ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Тимошенко Нурия Махамат - Галиевна

План-конспект по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования"
 Мульмедийная презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Кипение. Удельная теплота парообразования.

ФИО

Тимошенко Нурия Махамат-Галиевна

Место работы

МБОУ СОШ №5 г. Охи Сахалинской области

Должность 

учитель физики высшей квалификационной категории

Предмет

физика

Класс

8 класс

Тема и номер урока в теме

Тема 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»  11 часов,

5 –й урок в теме

Базовый учебник

А. В. Перышкин

Цель  урока:

• познакомить учащихся с явлением кипения;

 • научить объяснять процесс кипения на основе молекулярно-кинетической теории;

• рассмотреть физические особенности кипения, показать применения этого явления.

Задачи:

- обучающие - создать условия для введения  понятия  «удельная теплота парообразования», совершенствовать навыки решения качественных и количественных задач;

 - развивающие - способствовать формированию умения использовать имеющиеся знания, личные впечатления для повышения эффективности усвоения новой информации;

-воспитательные – создать условия для формирования ответственности за результаты своей деятельности. 

Тип урока: урок – введение нового материала с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа индивидуально.

Необходимое техническое оборудование: стеклянная колба, вода, спиртовка,  компьютер, мультимедиапроектор, презентация, видеоролики «Кипение воды», «Испарение азота», «Перегретая жидкость»;  «Парообразование при кипении», учебник А.В. Пёрышкина «Физика-8».


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.  Целеполагание и мотивация.

1 мин

2

Актуализация.

2

Актуализация опорных знаний.

Видеоролик (№1) «Парообразование при кипении»

Демонстрация видеоролика. Учитель организовывает восприятие учащихся, формулирует  цель просмотра.

Учащиеся анализируют полученную  информацию,    выделяют общее и отличия между процессами испарения и кипения.

3 мин

Ставит вопросы перед просмотром видеофрагмента.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пересказывают содержание видеоролика.

Проводит  беседу по вопросам

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

3

Введение нового материала

3

Введение нового материала.

Видеоролик

(№4) «Кипение воды»

Демонстрация видеоролика

Наблюдают закипание воды

1 мин

3

Демонстрация опыта «Кипение воды».

Демонстрация увеличения температуры кипения воды при повышенном  давлении.  

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

5 мин.

3

Работа по презентации.

Объясняет новый материал, используя материалы ЭУМ как основу для презентации.

Воспринимают информацию, сообщаемую

учителем.

5 мин.

3

Формулирование вопросов учащимися.

Отвечает на вопросы учащихся.

Задают вопросы учителю.

1 мин

3

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Задает вопросы учащимся

Отвечают на вопросы учителя.

2 мин

4

Первичное усвоение материала.

4

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися (работа с учебником,

 стр. 45, таблица 5)

Задает вопросы учащимся

Учащиеся определяют температуру кипения   различных жидкостей

3 мин

4

Просмотр видеоролика «Перегретая жидкость» и «Кипение азота» для расширения кругозора.

Видеоролик (№3) «Перегретая жидкость».

Видеоролик (№2) «Кипение азота»

Демонстрация видеоролика

Учащиеся анализируют полученную  информацию

2 мин

5

Применение знаний и умений.  Решение задач.

5

Решение задач

Учитель разбирает решение задачи по слайду.

Учащиеся делают записи в тетради

5 мин

5

Практическое применение

Учитель приводит примеры.

Учащиеся анализируют полученную  информацию

2 мин

6

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

6

Формулировка учителем заданий для выполнения учащимися

Определяет

ЭУМ П-типа,

предъявляет их в виде презентации.

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию

1 мин

6

Выполнение заданий учащимися

Задания учителя или модули

П-типа или ЦОР практического типа

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий

Выполняют задание

7 мин

7

Рефлексия. Подведение итогов урока.

7

Формулирование выводов урока

Формулирует выводы

Фиксируют выводы

2 мин

8

Домашнее задание.

п.18,20, упр.10 (4,5) 

1 мин

Приложение к плану конспекта урока

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Видеоролик "Парообразование при кипении".

(N 186334)

И1

Видеофрагмент

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%E0%F0%EE%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5+%E2%EE%E4%FB&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=32&subject%5B%5D=30 

2

Видеоролик "Кипение азота"

(N 186668)

И1

Видеофрагмент

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%E8%EF%E5%ED%E8%E5+%E0%E7%EE%F2%E0&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=50&

3

Видеоролик "Перегретая жидкость"

(N 186308)

И1

Видеофрагмент

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EF%E5%F0%E5%E3%F0%E5%F2%E0%FF+%E6%E8%E4%EA%EE%F1%F2%FC&tg=&context=current&interface

4

Видеоролик "Что такое кипение"

(N 186485)

И1

Видеофрагмент

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EA%E8%EF%E5%ED%E8%E5+%E2%EE%E4%FB&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=30

________________________________КОНЕЦ  ФОРМЫ___________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 17. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Д/ з п.18,20 упр.10(1-3) Цель: Ввести понятия об испарении и конденсации, с привлечением молекулярных представлений о строении вещества, знать, что такое «кипение», постоянство температуры при кипении жидкости, удельная теплота парообразования. Знать физический смысл удельной теплоты парообразования. Уметь рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости.

