Разработка урока по теме Механическая работа 7 класс
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Разработка урока по теме Механическая работа 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физика

Учитель: Прожерина Галина Николаевна

                 

Класс: 7

Тема урока: Механическая работа.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование:

  • Демонстрационное: гиря, тележка, динамометр, пружина, линейка, набор грузов, компьютер, проектор, экран.

          Лабораторное: лента измерительная, динамометр, набор грузов, рабочие листы для учащихся.

Цели:

  •           Образовательная:

                     формирование понятия механической работы, выяснение условий

                     совершения работы;

                     формирование умений наблюдать и объяснять физические явления.

                     Развивающая: 

                     развитие элементов творческого поиска на основе приёма обобщения,

                     анализа изучаемого материала и формулировки выводов;

  • развитие интереса учащихся к физике, используя экспериментальные
  • задания.

                     Воспитательная: 

  • привитие навыков коллективной работы.

Используемые ресурсы:

1. Формула механической работы  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/85292ef2-631e-4ebf-8469-a838920777da/?

2. Примеры проявления механической работы: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ad6bcf58-1e60-fc0c-2b2f-ce7d1b009505/?

Демонстрация ресурсов с использованием ИКТ: проектор.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Учитель: Обычно, под словом «Работа» мы понимаем всякий полезный труд рабочего, ученика. Что вы понимаете под словом «Работа»? (Учащиеся приводят примеры).

Объяснить пословицы и поговорки. (Учащиеся участвуют в объяснении).

  • Работа не волк, в лес не убежит.
  • С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
  • С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
  • Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 

Учитель: В физике под работой называют физическую величину, которую можно измерить. В физике изучают механическую работу.

Рассмотрим примеры.

После просмотра каждого слайда учащиеся отвечают на вопросы.

1. Какие силы действуют на тела?

2. Как изменяется положение тел под действием сил?

а) Поезд движется под действием силы тяги электровоза.
б) При выстреле из ружья сила давления пороховых газов перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается.
в) Корабль движется под действием ветра.
г) Воздушные шары поднимаются вверх под действием Архимедовой силы
.

После обсуждения слайдов учащиеся делают выводы.

Вывод: Из этих примеров видно, что под действием силы тело перемещается .

3. Объяснение нового материала

Демонстрация опытов (в проведении демонстрации участвуют учащиеся, после каждого опыта делают выводы)

Опыт 1.

Тележку, нагруженную гирей, перемещают на некоторое расстояние. Действующую на тележку силу измеряют динамометром (рис. 1).

Опыт 2. 

Гирю поднимают на некоторую высоту. Силу, действующую на гирю, измеряют динамометром (рис. 2).

Вывод: (делается после демонстрации опытов 1, 2):

Механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы.

Опыт 3. 

К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки (рис. 3).

Опыт 4.

На гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины. Но гиря не перемещается (рис. 4).

Вывод: (делается после демонстрации опытов 3, 4)

Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы.

Опыт 5.

Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности.

Вывод: (делается после демонстрации опыта 5)

А = 0, т.к. результирующая сила F = 0. Без действия на тело силы не может быть и работы. Механическая работа совершается тогда, когда на тело действует сила и оно движется.

Учитель: Условились измерять механическую работу произведением силы на путь, пройденный по направлению этой силы:

работа = сила × путь

Для нахождения работы используют формулу:

За единицу работы принимают работу, совершаемую силой в 1 Н, на пути, равном 1 м. Единица работы — джоуль (Дж) названа в честь английского ученого Джоуля.

1 Дж = 1 Н * м.

                                                                                         

Используются также и килоджоули (кДж).

1 кДж = 1000 Дж.

1 Дж = 0,001 кДж. 

Формула А = F * S применима в том случае, когда сила F постоянна и совпадает с направлением движения тела. Если направление силы совпадает с направлением движения тела, то данная сила совершает положительную работу.

Работа силы тяжести:

а) если тело движется вверх, то А < 0.
б) если тело движется вниз, то А > 0.

Если же движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, например, силы трения скольжения, то данная сила совершает отрицательную работу: А = — Fтp * S.

Мех. работа совершается и в том случае, когда сила, действуя на тело уменьшает скорость движения.
Если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила работы не совершает, работа равна нулю:
А = 0.

