Рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему

Лобачева Ирина Анатольевна

    Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_po_fizike-_8_kl.docx71.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Миусс

Ершовского района Саратовской области»

      «Согласовано»

       Руководитель МО

      ______ /И.А.Лобачева/

                             

      Протокол № 1 от «11»

                  сентября 2015 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МОУ «СОШ с.Миусс»

______________     /М.А. Карбовская/

«14» сентября 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Миусс»

_________ /В.В.Коровяковский/

Приказ  № 206 от « 15 »

                            сентября 2015 г.

Рабочая программа

Лобачевой Ирины Анатольевны,

учителя 1 квалификационной

 категории

по физике  8 класс

                                                           

                                                                       Рассмотрено

                                                                                  на заседании педагогического совета

                                                                                   Протокол № 2

                                                                                   

                                        от «15 » сентября 2015 г.

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

                                     Общая характеристика учебного предмета

    Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества , способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения , развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний , а знакомству с методами научного познания окружающего мира , постановке проблем , требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению .

Цели изучения физики :

  •  освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых  явлениях, величинах , характеризующих эти явления, законах . которым они подчиняются,  о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической  картине мира
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений , использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости ; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов , принципов действия важнейших технических устройств , для решения физических задач.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами ;
  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира , в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего

развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники ; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры ;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности .

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики в 8 классе отводится не менее 70 ч из расчета 2 ч в неделю.  

Выбор  учебников и пособий   осуществлен  в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253   «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего  общего образования» ,  на 2014 – 2015 учебный год.»,  в этих учебниках учтены требования федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Преподавание ведется по учебнику:

А.В.  Пёрышкин «Физика-8» -М., Дрофа, 2012

В курс физики 8 класса входят следующие разделы:

  1. Тепловые явления.
  2. Электрические явления.
  3. Электромагнитные явления.
  4. Световые явления.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: понятия количества теплоты , явления нагревания (охлаждения), плавления (отвердевания), испарения (конденсации), энергия сгорания топлива, законы Ома, последовательного и параллельного соединения проводников, закон Джоуля- Ленца, магнитное поле и его свойства, Оптические явления, законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

При преподавании используются:

  • Классноурочная система
  • Лабораторные  занятия.
  • Применение мультимедийного материала.
  • Решение экспериментальных задач.
  • Тесты обучающего и контролирующего характера.

На изучение данного курса отводится следующее количество часов по темам:

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

примечания

уроки

лаб.работы

контр.работы

1

Тепловые явления

26

22

2

2

2

Электрические явления

27

21

5

1

3

Электромагнитные явления

7

5

2

4

Световые явления

9

7

         1

1

5

Экскурсия

1

1

Всего

70

56

10

4

Учебно-тематическое планирование

 по физике

Класс- 8

Учитель- Лобачева И.А.

Количество часов:

Всего 70 час; в неделю  2 час.

Плановых контрольных уроков 4, л/р – 10, пр/р -,  зачетов- , тестов- 7.

Административных контрольных уроков       - ч.

Планирование составлено на основе    программы по физике 7-9 кл. (авторы  Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин

Учебник «Физика-8» А.В Пёрышкин -М., Дрофа, 2008

Дополнительная литература

Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. – М.: ВАКО, 2004

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010

Марон А.Е. Контрольные работы по физике:7,8,9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2003

Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7,8, и 10 классах средней школы: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

Урок

Дата

Тема

Всего

часов

Основные понятия и термины

Контроль

знаний

 учащихся

Примене-

ние

новых

технологий

план

факт

Тема 1. Тепловые явления

26 ч

1/1

02.09

Тепловое движение. Температура

1

Краткая характеристика разделов физики, изучаемых в 8 классе. Примеры тепловых и электрических явлений. Повторение понятий: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость. Особенности движения молекул, связь м/у температурой тела и скоростью движения его молекул. Тепловое движение как особый вид движения. Измерение температуры. Термометры.

В: фронтальный опрос.

ИКТ

2/2

07.09

Внутренняя энергия

1

Превращение энергии в механических процессах

 ( на примере падающего тела). Внутренняя энергия тела.

З: Чтение § 1, ответы на вопросы.

3/3

09.09

Способы изменения внутренней энергии тела

1

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним и её уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи.