Слайд 2

парообразование

Слайд 3

При нагревании испарение воды с поверхности усиливается, иногда даже можно заметить над ней туман. Это водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки (сам пар, конечно, невидим).

Слайд 4

При дальнейшем повышении температуры мы заметим появление в воде многочисленных мелких пузырьков (рис. 19, а). Их размеры постепенно растут. Это пузырьки воздуха, который растворен в воде. При нагревании излишек воздуха выделяется из воды в виде пузырьков. В них содержится насыщенный водяной пар, так как вода испаряется внутрь этих пузырьков воздуха .

Слайд 5

Df. Кипение — это интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре . Df. Температуру, при которой жидкость кипит, называют температурой кипения. Во время кипения температура жидкости не меняется.

Слайд 6

Таблица 5 на с.45 Температура кипения некоторых веществ, °С (при нормальном атмосферном давлении) Водород -253 Вода 100 Кислород - 183 Ртуть 357 Молоко 100 Свинец 1740 Эфир 35 Медь 2567 Спирт 78 Железо 2750

Слайд 7

Атмосферное давление р 0 Давление жидкости p = ρ gh Давление насыщенного пара Условие кипения Кипение начинается, когда давление насыщенного пара в пузырьках сравнивается с давлением в жидкости р н.п = р 0 + ρ gh Т.о., при увеличении внешнего давления, обязательным условием кипения будет рост давления насыщенного пара в пузырьке, а, следовательно, и рост температуры кипения. Именно поэтому, чем выше давление насыщенного пара, тем меньшая температура требуется для кипения жидкости р вн р н.п Т кип р вн р н.п Т кип Вода р н.п .= 101300 Па Т кип = 100 0 С Ртуть р н.п . = 117 Па Т кип = 357 0 С

Слайд 8

Агрегатное превращение, при котором вещество из газообразного состояния переходит в жидкое , называется конденсацией .

Слайд 9

Почему шарики нафталина, которые используют для уничтожения моли, со временем тоже испаряются? твердое тело газ (пар) с у б л има ци я Подобное превращение из твердого состояния сразу в газообразное называется сублимацией или возгонкой.

Слайд 10

Df . L - удельная теплота парообразования - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар без изменения температуры.

Слайд 11

Таблица 6 L- - удельная теплота парообразования некоторых веществ,(при температуре кипения и нормальном атмосферном давлении), Вода 2,3 ∙ 10 6 Эфир 0,4 ∙ 10 6 Аммиак (жидкий) 1,4 ∙ 10 6 Ртуть 0,3 ∙ 10 6 Спирт 0,9 ∙ 10 6 Воздух (жидкий) 0,2 ∙ 10 6

Слайд 12

Удельная теплота парообразования воды при 100 °С равна 2,3 ∙ 10 6 Дж/кг . Это значит, что для превращения воды массой 1 кг в пар при температуре 100 °С требуется 2,3 ∙10 6 Дж энергии.

Слайд 13

жидкое тело газ (пар) к ип е ни ∙е При температуре кипения внутренняя энергия вещества в парообразном состоянии больше внутренней энергии такой же массы вещества в жидком состоянии.

Слайд 14

Чтобы вычислить количество теплоты Q, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения, нужно удельную теплоту парообразования L умножить на массу т:

Слайд 15

Задача 1. Какое количество энергии требуется для превращения воды массой 2 кг, взятой при температуре 20 °С, в пар? с.21 с.49 с.45

Слайд 16

80 ⁰С

Слайд 18

Экспериментальное домашнее задание для любознательных «Кипение воды при комнатной температуре» http://phys-exp.livejournal.com/1327.html Цель: увидеть кипение воды при комнатной температуре. Оборудование и материалы Прозрачный пластиковый шприц без иголки на 15 – 20 мл, вода и кусочек пластилина. Выполнение опыта Наберите воду в шприц, чтобы она заняла примерно половину его объема. Двигая поршень вверх, выдавите пузырек воздуха из шприца. Закройте отверстие шариком из пластилина. Теперь потяните с силой поршень вниз. Вода в шприце закипит!

Слайд 19

Что происходит Для начала вспомним, что кипением называется процесс парообразования во всем объеме жидкости. При нормальном атмосферном давлении (примерно 100 тысяч паскаль) вода закипает при 100 0 С . При снижении давления над поверхностью воды пузырьки могут образовываться и при меньших температурах. Если давление насыщенных паров внутри пузырька больше, чем снаружи, он растет и выталкивается вверх силой Архимеда. Давление снаружи пузырька складывается из: давления воздуха на поверхность воды, давления столба жидкости и давления пленки воды, образующей пузырек. В данном опыте мы уменьшили давление воздуха на поверхность, что привело к кипению.

