отражения света»

1

Л/р

Отражение света. Закон    отражения света Преломление света

Знать: закон отражения света. Уметь: описывать явление отражения света, строить отраженные лучи

Л.№ 1524,

1536,1537

Зеркальное и     диффузное отражение

§51, Задание 39

56/5

Изображение предмета в плоском зеркале

1

К

Построение    изображения предмета в плоском зеркале

Уметь:    строить    изображение точки в плоском зеркале

Л.

№ 1549, 1550

Многократное отражение

§52, Задание  40(3,4,6)

57/6

Преломление света.

1

К

Преломление света. Оптическая плотность среды..

Знать: закон преломления света.

Уметь: описывать явление преломления света, строить преломленные лучи; исследовать закономерности, которым подчиняется явление преломления света.

 

Л.№ 1563, 1578,1568, 1581

Строить изображение точки    в рассеивающей линзе

№54 задание 42 (1-3)

58/7

Лабораторная работа №14 «Изучение явления преломления света»

Л/р

Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную

Уметь: наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности; сравнивать, обобщать и делать выводы, представлять результаты измерений.

Л/р

Р.Т.№278283,296, 297

59/8

Полное внутреннее отражение

1

ИНМ

Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах.

Уметь описывать явление полного внутреннего отражения; применять физические законы к построению хода лучей  в оптических стеклах.

Фронтальный опрос

§55 задание 43 (2,3)

60/9

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (17 Ч)

Линза. Ход лучей в линзах.

1

К

Линзы.    Фокусное расстояние линзы. Оптическая    сила линзы. Построение    изображений,   даваемых линзой

Знать: определение линзы, виды линз,  оптические характеристики линзы, формулу линзы.

Уметь: строить   изображение точки в собирающей линзе. пользоваться  формулой

линзы для решения задач.

Тест. Вопросы к §60

§57, задание 44

61/10

Лабораторная работа № 15

«Изучение изображения, даваемого линзой».

1

К

Увеличение линзы

Уметь: собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы; объяснять полученные результаты, измерять фокусное расстояние собирающей линзы,  вычислять оптическую силу

Л.

№     1612, 1614

Формула линзы

Р.Т.№310312,314

62/11

Повторение материала. Решение задач.

1

ИНМ

Закон отражения света. Закон преломления света. Ход лучей в линзах.

Уметь применять физические законы к построению хода лучей.

Тест.

Вогнутое зеркало*.

Повторить §51-57

63/12

Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Самостоятельная работа по теме «Световые явления» (20 мин)

1

К

Оптические    приборы:   проекционный аппарат, фотоаппарат.    

 

Уметь: анализировать устройство и оптическую систему проекционного аппарата и фотоаппарата; строить ход лучей.

Самостояте-льная работа

§59, задание 47

64/13

Глаз как оптическая система. Очки, лупа.

1

К

Глаз как       оптическая система.         Нормальное    зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа

Уметь: решать задачи по теме Знать: разновидности оптических приборов

Вопросы к §  60,   61

Строить изо-бражения, получаемые в оптических приборах

§60,61  задание 48

65/14

Разложение белого света в спектр. Цвета тел.

1

ИНМ

Спектр белого света. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цве-тов. Дополнительные цвета. Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета..

Уметь: исследовать состав белого света, последовательность цветов в спектре белого света, сложение спектральных цветов, экспериментально исследовать смешивание красок; насыщенность цвета.

Решение качествен-ных задач

Иметь представление о сложной структуре света

§ 62-64

задание 51

66/15

Обобщение темы «Световые явления». Подготовка к итоговой контрольной работе

1

К

Обобщение темы «Световые явления».

Уметь систематизировать и применять полученные знания на практике

Фронтальный опрос

67/16

Контрольная работа № 5 ()Итоговая контрольная работа)

1

КЗ

Материал 7 класса

Уметь применять полученные знания при решении задач

К/р

68/17

Резерв



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике, примерной программы основного общего образования, авторской программы Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской.

Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
         Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника
научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для образовательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 7 классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2х учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форма организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Стандарт основного общего образования по физике

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

  • Примерная программа основного общего образования (сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 - 11 кл. – М. :Дрофа, 2008);
  • Закон РФ «Об образовании» №273 – ФЗ в последней редакции 2015 г.;
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. (приказ Министерства образования от 09. 03. 2004 №1312)
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 - 2016 учебный год;
  • Программа основного общего образования по физике 7 - 9 класс. Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е Важеевская (сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.  7 - 11 кл. – М. :Дрофа, 2010).

Учебно - методические комплекты:

  • 1. Учебник. Физика, 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, М. : Дрофа, 2014.
  • 2. Рабочая тетрадь. Физика, 7 класс / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, М. : Дрофа, 2015.
  • 3. Тематическое и поурочное планирование. Физика, 7 класс: метод. пособие для учителя/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, М. : Дрофа, 2009.

Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует государственному образовательному стандарту физического образования в основной школе 2004 года (стандарту 1 поколения).

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующие варианты организации процесса обучения: в 7-х классах предполагается обучение в объеме 68 часов по учебнику Физика, 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, М. : Дрофа, 2014.

     Количество часов, выделенных на изучение основных тем курса, распределилось следующим образом:

  1. Введение – 6 ч.
  2. Механические явления –38 ч.
  3. Звуковые явления  – 7 ч.
  4. Световые явления –17 ч.

             ИТОГО: 68 часов

   Количество часов, выделенных для проведения контрольных и лабораторных работ

№ п/п

Вид работы.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Контрольные работы

-

2

2

1

2

Лабораторные работы

6

2

3

4

ИТОГО

6

4

5

5

      Изучение физики на данном этапе физического образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся знаний основ физики: экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий (механики, молекулярно - кинетической, электродинамики, квантовой физики); подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике — теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента;

- формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений; формирование научного мировоззрения: представлений о материи, ее видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно - следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества: влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;

- развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения;

- формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике

     В результате изучения физики в 7 классе на базовом уровне ученик должен знать/ понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физическое тело, работа, диффузия, линза, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, момент силы, энергия, КПД, давление, атом.,
  • смысл физических величин: механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, кинетическая и потенциальная энергии,  мощность, давление, сила, вес тела, масса, плотность;
  • смысл физических законов сохранения энергии, закон Архимеда, закон равновесия рычага закон Паскаля;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

     уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; передача давления жидкостям и газам, плавание тел, явление инерции;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, выявлять на основе графиков эмпирические зависимости пути от времени, скорости от времени, относительность движения (смена времен года, смена день-ночь), приводят примеры использования условий плавания тел в природе и технике, приводят примеры использования рычагов в технике, природе, быту; примеры по  применению “золотого” правила механики, переход из одного вида энергии в другой;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио -и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.Н.Верещагина К.А. Бондаренко Н.И.Максименко Английский язык. Рабочие программы .Предметная линия учебников И.Н.Верещагиной II-IV классы

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка .рабочая программа разрабатывалась на основе требований ФГОС  к результатам освоения основной ...

Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы.

Рабочие программы к комплекту учебников созданных под руководством В. В. Пасечника. 6,7,8,9,10,11 классы....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни" 5—9 классы.» - М.: Просвещение , 2011.),

Рабочая  программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Л...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...