Разработка урока c презентацией: Механическая работа.
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Спицын Сергей Михайлович

Сценарий урока и презентация по теме "Механическая работа". Расчитан на обучающихся 7 класса, изучающих физику по учебнику Перышкина А. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_meh._rabota.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ржавская основная общеобразовательная школа»

Разработка урока по физике в 7 классе:

Механическая работа.

        Выполнил: учитель физики Спицын С. М.

Апрель 2014 г

Тема урока: «Механическая работа».


Тип урока: Урок изучения нового материала  и первичного закрепления.


Дидактическая цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.

Цели:

  • Образовательные:
  • сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;
  • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
  • Развивающие: 
  • сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
  • развивать умение анализировать учебный материал;
  • развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
  • Воспитательные: 
  • воспитать умения и навыки коллективной работы;
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Задачи:

1.Ввести понятие механической  работы.

2. Научиться находить значение механической работы.

Формы организации работы детей:
        Индивидуальная, фронтальная,  групповая,. 
Формы организации работы учителя:          
           - проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
           - постановка цели занятия перед учащимися;
           - обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование:

Демонстрационное: гиря, тележка, динамометр, пружина, линейка, набор грузов, компьютер, проектор, экран.

Лабораторное: лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов, рабочие листы для учащихся.

Презентацию к уроку можно скачать с яндекс диска по ссылке:

https://yadi.sk/d/24WBGQN5uuySy


Ход урока

 1. Организационный момент.
 2. Подготовка к восприятию нового материала:
Учитель:  Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного  вокруг?  Интерес ко  всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.
                                      Хоть выйди ты не в белый свет, а в  поле за околицу,
                                      Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится.
                                      За то куда б ты не попал, и по какой распутице
                                      Дорогу ту, что сам искал, во век не позабудется! (слайд 3)
Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям  готовы. Нас ждет интересная работа
А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?
Из словаря В.Даля:

  • Работа - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.
  • Египетская работа - тяжкая и долгая.
  • Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье.
  • Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок.

 Работа мастера боится
Есть работа, есть и хлеб»
Учитель: Объясните пословицы и поговорки:

  • Работа не волк, в лес не убежит.
  • С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
  • С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
  • Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Встать пораньше да шагнуть подальше.(Слайд 4, 5).

Учитель: Можете привести примеры?
Ученики: всякий полезный труд рабочего, учёного, инженера, учащегося. Например: лазить по деревьям, читать книгу, писать упражнение, решать задачи копать огород и т.д.
Учитель: Ребята! Вопрос был один.  А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то  не знаем о работе? А с точки зрения науки физики?  Значит, нам это нужно узнать! Будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии.
Запишите тему урока: «Механическая работа». (Слайд 1)
Учитель:  А какие же мы поставим цели на этот урок?
3. Постановка цели занятия перед учащимися:
                  - дать понятие механической работы,
                  -  в каких единицах  измеряется работа;   
                  - выяснитьспособы совершения положительной, отрицательной работы;
                  - выяснить условия необходимые для совершения работы;
                  - обобщить  знания о работе, закрепить изученный материал;
                  - проверить и закрепить полученные знания.
4. Актуализация знаний учащихся (Слайд 6)
Проводим фронтальный опрос.
Учитель: Что является причиной изменения скорости?
Ученик:   Причина изменения скорости является сила?
Учитель:  Как заставить тело двигаться?
Ученик:   действовать на него с какой - то  силой.
Учитель: Что такое сила?
 Ученик:   Сила – мера взаимодействия тел.
Учитель:  От чего зависит результат действия силы на тело?
Ученик: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Учитель: Какие типы сил Вам известны?
Ученик:  F упр; F тяж, Fтр.
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силах упругости? (Слайд 7).
Ученик: Силы упругости:
             -   возникают при деформации;
             -  одновременно у двух тел;             
             -   перпендикулярны поверхности;
             -   противоположны  смещению;
             -  при малых деформациях выполняется закон Гука   F упр = -к х
Учитель: Сила тяжести? Что это за сила? (Слайд 8)
Ученик  :Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Формула для нахождения силы тяжести    Fт =mg, направлена по радиусу  к         центру Земли.
Учитель: Сила трения? Что это за сила? (Слайд 9)
Ученик:Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и  направлена  против движения. Различают силы трения покоя, скольжения, качения.(Слайд7,8)

5.   Изложение нового материала:
Учитель: Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Под действием различных сил изменяется положение тела. Тела могут двигаться с ускорением, но если равнодействующая сил равна нулю, то тела, либо покоятся, либо движутся по инерции.
Учитель:что вы понимаете под словом «работа»?Что такое «работа»
в общепринятом смысле? Исторически термин «работа» ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека. 
Учитель: А какую работу изучают с точки зрения физики?
   Под действием каких сил движутся тела?( Слайд 10)
Ученик:   Поезд движется под действием силы тяги
                 Санки движутся под действием силы мускул
                 При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету
                 Подъёмная сила действует на воздушный шар
(Слайд 11)
Учитель: Работа совершается, если тело перемещается под действием силы.
 
Проведем опыты.
 
