Рабочая программа по физике в 8 классе
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Леонтьев Виктор Александрович

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. и  зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г. За основу составления рабочей программы взята Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika-8_kl.2015-2016.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Предмет:  физика

Класс: 8

Уровень: базовый

Всего часов на изучение программы: 68 часов

Количество часов в неделю: 2

Учитель: Леонтьев В.А.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012г. и  зарегистрирован в Минюсте России «07» июня 2012г. За основу составления рабочей программы взята Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник.

Цели изучения физики в школе:

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания  об окружающем мире. В 7-8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять  физические величины, проводить физический эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

Целями изучения физики  в школе являются:

  • на ценностном уровне:

формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, личностную значимость физического знания независимо от его профессиональной деятельности, а также  ценность: научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • на метапредметном уровне:

овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (включая и организацию этого процесса), к эффективному  решению различного рода жизненных задач;  

  • на предметном уровне:

овладение учащимися системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни; освоение основных физических теорий, позволяющих описать явления в природе, и пределов применимости этих теорий для решения современных и перспективных технологических задач;

формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в структуре естественнонаучного знания и культуры в целом, в создании современной научной картины мира;

формирование умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания; понимание структурно-генетических оснований дисциплины.

Место дисциплины в учебном плане

Базисный учебный план на этапе основного общего образования выделяет 210 ч. для обязательного изучения курса «Физика».

Требования к результатам освоения дисциплины

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции; 

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • знать и понимать смысл физических понятий, физических величин и физических законов;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений;
  • решать задачи на применение физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации в предметной области «Физика»;
  • использовать физические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

ТЕМА УРОКА

ДЕМОНСТРАЦИИ

ФОРМА КОНТРОЛЯ

Дата проведения

ГЛ.Ι

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(11ч)

1/1

Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления.

Изменение внутренней энергии при теплопередаче.

Теплопроводность различных тел.

Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.

Наблюдение конвекции в жилом помещении.

Испарение различных жидкостей.

Телефильм: Применение теплопроводности.

Термос.

Охлаждение жидкостей при испарении.

Постоянство температуры кипения.    Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Кристаллы. Модель кристаллической решетки.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Видеофильм: «Изменение агрегатных состояний вещества»

Модель ДВС.

Устройство и действие четырехтактного ДВС.

Действующая модель паровой машины.

Слайды и видеофрагменты:

  • Тепловые двигатели 
  • Парниковый эффект.

Беседа

2/2

Внутренняя энергия и способы её изменения.

Фронтальный опрос, тест

3/3

Виды теплопередачи.

Фронтальный опрос, тест

4/4

Сравнение видов теплопередачи.

Фронтальный опрос, тест

5/5

Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.

Тест

6/6

Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении).

Решение задач

7/7

Самостоятельная работа №1 «Удельная теплоёмкость».

Самостоятельная работа, решение задач

8/8

Л/р № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Лабораторная работа

9/9

Л/Р № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».

Лабораторная работа

10/10

Энергия топлива. Закон сохранения энергии.

Фронтальный опрос, тест

20/9

Решение задач «Энергия топлива».

Решение задач

11/11

К/Р № 1 «Теплопередача. Количество теплоты»

Контрольная работа

ГЛ.ΙΙ

ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА(13ч)

12/1

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание крист. тел. График плавления.

Анализ ошибок К/р

13/2

Удельная теплота плавления.

Решение задач

14/3

Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления.

Самостоятельная работа, решение задач

15/4

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Фронтальный опрос, тест

16/5

Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации).

Решение задач

17/6

Кипение. Удельная теплота парообразования.

Фронтальный опрос, тест

18/7

Влажность воздуха и способы её определения.

Фронтальный опрос, тест

19/8

Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования.

Самостоятельная работа, решение задач

21/10

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

Фронтальный опрос, тест

22/11

Паровая турбина. Контрольный тест № 1 «Тепловые явления»

Контрольный тест

23/12

КПД теплового двигателя.

