Урок по теме "Механическая работа" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Гаганова Лариса Владимировна

7 класс "Механическая работа" Конспект урока и перентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mekhanicheskaya_rabota.rar922.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Схема конспекта урока                                                                                        

Предмет -   Физика,  7 класс.

Тема урока  -  «Механическая работа».

Физика, 7 класс

Программно – методическое обеспечение урока: мультимедийная презентация на тему «Механическая работа»   созданная в программе Microsoft Power Point,  сборник задач по физике 7 -  9 класс, В.И. Лукашик , электронный тест для контроля знаний, индивидуальные листы с тестами контроля знаний, словарик физических терминов и формул.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Включающий:

  • Постановку целей, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Взаимное приветствие учеников и учителя.

Учитель:

- проверяет  готовность учащихся к уроку, в классном журнале учитель отмечает отсутствующих на уроке;

- настраивает  учащихся на плодотворную работу во время урока;

- создаёт положительный, психологический,  эмоциональный  настрой  класса на работу.                                                                                                                                                На экране демонстрируется слайд № 1.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • Определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • Описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • Описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;
  • Описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель этапа:

- выяснить степень усвоения заданного на дом учебного материала;

- устранить в ходе проверки домашнего задания, обнаруженные пробелы в знаниях, полученные на предыдущем  уроке;

- проверить ранее изученный материал;

- организовать  восприятие новой информации.

На экране проецируется слайд № 2 презентации с вопросами по пройденной теме.

Учитель  зачитывает вопросы  вслух, учащиеся дают ответ на поставленный вопрос и через несколько секунд получают правильный ответ и  одобрение учителя, так как  на экране автоматически появляются правильные ответы.  

               

Вопросы  учителя

Ответы учащихся

  • Что является причиной изменения скорости?

  • Как заставить тело двигаться?

  • Что такое сила?
  • От чего зависит результат действия силы на тело?

  • Какие типы силы вам известны? Как они направлены?

1.Причина изменения скорости  является сила.

2. Действовать на него с какой-то силой.

3.Сила – мера взаимодействия тел.

4 .Результат действия силы на тело зависит от модуля, направления, точки приложения.

5.Сила упругости  -  Fупр.;

    Сила тяжести –  Fт.;

    Вес тела – Р;

    Сила трения  – Fтр.

    Сила давления – Fд;

    Сила сопротивления – Fс.

Учитель хвалит учеников за правильные ответы.

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • Постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • Изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  • Описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • Описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебного материала;
  • Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Учитель готовит учащихся к восприятию нового материала.

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудиться сам.

Вы  все готовы приступить  к работе, к новым открытиям готовы. Нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?

Ученики приводят примеры на заданный вопрос, учитель продолжает беседу.

На  слайде № 3 появляется незаконченное предложение: «Работа это…..»

Некоторым ученикам было дано задание -  найти значение термина «работа» в словаре, в сети Интернет.

Используя сеть Интернет, сайт www. Wikipedia.org  - найти значение термина «работа».  Работая с толковым  словарём  русского языка Владимира Ивановича Даля,  словарём русского языка  Сергея Ивановича Ожегова  выписать значение термина  «работа» .

Ученик  цитирует  значение термина «работа» из  толкового словаря русского языка Владимира Ивановича Даля:

-  работа - труд, занятие, дело, упражненье, деланье;

-  черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье;

-  срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок;

Второй ученик цитирует значение термина «работа» из словаря русского язык  Сергея Ивановича Ожегова:

-  работа – нахождение в действии: процесс превращения одного вида энергии в другой;

-  работа – занятие, труд , деятельность. Физическая работа. Умственная работа.        Ответственная работа. Увлекательная работа. Работа с детьми. Работа среди населения;

-  работа – производственная деятельность по созданию, обработке чего – нибудь.

Третий  ученик цитирует понятие термина «работа»  из  сети  интернет,  используя сайт www. Wikipedia.org:

-  работа – деятельность человека, направленная на создание ценностей, либо на удовлетворение потребностей других людей;

-  работа – место, где работник осуществляет трудовую деятельность;

-  работа – то, что может быть сделано, изготовлено, произведение какого – либо труду, готовая продукция;

Учитель выражает свою благодарность ученикам, подготовившим данный материал.

Учитель обращается к ученикам:

- ребята, есть пословицы и поговорки: связанные со словом «работа». Назовите эти пословицы.                                                                                                                                      

Ученики приводят примеры поговорок и пословиц.

На экране демонстрируется  слайд  № 4.

  • Работа мастера боится.
  • Есть работа, есть и хлеб.
  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Эти пословицы возникли в повседневной жизни людей разных профессий, разного уровня жизни.

Учитель продолжает:

 - В обыденной жизни слово «работа»  означает всякий полезный труд рабочего, учёного, инженера, врача, учителя, ваш труд ребята.  

Например,  лазить по деревьям, читать книгу, писать упражнение, решать задачи,  копать огород и т.д.