К: Качественные задачи №

ИКТ

4/4

14.09

Теплопроводность

1

Теплопроводность как один из видов теплопередачи. Различие теплопроводности различных веществ.

5/5

16.09

Конвекция

1

Конвенция в жидкостях и газах. Объяснение конвенции.

К: решение качественных задач.

6/6

21.09

Излучение

1

Передача энергии излучением: особенности этого вида излучения Передача энергии излучением: особенности этого вида излучения.

К: решение качественных задач

7/7

23.09

Сравнение видов  теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике

1

Сравнение всех видов теплопередачи, возможность их осуществления в газах, жидкостях, твердых телах. Образование ветра. отопление и охлаждение жилых помещений. Теплопередача и расширение. Термос.

З: заполнение сравнительной таблицы.

8/8

28.09

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.       Фронтальная л/р «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды»

1

Количество теплоты. Единица количества теплоты – 1 Дж. Зависимость Q от m, Δ t.

З: фронтальный опрос.

9/9

30.10

Удельная теплоёмкость

1

Удельная теплоемкость вещества, ее единица 1 Дж/кгс. Ее физический смысл. Развитие умений и навыков работы со справочной литературой.

З: работа с таблицей №1.

10/10

05.10

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

1

Формула Q= mc(t2 – t1). Решение задач. Развитие умений и навыков по решению задач.

Тест №1

ИКТ

11/11

07.10

Лабораторная работа№1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

Инструктаж по технике безопасности. Устройство и применение колориметра. Развитие умений и навыков по работе с физическими приборами.

К:

самостоятельная работа по теории.

12/12

12.10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

Энергия топлива. Теплота сгорания топлива. Расчет количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива Q=qm

ИКТ

13/13

14.10

Контрольная  работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

Развитие умений и навыков по решению задач

К/р

14/14

19.10

Закон сохранения и превращения энергии и механических и тепловых процессах

1

Превращение энергии в механических процессах. Сущность закона сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.

К: фронтальный опрос.

15/15

21.10

Лабораторная работа №2

«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

Развитие умений и навыков по решению задач на формулу

Q= mc(t2 – t1).

Развитие умений и навыков по работе с физическими приборами

16/16

26.10

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

1

Проверка умений и навыков по решению задач.

ИКТ

17/17

28.10

Удельная теплота плавления

1

Агрегатные состояния вещества. Свойства тел в различных состояниях вещества. Плавление и отвердевание. Температура плавления и отвердевания. Графическое представление процессов.

ИКТ

18/18

09.11

Решение задач.                                            Самостоятельная работа №1                       по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел».

1

Объяснение процесса плавления и отвердевания с точки зрения молекулярного строения вещества. Удельная теплота плавления. Физический смысл величины. Q = m λ, Q = - m λ

С/р

19/19

11.11

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1

Развитие практических умений и навыков по решению задач на формулы  Q= mc(t2 – t1), Q = m λ, Q=qm. Чтение графиков.

20/20

16.11

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

Процессы испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Насыщенный и ненасыщенный пар. От каких факторов зависит скорость испарения.

21/21

18.11

Решение задач

1

Развитие умений и навыков при решении задач

22/22

23.11

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

Понятие относительной влажности воздуха. Психрометр,  гигрометр. Их виды. Значение влажности для различных производств. Точка росы.

23/23

25.11

Работа газа и пара при расширении.

Двигатель внутр. сгорания

1

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Четырехтактный ДВС. Применение ДВС

24/24

30.11

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Превращения тепловой энергии в механическую КДП.

Тест №2

25/25

02.12

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Развитие умений и навыков при решение задач

26/26

07.12

Контрольная работа № 2                                                                  по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

1

Контроль основных умений и навыков по решению задач по теме «Тепловые явления».

К/р

Тема 2.  Электрические явления

27 ч

27/1

09.12

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1

Электризация тел при соприкосновении. Существование двух видов электрического заряда. Взаимодействие заряженных тел.

28/2

14.12

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества

1

Устройство электроскопа. Проводники и непроводники электричества. Их практическое применение.

Электрическое поле

Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как особый вид материи. Модуль и направление электрических сил. Электрический заряд единица заряда – Кулон. Делимость электрического заряда.

29/3

16.12

Делимость электрического заряда. Строение атомов

1

Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.

30/4

21.12

Объяснение электрических явлений

Тестирование по теме «Электризация тел. Строение атомов».

1

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому.

