Разработка урока "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца", 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект урока48 КБ
Файл Презентация к уроку661.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе по теме

 "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца"

Кучерявенко В.Н. – учитель физики

МКОУ «Нижнесмородинская средняя

общеобразовательная школа»

Цели урока:

  • объяснить явление нагревания проводников электрическим током;
  • установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи;
  • сформулировать закон Джоуля – Ленца;
  • формировать умение применять этот закон для решения качественных и количественных задач.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока. 

  • Образовательные:
  • опираясь на знания, полученные ранее, аналитически установить связь выделяющейся тепловой энергии на проводнике с силой тока и сопротивлением проводника;
  • анализируя опыты, установить эту же зависимость;
  • опираясь на известные формулы, теоретически определить количество теплоты, выделяющейся на проводнике с током;
  • подтвердить полученные выводы результатами экспериментов;
  • сформулировать закон Джоуля – Ленца;
  • формировать умение применять этот закон для решения задач.
  • Воспитательные:
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
  • формировать умение работать в группах, уважительно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей;
  • побуждать использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни.
  • Развивающие:
  • показать учащимся различные пути и методы получения знаний об окружающем нас мире;
  • формировать умение обобщать и анализировать опытный материал,  самостоятельно делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку «Нагревание       проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.

Цель урока (Слайд 2)

  1. Активизация знаний.

(Слайд 3)

Решить задачу (устно)

Какую работу совершит ток силой 5 А за 2 с  при напряжении в цепи 10 В?

(100 Дж)

     Вспомним некоторые вопросы, которые потребуются, чтобы изучить новую тему:

1. Какие три величины связывают закон Ома?

(I, U, R; сила тока, напряжение, сопротивление.)

2. Как формулируется закон Ома?

(Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.)

3. Что представляет собой электрический ток в металлах?

(Эл-ий Ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов )

4. Какова зависимость силы тока от напряжения?

( Во сколько раз увеличивается напряжение в цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока)

5. Как выразить работу тока за некоторое время?

             ( А=U*I*t )

6. Как рассчитать мощность электрического тока?

(P=U*I)

7. При каком соединении все потребители находятся при одной и той же силе тока?

(При последовательном соединении)

  1. Новый материал.

На (слайде 4) изображены электроприборы(потребители электрического тока):

утюг, электроплитка, электрическая лампа, электрическая дрель, электрический чайник, паяльник
вопросы к учащимся:

Назвать приборы изображенные на слайде.

Какой прибор не вписывается в общий ряд? Уберите лишний.

Чем вы руководствовались, делая выбор?

Какое действие электрического тока проявляется в выбранных приборах?

(тепловое)

Выяснить, почему проводники нагреваются? (слайд 5)

Электрический ток в металлическом проводнике – это упорядоченное движение

электронов. Провод - это кристалл из ионов, поэтому электронам приходится «течь»

между ионами, постоянно наталкиваясь на них. При этом часть кинетической энергии электроны передают ионам, заставляя их колебаться сильнее. Кинетическая энергия

ионов увеличивается, следовательно увеличивается внутренняя энергия проводника,

и следовательно его температура. А это и значит что, проводник нагревается

От каких величин зависит нагревание проводника? (слайд 6)

Многочисленные опыты показывают, что чем больше сила тока в проводнике тем и количество теплоты, выделившееся в проводнике будет больше. Значит, нагревание проводника зависит от силы тока (I).

(Чем больший электрический заряд пройдет через поперечное сечение проводника в единицу времени, тем большее количество теплоты он выделит)

     Но не только сила тока отвечает за то, что выделяется большое количество теплоты.

Был проведен эксперимент.

(Были взяты 3 проводника одинаковой длины и площади поперечного сечения, но из разного вещества. Все проводники соединены между собой последовательно. Следовательно, сила тока на всех участках цепи одинаковая. Но при включении в цепь все 3 проводника выделили разное количество теплоты.

(Слайд 7)

Следовательно, количество теплоты зависит не только от силы тока, но и от того, из какого вещества изготовлен проводник. Точнее - от электрического сопротивления проводника (R)

(Сравнить удельное сопротивление проводников в таблице)

Вопр. Что нужно чтобы проводник нагревался сильнее?

Вывод: Чтобы проводник нагревался сильнее, он должен обладать большим удельным сопротивлением.

(Слайд 8)

От чего зависит количество теплоты в проводнике с током?