Учитель задаёт ученикам проблемный вопрос: 

- Ребята,  вопрос был один – «Что такое работа?»

 А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе?

Раньше работой называли лишь труд человека, но с точки зрения науки – «Физика»,  под этим стали понимать еще и определенную физическую величину.

 Значит, нам это нужно узнать! Будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в жизни, в вашей будущей работе, по выбранной профессии.

 

На слайде №  5 демонстрируются цели урока для учащихся.

Учитель проговаривает  цели для учащихся :

- сегодня на уроке мы узнаем:                                                                  

  • что такое механическая работа                                                                                    
  • как рассчитать механическую работу;
  • единицы измерения механической работы;

  • когда механическая работа положительная, когда отрицательная и когда равна нулю;
  • научиться применять полученные знания при решении поставленных задач.

Учитель предоставляет возможность ученикам самостоятельно сформулировать тему данного урока. Ученики высказывают свои предложения.

Учитель предлагает записать тему урока в тетрадь.

Тема нашего урока – «Механическая работа», на экране появляется слайд № 6 презентации с темой данного урока.

Учитель приступает к непосредственному изложению нового материала:

В обыденной жизни под словом «работа» мы понимаем всякий полезный труд.

Но в физике понятие работы несколько иное. В физике работа это физическая величина и ее можно измерить или рассчитать по формуле. Сегодня мы с вами изучаем   механическую работу. Вот несколько примеров механической работы:

 Учитель демонстрируя  на экране  слайд № 7  приводит примеры  совершения  механической работы различными телами:                                        

-  Санки движутся под действием силы мускул.

-  Подъёмная сила действует на воздушный шар.

-  При взлёте сила давления сгорающих газов перемещает ракету.

-  Поезд движется под действием силы тяги.

Учитель  приводит первый  пример из жизни учеников  и  задаёт вопрос:

Вы занимаетесь на уроке физической культуры.

В каком случае вы совершаете большую механическую работу:

при беге на расстояние 100 метров  или при беге на расстояние 200 метров?

Ученики дают свои варианты ответов.

На экране, на слайде № 8 демонстрируется  правильный ответ:

«Чем больше расстояние пройдено, тем большая работа совершается».

Учитель  приводит второй  пример из жизни учеников  и  задаёт вопрос:

Вы катаете на санках вашего приятеля, потом на эти санки сел второй ваш приятель. В каком случае вам придётся приложить большую силу, в первом или во втором случае: когда на санках сидит один приятель или два?

Ученики дают свои варианты ответов.

На экране, на слайде № 9 демонстрируется  правильный ответ:

«Чем больше сила, которая приложена к движущемуся телу, тем большая совершается работа»

Учитель задаёт вопрос  с целью обобщения  данного материала:

-  От каких величин зависит работа?

Ученики отвечают и получают одобрение учителя.

Учитель предлагает открыть учебник, параграф 31, найти определение механической работы и записать определение в тетрадь:

- «Механическая работа – физическая величина, прямо пропорциональная силе, действующей на тело, и пути, пройденному им в направлении действия силы»

На экране демонстрируется слайд № 10, на котором  изображена формула для расчета  механической работы.

Ученикам предлагается записать формулу и обозначение физических величин  в тетрадь:

-  Работа обозначается буквой А,  сила - F,  путь - S.

-  Формула работы :  А = F S.

Учитель вводит новую единицу измерения для новой физической величины, демонстрируя слайд № 11, где изображён английский учёный Джеймс Джоуль, в честь которого была названа единица измерения  механической работы - 1 Дж.

На слайде № 12  - информация о понятии «работа»  в 1 Дж. Здесь показаны  единицы измерения механической работы в системе СИ и системе СГС.

Учитель просит учеников проговорить и записать эту информацию в тетрадь:

- «За единицу работы – 1 Дж  принимают работу, совершенную силой в 1Н

 на расстоянии 1 м.

1 кДж = 1000 Дж

1 МДж = 1000 кДж = 1000000 Дж

1 мДж = 0,001Дж

                                                      1Н * 1м = 1 Дж  (Джоуль)

Учитель демонстрирует как можно рассчитать силу и расстояние в процессе совершения работы:  F=A/S;    S=A/F.

 Ученики записывают информацию со слайда № 13 в тетрадь.                                                                                                          

Учитель просит учеников проговорить формулу для расчёта пути и силы, зная физическую величину   «механическая работа».

Учитель разбирает с учениками пример, изображённый на слайде № 14:

-  Толкаем тяжелый груз, прикладываем силу, груз не двигается. Совершается работа или нет ?

Учитель предлагает:

- Рассмотреть формулу для расчёта работы с точки зрения математики (если один из множителей равен нулю, то и произведение тоже равно нулю).

Учитель разбирает с учениками пример, изображённый на слайде № 15:

-   Представим себе случай, когда тело движется и без участия сил. Например, после выключения двигателя ракеты, летящей в открытом космосе, ракета продолжает движение по инерции. Совершается работа или нет?