Слайд 20

Проявление и использование явления в жизни 1. Глубоководное погружение При дыхании воздухом на уровне моря в 1 мл крови содержится 0,011 мл физически растворенного азота. На глубине 40 м человек дышит воздухом, давление которого в пять раз превышает атмосферное, значит в 1 мл крови будет содержаться в 5 раз больше азота. При быстром всплытии кровь и ткани тела могут удержать только 0,011 мл в 1 мл крови. Остальное количество азота переходит из раствора в газообразное состояние. Пузырьки азота в крови могут закупорить мелкие сосуды тканей организма. Это состояние называется газовая эмболия . В зависимости от локализации газовой эмболии (сосуды кожи, мышц, центральной нервной системы, сердца и др.) у человека возникают различные расстройства (боли в суставах и мышцах, потеря сознания), которые в целом называются « кессонной болезнью ».

Слайд 21

Чтобы спасти человека от гибели его надо немедленно поместить в барокамеру, давление в которой делают таким же, как на глубине. Пузырьки азота растворяются, и человек чувствует себя лучше. Затем медленно понижают давление (декомпрессия), чтобы "лишний" азот успел выйти из крови путем естественного газообмена через легкие.

Слайд 22

2. Скороварка Чтобы приготовить быстрее некоторые продукты, например мясо, используют скороварку. Это устройство внешне напоминает кастрюлю, только крышка в ней прикручивается. Вода в таких устройствах кипит при 110 0 С, так как давление паров внутри больше атмосферного. Такой метод приготовления ускоряет сам процесс, сохраняет многие химические и органические соединения полезные для организма, а также убивает большее количество микробов, которые содержатся в пище.

Слайд 23

ВАУ, ИНТЕРЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ! ИНТЕРЕСНО? ЗАЧЕМ В КРЫШКЕ ЧАЙНИКА ДЕЛАЮТ ДЫРОЧКУ? Для выхода пара. Без дырочки в крышке пар может выплеснуть воду через носик чайника.

Слайд 24

Продолжительность варки картофеля, начиная с момента кипения, не зависит от мощности нагревателя. Продолжительность определяется временем пребывания продукта при температуре кипения. Мощность нагревателя не влияет на температуру кипения, а влияет только на скорость испарения воды.

Слайд 25

УДИВИСЬ! « Горшки легко закипают через край – к ненастью! » Падение атмосферного давления, сопровождающее ухудшение погоды, является причиной того, что молоко быстрее « убегает » . ___ Очень горячий кипяток можно получить на дне глубоких шахт, где давление воздуха значительно больше, чем на поверхности Земли. На глубине 300 м вода закипит при 1010˚С. При 14 атмосферах вода закипает при 2000˚С. Под колоколом воздушного насоса можно получить « кипяток » при 200˚С. На Марсе мы пили бы « кипяток » при 450˚С. Соленая вода кипит при температуре выше 1000 ˚ С.___

Слайд 26

В горных районах на значительной высоте при пониженном атмосферном давлении вода кипит при температурах ниже, чем 100 ˚С Цельсия. Ждать, пока сварится такой обед, приходится дольше

Слайд 27

1.а) спирт б) вода 1. В разные колбы налита вода или спирт. Установите по внешнему виду, где что налито. Самостоятельная работа «Кипение»

Слайд 28

2. В разные колбы налита вода или спирт. Установите по внешнему виду, где что налито. 2.а) спирт б) вода

Слайд 29

3. В разные колбы налита вода или спирт. Установите по внешнему виду, где что налито. 3.а) спирт б) вода

Слайд 30

4. В разные колбы налита вода или спирт. Установите по внешнему виду, где что налито. 4.а) спирт б) вода

Слайд 31

5. Можно ли заставить воду кипеть при комнатной температуре 20◦С? 5. а) да, при повышении давления б) да, при понижении давления в) нет, ни при каком понижении давления, по сравнению с нормальным, вода не закипит

Слайд 32

6. Используйте табли ч ные данные температуры кипения веществ и график состояния вещества, определите, какое это вещество, если вещество проходит участки А,В,С последовательно. 6. а) б) в) г)

Слайд 33

6 заданий-100% оценка «5» 5 заданий- 83,3% оценка «4» 4 задания-67,7% оценка «3» 3 задания-50% оценка «3» Критерии оценивания самостоятельной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования"

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________  ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА __________________________________________...

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

Тема урока: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Урок в 8 классе по теме "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации",На уроке организуется продуктивная деятельность школьников, направленная на достижение ими результатов. Имеется ...

Презентация к уроку: "Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации"

Презентация- дополнение к уроку в 8 классе по теме"Кипение, удельная теплота парообразования и конденсации". План- конспект помещён ранее....

Разработка урока "Кипение. Удельная теплота парообразования"

Разработка урока для 8 класса + презентация к уроку....

Урок физики в 8 классе на тему "Удельная теплота парообразования"

Урок содержит групповые задания, подробно описаны действия учителя, прилагается презентация....

Презентация к уроку по теме "Парообразование. Удельная теплота парообразования"

8 класс. Урок по теме "Парообразование. Удельная теплота парообразования". Урок открытия новых знаний.Определение отличительных особеностей процессов испарения и кипения. Введение понятия уд...