Опыт 1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.
Вывод:    Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.
Опыт 2.   Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы.
Вывод:  Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.
Учитель: Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S.  Формула работы  А = F S.   (слайд 12)
Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы
Учитель: В каких единицах измеряется работа?
УчительВ системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м  Единица измерения  работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж.   Она названа в честь английского физика Джоуля Джеймса Прескотти(1818—1889г.г)
1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м
Производные единицы:
1 ккДж= 1000Дж;1 МДж = 1000 000Дж; 1Дж =0,001 кДж, 1Дж=0,000001 МДж.
(Слайд 13)
 
Из формулы для расчета работы можно найти силу а также путь , по известному значению работы А     F=A/S;  S=A/F.(
Слайд13)
Учитель:При каких условиях совершается работа, а когда нет?(Слайд14)
Учитель:Формула А = F S применяется в том случае если постоянна и совпадает с направлением движения тела.
Учитель:Если сила перпендикулярна движению? (Слайд15, 16)
Учитель:Как вы думаете, может быть так, что сила направлена против движения?   А сила трения, сопротивления может совершить работу?
Ученик:  Да, может.  Это сила трения, сила упругости, сила тяжести, если тела движется вверх.
 Учитель: Как определить работу в этом случае? Не мешает ли нам сила трения, например, передвигать шкаф?(Слайд 17)
  Ученик: Сила трения направлена против движения и  в этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу. (Слайд 23)
 
Учитель: А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании?(Слайд 18)
Ученик:  При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, так как сила и перемещение тела противоположно направлены;  а при опускании – положительную.(Слайд 19)
 
Учитель: Вывод: Работа может быть больше нуля, меньше и равной нулю.
А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.
А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы.
А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также, если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

6. Физическая пауза: (слайд 20)

«Гимнастика для глаз»

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

7. Решение  задач:

(слайды 21-28)

1. Печальный дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу совершил печальный дядя Боря?

2. Бочка заполнена водой. Девочка ведром вычерпала половину воды, а завершил работу мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?

3. Карлсон, желая в одиночку полакомиться вареньем, перелетел из окна кухни в окно спальни Малыша , проделав путь 5,5 м. Определите работу Карлсона и работу силы тяжести, если банка весит 20Н.

4. Пес Шарик из деревни Простоквашино , желая сфотографировать необыкновенную бабочку ,пробежал с фоторужьем 2,5 км. Определите работу силы тяжести ,если вес фоторужья 6 Н ,а бегал Шарик по лугу.

5.  Автомобиль кота Леопольда , на  котором убегали мыши ,остановился под действием силы трения, равной 40 Н, пройдя по горизонтальному участку дороги путь 25 м. Определите работу силы трения и силы тяжести.

8. Решение задач по группам: (слайд 29)

1. Какую работу совершают при равномерном подъеме тела весом 40Н на высоту 120 см?     

  1.    Работа силы тяги автомобиля на пути 2 км, равна 50 кДж. Определите работу силы трения?          
  2.    Определите, какое расстояние проходит тело под действием силы в 4 Н, если при этом совершается работа в 80 Дж?


9. Самопроверка  знаний (Слайд  31, 32).
Тест:
 
1. Какую работу изучают в физике?
            А.труд рабочего; Б. труд инженера; В.механическую работу
 
 2Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
      А.... на тело действует сила.      Б. ... тело движется.      В. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.
3.В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
        А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
        Б. Автопогрузчик поднимает груз        В.Кирпич лежит на земле
4.Как обозначается механическая работа?
       А
.F    Б.S.    В.A.
5Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
       А.силу умножить на путь.    Б. сложить силу и путьВ. путь поделить на силу.
6. В каких единицах измеряется механическая работа?
       А)  Н     Б) Па.         В)  Дж
7.В каком случае  сила совершает положительную работу? 
А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.      Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения телаВ) Работа всегда имеет положительное значение.
8. Может ли сила совершать отрицательную работу? 
 А)  Не может.
 Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.       
 В) Может, если тело не двигается
9. Может ли механическая работа равняться нулю?
 А)  Не может
Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.       
В) Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения  
 
10.  Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под
             действием силы 12 Н
А)  16 Н.      Б48 Н      В)4 Н
 
Проверка (Слайд 21, по щелчку появляются правильные ответы)
 

1. В

2. В

3. Б

4. В

5.А

6.В

7. А


8. Б
 

9.В

10.Б

  
Учитель
: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

  •     0 ошибок – 5
  • 1-2 ошибки  - 4
  • 3-4 ошибки – 3
  • 5 -6 ошибок - 2 

10. Домашнее задание. (слайд 33)

Упражнение 28, № 1

Задание 17, № 1

11. Рефлексия. (Слайд 34).
Ваше настроение в конце урока. Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений,  которые возникли у вас в течение урока:

  • удивлён,
  • безразличен,
  • радостно восхищён,
  • встревожен,
  • раздражён,
  • спокоен.

  1. Заключительный этап.

Решать загадки можно вечно.

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб был он впрок!

До свидания, ребята. Успехов вам в дальнейшем изучении нашей прекрасной науки – ФИЗИКИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Механические волны. Виды механических волн"

Построение урока позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся при изучении нового материала. В ходе самостоятельной работы обучающиеся заполняют опорный конспект....

Разработка урока по теме Механическая работа 7 класс

Разработка урока по теме Механическая работа 7 класс...

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

Разработка урока по теме "Механическая работа"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: урок - исследование...

План урока и презентация "Механическая работа. Единицы работы"

В разработку урока входит план урока, презентация и экспериментальное задание....

РАЗРАБОТКА урока по теме : Механическая работа.

Урок изучения нового понятия на котором формируется понятие механической работы,  на конкретном материале выясняется, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело переме...

методическая разработка урока 10 класс «Механическая работа. Мощность»

Образовательная цель: продолжение формирования понятий работа и мощность; формирование понимания и воспроизведения полученных знаний....