Развитие учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках физики
консультация по физике на тему

Ивлюшина Ирина Анатольевна

 

   В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматриваю как органическое сочетание совместной работы преподавателя и обучающихся в виде диспутов и сообщений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную социальную адаптацию.

   В своей работе я уделяю большое внимание развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, включая в процесс обучения элементы семинарских занятий. Семинарское занятие я рассматриваю как органическое сочетание совместной работы преподавателя и обучающихся в виде диспутов и сообщений.

   Основной целью семинарских занятий является творческое развитие мыслительных способностей обучающихся.

Задачи семинарских занятий:

  • формирование умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой;
  • овладение научным аппаратом составления и оформления сообщений;
  • развитие интереса к науке и научным исследованиям;
  • формирование способностей устного и письменного изложения своих мыслей;
  • развитие критического мышления и способностей защиты своих взглядов и убеждений.

Функции семинарских занятий:

  • систематизация, конкретизация и углубление ранее полученных знаний;
  • развитие навыков исследовательской работы, способностей добывать необходимые знания из различных источников.

   В своей практике я применяю элементы таких семинарских занятий, в которых учащиеся делают сообщения по определённым темам, а затем эти сообщения обсуждаются и оцениваются всеми участниками семинара.

   Подготовку к уроку с элементами семинарских занятий я осуществляю в следующей последовательности:

  1. Выбор темы.
  2. Сообщение цели занятия.
  3. Сообщение рекомендуемых источников информации.
  4. Определение характера, порядка и длительности выступления.
  5. Определение критериев оценки выступления;
  6. Определение действий учащихся, слушающих выступления.

Положительными моментами таких занятий считаю:

  1. Заинтересованность учащихся в результатах своего труда.
  2. Создание «ситуации успеха» для каждого учащегося.
  3. Развитие коммуникативных компетенций.
  4. Создание условий для развития познавательных компетенций учащихся.

       В качестве примера хочу предложить урок физики в 9 классе по теме: «Успехи и проблемы электроэнергетики». За две недели до проведения урока, учащимся были предложены следующие темы для сообщений:

  • Геотермальная энергия
  • Ветроэнергетика
  • Гелиоэнергетика
  • Энергия мирового океана
  • Энергия биомассы
  • Энергия морских приливов
  • Перспективы использования энергии термоядерных реакций.

Работы должны быть представлены в форме презентаций.

   Основной целью данного урока было рассмотрение альтернативных источников энергии.

  Урок я начала с беседы об успехах мировой энергетики, отметив, что в мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Основными источниками энергии, также являются тепловые электростанции, использующие полезные ископаемые, и гидроэлектростанции, работающие на энергии потока воды.

Учащимся для обсуждения были предложены вопросы:

1.Почему ядерная энергетика развивается опережающими темпами по сравнению с другими видами энергии?

2.Назовите три основные проблемы современной атомной энергетики и приведите примеры их решения.

3. С какими проблемами охраны здоровья людей связано использование ядерной энергетики в мирных целях?

4.В связи, с чем в середине XX века возникла необходимость нахождения новых источников энергии?

      Подводя итоги обсуждения отмечаю, что во второй половине XX века экологи планеты серьезно обеспокоились проблемами, связанными с привычными способами добычи электроэнергии – уничтожением экосистем гидроэлектростанциями, утилизацией радиоактивных отходов АЭС. Ситуацию усугубляет тот факт, что запасы ископаемых источников энергии (нефть, газ), цены на которые растут не по дням, а по часам, через пару десятков лет вовсе могут иссякнуть.

 Именно поэтому вторую часть урока я начала со слов:

         Американские индейцы, которые уважительно относились к природе, говорили: «Земля не принадлежит человеку, человек  принадлежит Земле.…Все вещи взаимосвязаны, подобно крови, объединяющей одну семью. Человек не сплетал ткань жизни, он всего лишь прядь в ней. Все, что он причиняет этой ткани, он причиняет самому себе»

      По результатам беседы я подвожу учащихся к выводу о том, что  увеличивающееся загрязнение окружающей среды, нарушение теплового баланса атмосферы постепенно приводят к глобальным изменением климата. Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов с всё нарастающей остротой показывают неизбежность перехода к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Они экологичны, возобновляемы, основой их служит энергия Солнца и Земли.

    В качестве подтверждения учащиеся представляют свои работы (презентации прилагаются), которые оцениваются остальными учениками. Результаты оценивания заносятся в заранее приготовленные таблицы.

№п/п

       Тема презентации

Количество баллов

Доступность содержания

Наглядность

Эстетичность

Итого

Критерии оценивания: каждая категория 0-5 баллов.

       По окончании выступлений я собираю таблицы, итоговую оценку выступавшим выставляю с учётом выставленных баллов.

      В завершающей части урока предлагаю написать мини-сочинение на тему: «Использование какой энергии я бы предложил для электростанций будущего?»

     Такая форма работы вызывает у учащихся большой интерес, способствует формированию навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой  информации, побуждает к высказыванию своего мнения по достаточно сложным научно-техническим проблемам.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»

Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...

Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики посредством информационно – коммуникационных технологий

большую роль в формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющемся информационном пространстве, обществе, с постоянно меняющимися требованиями, поколения, способного к постоянному само...

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках физики

Метапредметные компетенции, их формирование на уроках физики...