Тест № 3

К: фронтальный опрос 3

31/5

23.12

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

Электрический ток. Направление тока. Гальванические элементы и аккумуляторы. Превращение энергии в гальваническом элементе. Применение аккумуляторов.

К: самостоятельная работа по теории

32/6

28.12

Электрическая цепь и её составные части

1

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения. Повторение сведений о структуре металла. Свободные электроны. Природа электрического тока в металле.

33/7

11.01

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1

Действия тока: тепловое, химическое, магнитное. Направление тока.

К: фронтальный опрос.

34/8

13.01

Сила тока. Единицы силы тока.

1

35/9

18.01

Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока                 в её различных участках».

1

Сила тока. Правило нахождения силы тока. Явление магнитного взаимодействия двух проводников с током: единица силы тока – ампер (1А). Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы  

Развитие практических умений и навыков работы с электроизмерительными приборами, сборка электрической цепи.

36/10

20.01

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения

Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Напряжение. Единица напряжения – вольт ( 1В). Вольтметр. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения  

Развитие практических умений и навыков работы с электроизмерительными приборами

37/11

25.01

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

Зависимость силы тока от напряжения. Зависимость силы тока от природы проводника. Формула для нахождения сопротивления (Ом). Удельное сопротивление проводника

38/12

27.01

Зависимость силы тока от напряжения.                                Закон Ома для участка цепи

1

Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома

39/13

01.02

Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

1

Развитие практических умений и навыков по решению задач на формулы , , ,

40/14

03.02

Реостаты. Лабораторная работа №5«Регулирование силы тока реостатом».

1

Реостаты , их виды. Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами.

41/15

08.02

Лабораторная работа №6 «Определение сопротивления      проводника при помощи амперметра и вольтметра». 

Решение задач.

1

Реостаты , их виды. Развитие практических умений и навыков работы с физическими приборами.

42/16

10.02

Последовательное соединение проводников

1

Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока в последовательно соединенных участках цепи, напряжение на них.

43/17

15.02

Параллельное соединение проводников

1

Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Напряжение и сила тока в цепи с параллельным соединением.

44/18

17.02

Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников).

1

Развитие практических умений и навыков по решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников.

Тест №4

45/19

22.02

Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников).

1

Развитие практических умений и навыков по решению задач на последовательное и параллельное соединение проводников.

46/20

24.02

Работа электрического тока.                    Самостоятельная работа №2 по теме

«Электрический ток. Соединение проводников».

1

Работа тока. Формула для ее расчета. Мощность тока. Мощность некоторых источников и потребителей тока.

С/р

47/21

29.02

Мощность электрического тока

1

48/22

02.03

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока   в электрической лампе»

1

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами

К: самостоятельная работа по теории.

49/23

07.03

Нагревание проводников электрическим током.                 Закон Джоуля – Ленца.

1

Расчет количества теплоты выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Практическое определение КПД установки с электрическим нагревателем.

50/24

09.03

Лампа накаливания.

Электрические нагревательные приборы

1

Устройство и  история создания лампы накаливания. Причины перегрузки цепи и короткое замыкание. Предохранители.

51/25

14.03

Короткое замыкание. Предохранители

1

Развитие умений и навыков по решению задач

Тест №5

52/26

16.03

Повторение материала темы «Электрические явления»

1

Повторить основные понятия и формулы темы «Электрические явления»

53/1

21.03

Контрольная работа №3   по теме                                         «Электрические явления»

1

К/р

Тема 3.  Электромагнитные явления

7 ч

54/2

23.03

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.          Магнитные линии

1

Магнитное поле и его свойство. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

55/3

04.04

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.       Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

Магнитные линии магнитного поля катушки с током. Усиление действия магнитного поля с током железным сердечником. Электромагниты.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами.

56/4

06.04

Применение электромагнитов

1

Использование электромагнитов в промышленности. Устройство и действие эм реле.

57/5

11.04

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле земли. Влияние геомагнитных процессов на нашу жизнь.

58/6

13.04

Действие магнитного поля на проводник с током.     Электрический двигатель

1

Действие силы на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменение направлений этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Применение.

Тест №6

59/7

18.04

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления».

1

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами,  повторение  основных понятий темы

60/8

20.04

Устройство электроизмерительных приборов.

Сам. работа №3 по теме «Электромагнитные явления».