Вывод: Количество теплоты, которое выделяется при протекании  электрического тока по проводнику, зависит от силы тока в этом проводнике и от его электрического сопротивления.

Закон, определяющий тепловое действие тока – ЗАКОН ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА

Автобиографическая справка

 Рассказать о английском физике  Джеймсе  Прескотте  Джоулье (1818-1889 гг.)

и русском физике  Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865) 

(Слайд 9)

Как записывается закон Джоуля-Ленца

Q=I2Rt

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления  проводника и времени.

Q – количество теплоты - [Дж]    

I – сила тока – [A]

R – сопротивление – [Ом]

t – время – [c]

Формулу, которую мы получили, в точности соответствует формуле, которую мы изучили ранее. Это формула работы электрического тока

A=UIt из закона Ома I=U/R следует U=IR  следовательно A=IRIt что соответствует закону Джоуля-Ленца Q=I2Rt

Вывод: Количество теплоты электрического  тока равно работе электрического тока.  

Q=A

  1.  Закрепление (Систематизация знаний)

(Слайд 10)

1) В чем проявляется тепловое действие тока?

(В нагревании проводника)

2) Как можно объяснить нагревание проводника с  током?

(Движущиеся электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию)    

3) Какие превращения энергии происходят при   протекании тока через проводник?

(Электрическая энергия превращается во внутреннюю)

4) Как по закону Джоуля – Ленца рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике?

                                   (Q=I²Rt)

  1. Решение задач

       

(Слайд 11)

Определить количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 35 Ом, в течении 5 минут. Сила тока в проводнике 5 А.

  1.  Решение типовых задач по содержательным линиям экзаменационных работ ОГЭ 2016 года

(Слайды 12 – 18)

  1.  Домашнее задание

(Слайд 19)

                   §53, вопросы на стр. 151, упр. 27(1-3).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Слайд 2

Цель урока 1. объяснить явление нагревания проводников электрическим током; 2. установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи; 3. сформулировать закон Джоуля – Ленца; 4. формировать умение применять этот закон для решения качественных и количественных задач.

Слайд 3

Актуализация знаний. 1. Какую работу совершит ток силой 5 А за 2 с при напряжении в цепи 10 В? (100 Дж) 2 . Какие три величины связывают закон Ома? (I , U, R; сила тока, напряжение, сопротивление .) 3 . Как формулируется закон Ома ? ( Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению .) 4 . Что представляет собой электрический ток в металлах? (Эл- ий Ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов ) 5 . Какова зависимость силы тока от напряжения? ( Во сколько раз увеличивается напряжение в цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока) 6 . Как выразить работу тока за некоторое время ? ( А =U*I*t ) 7 . Как рассчитать мощность электрического тока? (P=U*I) 8 . При каком соединении все потребители находятся при одной и той же силе тока? (При последовательном соединении)

Слайд 4

Потребители электрического тока Какой прибор не вписывается в общий ряд? Уберите лишний. Чем ты руководствовался, делая выбор ? Какое действие электрического тока проявляется в выбранных приборах ? (Тепловое)

Слайд 5

БАТАРЕЯ Почему же проводники нагреваются? Рассмотрим на примере движении одного электрона по проводнику Электрический ток в металлическом проводнике – это упорядоченное движение электронов. Провод - это кристалл из ионов, поэтому электронам приходится «течь» между ионами, постоянно наталкиваясь на них. При этом часть кинетической энергии электроны передают ионам , заставляя их колебаться сильнее. Кинетическая энергия и онов увеличивается, следовательно увеличивается внутренняя энергия проводника , и следовательно его температура. А это и значит что, проводник нагревается

Слайд 6

От каких величин зависит нагревание проводника? Многочисленные опыты показывают, что чем больше сила тока в проводнике тем и количество теплоты выделившееся в проводнике будет больше. Значит нагревание проводника зависит от силы тока ( I ). Но не только сила тока отвечает за то, что выделяется большое количество теплоты. Был проведен эксперимент . медь никелин сталь А I 1 = I 2 = I 3 Q 1 ≠Q 2 ≠Q 3

Слайд 7

медь никелин сталь А Следовательно количество теплоты зависит не только от силы тока, но и от того, из какого вещества изготовлен проводник. Точнее - от электрического сопротивления проводника ( R ) Вещество Удельное сопротивление Ом мм 2 /м Нагрев проводника Медь 0,017 слабый Сталь 0,1 средний Никелин 0,42 сильный Чтобы проводник нагревался сильнее, он должен обладать большим удельным сопротивлением