Решение задач

24/13

К/Р № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

Контрольная работа

ГЛ.ΙΙΙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26ч)

25/1

Электризация тел. Два рода зарядов.

Электризация различных тел.

Взаимодействие наэлектризованных тел.

Определение заряда наэлектризованного тела.

Электрическое поле наэлектризованных шариков.

Электроскоп.

Электрофорная машина, Термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент и аккумулятор.

Составление электрической цепи.

Устройство карманного фонаря.

Тепловое, химическое, магнитное действие тока.

Измерение силы тока амперметром.

Измерение напряжения вольтметром.

Зависимость силы тока от напряжения в цепи и от сопротивления этого участка.

Измерение сопротивлений

Зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника, а также от рода вещества.

Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Нагревание проводников током.

Плавкие предохранители.

Анализ ошибок К/р

26/2

Проводники и непроводники. Электрическое поле.

Фронтальный опрос, тест

27/3

Делимость электрического заряда. Электрон.

Тест

28/4

Строение атомов.

Фронтальный опрос, тест

29/5

Объяснение электрических явлений.

Тест

30/6

Контрольный тест №2 «Электризация тел»

Электрический ток. Источники тока.

Контрольный тест

31/7

Электрический ток в металлах. Действия эл. тока.

Тест

32/8

Электрическая цепь.

Фронтальный опрос, тест

33/9

Направление тока. Сила тока. Амперметр.

Тест

34/10

Л/р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

Лабораторная работа

35/11

Напряжение. Вольтметр.

Тест

36/12

Л/р № 4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи».

Лабораторная работа

37/13

Электрическое сопротивление проводников.

Тест

38/14

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома.

Фронтальный опрос, тест

39/15

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление

Решение задач

40/16

Реостаты. Л/р № 5 «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа

41/17

Л/р № 6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».

Лабораторная работа

42/18

Последовательное соединение проводников.

Фронтальный опрос, тест

43/19

Параллельное соединение проводников.

Решение задач

44/20

Решение задач «Виды соединений проводников».

Решение задач

45/21

Работа и мощность тока.

Решение задач

46/22

Л/р № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Лабораторная работа

47/23

Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ

48/24

Контрольный тест № 3 «Электрический ток»

Контрольный тест

49/25

Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами

Решение задач

50/26

К/Р № 3 «Электрический ток».

Контрольная работа

ГЛ.IV

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6ч)

51/1

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Магнитное поле прямого и кольцевого проводника с током. Магнитные линии.

Электромагниты.

Взаимодействие постоянных магнитов и магнитных стрелок. Магнитное поле Земли.

Действие магнитного поля на проводник и рамку с током.

Анализ ошибок К/р

52/2

Магнитное поле тока. Магнитные линии.

Фронтальный опрос, тест

53/3

Электромагниты и их применение.

Фронтальный опрос, тест

54/4

Л/р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий».

Лабораторная работа

55/5

Действие магнитного поля на проводник с током.

Тест

56/6

Л/р № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

Лабораторная работа

ГЛ.V

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(10ч)

57/1

Источники света. Распространение света.

Прямолинейное распространение света.

Отражение света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в линзах.

Получение изображения с помощью линз

Тест

58/2

Отражение света. Законы отражения.

Фронтальный опрос, тест

59/3

Плоское зеркало.

Фронтальный опрос, тест

60/4

Преломление света.

Фронтальный опрос, тест

61/5

Линзы.

Фронтальный опрос, тест

62/6

Л/р № 10 «Получение изображения при помощи линзы».

Лабораторная работа

63/7

Построение изображений линзы.

Решение задач

64/8

Оптические приборы.

Решение задач

65/9

Построение изображений линзы.

Фронтальный опрос, тест

66/10

К/Р № 4 «Световые явления»

Контрольная работа

67-68

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА.

Анализ ошибок К/р, тест

Решение задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...