Учитель предлагает:

- Рассмотреть формулу для расчёта работы с точки зрения математики (если один из множителей равен нулю, то и произведение тоже равно нулю).

Учитель разбирает с учениками пример, изображённый на слайде № 16:

- Работа не совершается, если направление движения тела перпендикулярно по  отношению к  направлению действия силы.

Учитель обращается к классу:

- «Ребята, работа может быть как положительной, так  и отрицательной».

Учитель и ученики работают с информацией представленной на слайде № 17:

  •  Если сила и направление движения совпадают, то А>0, работа положительная!    А=  Fт·s.
  • Если сила и направление перемещения противоположны, то А<0,  работа отрицательная!           А= - Fт ·S.

4.

Закрепление учебного материала,

предполагающее:

 

  • Постановку конкретной

учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидаальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;
  • Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель данного этапа: На примерах и упражнениях выяснить степень усвоения изученного материала по теме «Механическая работа». Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему раннее усвоенных знаний.                                        

1.Учитель даёт задание для проведения игры «Угадай»:

  • карточки с буквами обозначения  физических величин + 3 карточки с единицей измерения этих физических величин);

2.Учитель предлагает задачу – иллюстрацию на слайде № 18:

- «Правильно ли установлено соответствие между римскими и арабскими цифрами».

3. Учитель проводит мини тест при помощи рисунка, изображённого  на слайде № 19

- «В каком случае совершается механическая работа?».

4.Ученики отвечают на вопрос, предложенный на слайде № 20:

- «Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути?».

                           

Ученики выбирают правильные ответы, получают одобрение учителя, что говорит о понимании изучаемой темы «Механическая работа».

 

Ученик решает задачу на доске, условие которой представлено на слайде № 21  остальные ученики решение записывают  в тетрадь.                                                                                                            

После предложенных устных, письменных, количественных и качественных задач и упражнений учащимся предлагается письменная работа – тест «Механическая работа». Каждый ученик получает индивидуальный  лист с тестом  контроля знаний по теме «Механическая работа», отмечая правильный ответ из трёх представленных  в каждом предложенном вопросе.

Самопроверка знаний.  Тест:

  • Какую работу изучают в физике?
    А)  труд рабочего; 
    Б)  труд инженера; 
    В)  механическую работу.

  • Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
    А) ... на тело действует сила;
    Б) ... тело движется; 
    В) ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

  • В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
    А) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно;
    Б) Автопогрузчик поднимает груз; 
    В)Кирпич лежит на земле.

  • Как обозначается механическая работа?
    А) F;

     Б) S;

     В) А.

  • Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
    А)силу умножить на путь;

Б) сложить силу и путь;

          В) путь поделить на силу.

  • В каких единицах измеряется механическая работа?
    А) Н;
    Б) Па;
    В) Дж.

  • В каком случае сила совершает положительную работу? 
    А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела; 
    Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения тела; 
    В) Работа всегда имеет положительное значение.

  • Может ли сила совершать отрицательную работу? 
    А) Не может; 
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения; 
    В) Может, если тело не двигается.

  • Может ли механическая работа равняться нулю?
    А) Не может; 
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения;
    В) Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения.

  • Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
    А)16 Дж;

Б) 48 Дж;

В)  4 Дж.

Проверка  результатов теста  «Механическая работа».

По щелчку мыши  появляются на слайде № 22  правильные ответы.  

                                                                                                   

1. В

2. В

3. Б

4. В

5.А

6.В

7. А

8. Б

9.В

10.Б

                                                                                                                               

 

Учитель разъясняет ученикам,  как оценить правильно свои знания, полученные на данном уроке:

- « Вам предлагаются ответы, после подсчёта сделанных вами ошибок,  вы сами  оцените свою работу»:

 0    ошибок – 5

1-2 ошибки - 4

3-4 ошибки – 3

5 -6 ошибок –2        

Ученики подписывают лист с тестом  контроля знаний по теме «Механическая работа»  и сдают свои работы учителю.

Подведём итоги нашего урока, демонстрируется слайд № 23. 

Сегодня на уроке мы узнали:

- что такое механическая работа;

- как рассчитать механическую работу;

- единицы измерения механической работы;

- когда механическая работа положительна, когда отрицательна и когда равна нулю;

- научились  применять полученные знания в  решении поставленных задач.

Ученики отвечают на данные вопросы.

Учитель, слушая ответы учеников делает для себя заключение:

- «Достигнуты цели  данного урока»

             

5.

Задание на дом, включающее:

  • Постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

На слайде №24ученикам предлагается записать в дневник домашнее задание – 

§ 53, задание  17  Ответить на вопросы в конце параграфа.                                        

Учитель  предлагается ученикам выполнить практическую часть домашней работы, с целью закрепления знаний, полученных на данном уроке:

-  «Определить работу силы тяжести при подъёме своего портфеля с книгами и тетрадками».

Заканчиваем презентацию слайдом № 25.

Спасибо всем за работу.

Работать – это хорошо, а работать быстро, еще лучше!

Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....