Слайд 8

Сделаем вывод От чего зависит количество теплоты в проводнике с током? Количество теплоты, которое выделяется при протекании э лектрического тока по проводнику, зависит от силы тока в этом проводнике и от его электрического сопротивления. Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889 гг .) Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон определяющий тепловое действие электрического тока . Вычислил скорость движения молекул газа и установил её зависимость от температуры . Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865) О дин из основоположников электротехники . С его именем связано открытие закона определяющего тепловые действия тока , и закона, определяющего направление индукционного тока. Закон определяющий тепловое действие тока. ЗАКОН ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА

Слайд 9

Как записывается закон Джоуля-Ленца Q – количество теплоты - [ Дж ] I – сила тока – [A] R – сопротивление – [ Ом ] t – время – [c] Q=I 2 Rt Формулу которую мы получили, в точности соответствует формуле которую мы изучили ранее. Это формула работы электрического тока A= UIt из закона Ома I=U/R следует U=IR с ледовательно A= IRIt что соответствует закону Джоуля-Ленца Q=I 2 Rt Вывод: Количество теплоты электрического тока равно работе электрического тока. Q=A Количество теплоты, выделяемое проводником с током, р авно произведению квадрата силы тока, сопротивления п роводника и времени

Слайд 10

Систематизация знаний 1. В чем проявляется тепловое действие тока? (В нагревании проводника) 2. Как можно объяснить нагревание проводника с током? (Движущиеся электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию) 3. Какие превращения энергии происходят при протекании тока через проводник ? (Электрическая энергия превращается во внутреннюю) 4. Как по закону Джоуля – Ленца рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике? ( Q = I ² Rt )

Слайд 11

Решим задачу Определить количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 35 Ом, в течении 5 минут. Сила тока в проводнике 5 А. Дано: R=35 Ом t=5 мин I= 5 А Q= ? Си - 300 с - Решение: Q=I 2 Rt Q= (5A) 2 . 35 Ом . 300 с = 262500Дж = = 262,5 кДж Ответ: Q= 262,5 кДж

Слайд 12

Типовые задачи по содержательным линиям экзаменационных работ ОГЭ 2016 года «При изучении наук задачи полезнее правил.» Исаак Ньютон

Слайд 13

Задача №1 При ремонте электроплитки её спираль укоротили в 2 раза. Как изменилась мощность электроплитки? 1) Увеличилась в 2 раза 2) Увеличилась в 4 раза 3) Уменьшилась в 2 раза 4) Уменьшилась в 4 раза

Слайд 14

Задача №2 Сопротивление электрического кипятильника 100 Ом. Сила тока в цепи 2 А. Чему равна работа, совершаемая электрическим током за 5 мин работы кипятильника? 1) 12 Дж 2) 2000 Дж 3 ) 6000 Дж 4) 120000 Дж Ответ:

Слайд 15

Задача №3

Слайд 16

Задача № 4 (экспериментальное задание ) Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического поля на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут В бланке ответов: 1 ) Нарисуйте схему электрической цепи; 2 ) Запишите формулу для расчёта работы электрического тока; 3 ) Укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; 4 ) Запишите значение работы электрического тока.

Слайд 17

Задача №5 Электрическая плитка, подключённая к источнику постоянного тока, за 120 с потребляет 108 кДж энергии. Чему равна сила тока в спирали плитки, если её сопротивление 25 Ом?

Слайд 18

Задача №6 Нагреватель включён последовательно с реостатом сопротивлением 7,5 Ом в сеть с напряжением 220 В. Каково сопротивление нагревателя, если мощность электрического тока в реостате составляет 480 Вт?

Слайд 19

Домашнее задание §53, вопросы на стр. 151, упр. 27(1-3). Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания.

Урок физики в 8 классе с использованием электронных образовательных ресурсов....

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца"

Предлагаю конспект урока по развитию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащегося, работы друг с другом, с учителем, с учебником. Не...

Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Методическая разработка открытого урока в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"....

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"  с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...

Разработка урока "нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца ", 8 класс

Урок физики в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина с использованием ЭОР...

Открытый урок в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Модульный урок-презентация по физике в 8 классе. Учебник А.В. Пёрышкин Физика 8, § 53....

Урок физики в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

Урок физики в 8 классеНагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - ЛенцаЦели урока:Образовательные:1) узнать причину нагревания проводников при прохождении по ним электрического тока;2) ...