Когда работа не совершается?

В дальнейшем, говоря о механической работе, мы будем кратко называть ее одним словом — работа. 

Умственная работа. А = 0

4. Выполнение практической работы.

Учащиеся выполняют экспериментальное задание на индивидуальных рабочих листах , результаты заносят в таблицу.

Экспериментальное задание:

«Измерение работы при подъеме тела  на высоту»

Цель работы: самостоятельно выяснить, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается вверх.

Оборудование: лента измерительная, динамометр, набор грузов.

Ход работы.

Сначала к крючку динамометра, который учащиеся держат в руке, прицепляют брусок и определяют его вес, например, 1Н. Затем поднимают брусок равномерно вверх на высоту 20 см.

Вычисляют величину совершенной работы: А1 = 1Н • 0,2 м = 0,2 Дж.

Вывод: Измерили механическую работу при подъеме тела на высоту. Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести.

При подъеме тела

по вертикали 

F, H

S, м

А, Дж

5. Закрепление нового материала.

   Выполнение тестовых заданий:

  1. Вариант

         1. В каких из приведенных случаев сила совершает работу?

                  А) на столе лежит книга.

               Б) двигается автомобиль под действием силы тяги.

         2. В каком из приведенных случаев сила не совершает работу?

               А) мальчик поднимается вверх по лестнице.

               Б) яблоко падает с дерева на землю.

               В) спутник двигается по круговой орбите под действием силы

               тяжести.

         3. В каком из приведенных случаев сила совершает положительную

           работу?

              А) автомобиль останавливается после выключения двигателя.

              Б) автомобиль движется вперед под действием силы тяги.

         4. Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки

            вычерпала девочка, а оставшуюся часть воды – мальчик.

            Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик?

               А) да, одинаковую.

               Б) нет, мальчик совершил большую работу.

               В) нет. Девочка совершила большую работу.

            5. Когда совершается отрицательная работа?

               А) человек оперся о стену дома с некоторой силой.

            Б) автомобиль останавливается после выключения двигателя.

2 Вариант

  1.          1. Какой буквой обозначается работа?

             А) А

             Б) F

           2. В каком из приведенных случаев сила не совершает работу?

          А) мальчик поднимается вверх по лестнице.

          Б) яблоко падает с дерева на землю.

          В) спутник двигается по круговой орбите под действием силы

        тяжести.

          3. В каком из приведенных случаев сила совершает положительную

        работу?

        А) автомобиль останавливается после выключения двигателя.

       Б) автомобиль движется вперед под действием силы тяги.

      4. Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки

        вычерпала девочка, а оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую

       ли работу совершили девочка и мальчик?

          А) да, одинаковую.

          Б) нет, мальчик совершил большую работу.

          В) нет. Девочка совершила большую работу.

     5. В каких единицах измеряется работа?

          А) Джоулях

          Б) Ньютонах

          В) секундах

Задача: Вычислите работу, совершаемую при подъеме бетонной плиты объемом 0,5 м3 на высоту 15 м. Плотность бетона 2300кг/ м3.

6. Подведение итогов. Комментирование оценок.

7. Рефлексия.

     Составить монограмму для механической работы.

8. Домашнее задание:

§ 53 упр. 28 (1, 3, 4.) Ответить на вопросы в конце параграфа. Определить работу силы тяжести при подъёме портфеля.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "Механические колебания" 9 класс

Данный урок разработан по технологии концентрированного обучения, являлся открытым показательным уроком на семинаре по  применению технологии концентрированного обучения...

Методическая разработка урока по теме: "Механические волны. Виды механических волн"

Построение урока позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся при изучении нового материала. В ходе самостоятельной работы обучающиеся заполняют опорный конспект....

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

Урок по теме "Механическая работа" 7 класс

7 класс "Механическая работа" Конспект урока и перентация к уроку....

Разработка урока по теме "Механическая работа"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: урок - исследование...

Разработка урока c презентацией: Механическая работа.

Сценарий урока и презентация по теме "Механическая работа". Расчитан на обучающихся 7 класса, изучающих физику по учебнику Перышкина А. В....

РАЗРАБОТКА урока по теме : Механическая работа.

Урок изучения нового понятия на котором формируется понятие механической работы,  на конкретном материале выясняется, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело переме...