1

Проверить усвоение материала по теме «Электромагнитные явления»

С/р

Тема 4. Световые явления

61/1

25.04

Источники света. Распространение света.

1

Оптические явления. Свет важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Понятие луча и пучка света. Образование тени. Затмения, как пример образования тени и полутени. Закон прямолинейного распространения.

ИКТ

62/2

 

27.04

Отражение света. Законы отражения света.

Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу двух сред. Отражение света. Законы отражения света.

 63/3

02.05

Плоское зеркало.

1

Построение изображения в плоском зеркале.  Изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражение света.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами

.

ИКТ

64/4

04.05

Преломление света.

1

Явление преломления света. Угол падения  и преломления луча. Основные закономерности преломления света.

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами

ИКТ

65/5

11.05

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Построение изображений даваемых линзой. Оптическая сила линзы. ……

ИКТ

66/6

16.05

Изображения, даваемые линзой.

Построение изображений, даваемых линзой

ИКТ

67/7

18.05

Лабораторная работа № 10

«Получение изображения при помощи линзы».

1

Развитие практических умений и навыков по работе с физическими приборами

68/8

23.05

Повторение темы «Световые явления».

1

Повторение основного материала по теме «Световые явления»

Тест №7

69/9

25.05

Контрольная работа №4 по теме «Световые явления»..

1

Проверить усвоение материала по теме «Оптические явления»

К/р

70

30.05

Экскурсия

1

Содержание тем учебного курса

( 70 часов)

Тепловые явления (26 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. 27 часов

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Измерение работы и мощности  тока в электрической  лампе.

Электромагнитные явления. 7 часов

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления. 9 часов

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Получение изображений при помощи линзы.

Экскурсия. 1 час

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности .

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных  умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций . Приоритетами на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность :

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов : наблюдения , измерения , эксперимента , моделирования ;

-формирование умений различать факты , гипотезы , причины , следствия , доказательства , законы , теории ;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез .

Информационно – коммуникативная деятельность :

-владение монологической и диалогической  речью , развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение ;

-использование различных источников информации .

   Рефлексивная деятельность :

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности , умение предвидеть возможные результаты своих действий ; -организация учебной деятельности : постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств .

 

      Результаты обучения

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

1.Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 8 класс. – М.: ВАКО, 2004

2. Марон А.Е. Контрольные работы по физике:7,8,9 кл.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2003

3. Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7,8, и 10 классах средней школы: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

4. Кабардин О.Ф. и др. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней

школе :Дидактический материал. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983г

5. В.А. Шевцов. Тесты по физике для 7-11 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2008

6. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

7. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс/ пособие для общеобразовательных учреждений –М.: Просвещение, 2008г.

8.Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004 .(CD – диск)

 

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.

Перечень демонстрационного оборудования:

Модели ДВС, паровой турбины, глаза, двигателя постоянного тока.

Приборы: электроскоп, гальванометр, амперметр, вольтметр, электрический счетчик, часы, термометр, психрометр, компас.

Проекционный аппарат, микрофон, динамик, источники тока, лампа накаливания, плавкий предохранитель, электромагнит, постоянный магнит.

Султаны электрические, электрофорная машина, эбонитовая и стеклянная палочки, гильзы электрические, калориметр, набор тел для калориметрических работ.

Перечень оборудования для лабораторных работ.

Калориметр, термометр, набор тел для калориметрических работ, психрометр. Комплект приборов для проведения работ по электричеству. Компас, модель электродвигателя, электромагнит разборный. Набор приборов для проведения работ по оптике.

Электронные образовательные ресурсы:

http://failes.school-collection.edu.ru

http://www.ege.edu.ru/

http://ege.yandex.ru/phuzic-gia/

http://uztest.ru

http://tutor.ucoz.ru

http://fizportal.ru

http://class-fizika.narod.ru

http://www.fizika.ru

http://fizzzika.narod.ru

http://demo.home.nov.ru

http://www.fipi.ru

http://pedsovet.org/m/my/.

http://www.proshkolu.ru/

http://elkin52.narod.ru

http://wwwsaratov.fio.ru

http://www.ni-centr.ru/konkursy/

www.olimpus.org.ru

http://mmo-fizika.narod.ru

http://www.iosif-h.narod.ru 

http://www.physics.ru

http://fiz.1september.ru

http://phys.rusolimp.ru

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...