Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Дотоль Нина Петровна

Рабочая программа по физике 7 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_7_klass_fizika.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                                       «Проверено»                                  

Директор ГБОУ «Школа №2083»                                                          Заместитель директора _______________ Т.В. Наумкина                                                    _____________ Т.В. Левшина «_____»______________2016 г.                                             «_____»________________2016 г.                                                                                

Рабочая программа

по физике

для  7 класса БЕ и ВЕ

на 2015-2016 учебный год

учитель – Дотоль Нина Петровна

СП «Ерино»

2016

Рабочая программа. Физика 7 класс

  1. Пояснительная записка.

Общие положения.

Настоящая программа составлена на основе

  • Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32)
  • Учебного плана образовательного учреждения
  • примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования  России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.) (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин)

и

  • авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012
  • УМК  по физике для 7 – 9  классов для реализации данной авторской программы.

Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Учебник«Физика. 7 класс. Учебник» автор А. В. Перышкин, для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» Приложение1  № 1246)

Цели изучения

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  •  использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи изучения

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются формирование:

метапредметных компетенций, в том числе

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

предметных когнитивных и специальных знаний:

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом,;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знанийо механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;
  • рационального применения простых механизмов.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

        Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли техники развивались из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще большему проникновению достижений физики в различные области техники.

     Изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности мира, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира. Знакомясь с историей развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность, увеличивая свою власть над природой.

      Курс физике в примерной программе основного общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.

      Овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

3. Описание места учебного предмета в базисном плане.

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.

Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:

  • учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
  • приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
  • начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.

Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:

  • осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
  • осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
  • применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.

В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.

В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.

В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.

Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях.

Учебно-тематический план 7 класс

п/п

Название

раздела, темы

Кол-во

часов

Из них:

лабораторные,

практические

контрольные

зачет

1

Введение. Физические величины

4

1

2

Строение вещества. Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

1

3

Взаимодействия тел

20

4

1

1

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

1

1

4

Работа и мощность. Энергия

11

2

1

1

5

Повторение

6

ИТОГО:

68

10

4

4

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения содержания курса.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов:      

Личностные результаты при обучении физике:

  • Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты при обучении физике:

  1. Овладение навыками:
  • самостоятельного приобретения новых знаний;
  • организации учебной деятельности;
  • постановки целей;
  • планирования;
  • самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
  1. Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  2. Понимание различий между:
  • исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
  • теоретическими моделями и реальными объектами.
  1. Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
  • выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
  • разработки теоретических моделей процессов и явлений.
  1. Формирование умений:
  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
  • анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • выявлять основное содержание прочитанного текста;
  • находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • излагать текст.
  1. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
  2. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
  3. Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
  4. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по рабочей программе – 68. 

Используемые технологии обучения. Формы организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность по предмету.

Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

Формы аттестации школьников.

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:

  1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
  • самостоятельные работы (до 10 минут);
  • лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
  • фронтальные опыты (до 10 минут);
  • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.
  1. Итоговая (констатирующая) аттестация:
  • контрольные работы (45 минут);
  • устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

  • КИМ составляются на основе кодификатора;
  • КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
  • количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
  • тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
  • структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.

5. Содержание учебного предмета

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления.

Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

1. Определение цены деления измерительного прибора.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул.

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

2. Определение размеров малых тел.

Взаимодействия тел (20 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

  1. Виды уроков.
  1. Уроки – конференции. Отличаются  конференции от уроков по физике тем, что новые знания учащиеся приобретают из литературы, с которой работали в процессе подготовки  к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Уроки – конференции часто проводятся при закреплении учебного материала. Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой. Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям. Велико значение конференций для развития инициативы, активности и самостоятельности учащихся, а также для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом. В процессе подготовки учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями и приборами, умения пользоваться пособиями во время докладов, демонстрировать опыты, выполнять рисунки и чертежи на доске. Наконец, следует иметь в виду значение конференций в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. На конференции можно выносить вопросы, связанные с историей открытий и изобретений, знакомящие с применением изучаемого теоретического материала в науке и технике, с принципами устройства и действия физических приборов, машин и механизмов, а также с технологическими процессами.
  2. Уроки с элементами ролевых и деловых игр. Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
  3. Уроки- исследования. Предполагают приобщение учащихся к научному открытию. Это, прежде всего, участие детей в исследовании – в выяснении закономерностей, свойств, особенностей явлений, понятий, объектов. Ученики здесь выступают в роли ученого-исследователя. Этот вид работы наиболее целесообразен для детей подросткового возраста, когда проявляются умения сравнивать, рассуждать, обобщать, спорить, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать доказательства.
  4. Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки решения основных типов задач. Обсуждаются подходы к решению опорных (ключевых) задач их оформление. Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
  5.  Уроки – семинары. Семинары, посвященные повторению, углублению, обобщению пройденного материала. На подготовку дается две недели (сообщается тема, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос, указываются номера задач из учебника, приемами,  решения которых должны владеть учащиеся, дается набор нестандартных упражнений, где нужно проявить творчество при их решении). Распределяются индивидуальные, групповые задания.
  6. Уроки- презентации. Уроки – презентации проводятся и при изучении и при закреплении учебного материала. Учащиеся приобретают навыки работы с большим объемом информации, в т.ч через Интернет, умение выделить проблему и наметить пути ее решения, развивают смекалку, творческие способности, интерес к получаемым знаниям по предмету, любознательность.

7. Тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Оборудо-вание

Дата

проведения

Введение. Физические величины (4 ч)

1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

1

2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

3

Лабораторная работа № 1"Определение цены деления измерительного прибора"

1

4

Физика и техника.

1

Строение вещества. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

5

Строение вещества. Молекулы.

1

6

Движение молекул.

1

7

Скорость движения молекул и температура тела (диффузия). Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел"

1

8

Взаимодействие молекул.(притяжение и отталкивание).

1

9

Три состояния вещества.

1

10

Повторение темы " Первоначальные сведения о строении вещества. " Контрольная работа № 1 (20 минут)

1

Взаимодействие тел. (20 ч)

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.

1

12

Скорость. Единицы скорости.

1

13

Расчет пути и времени движения.

1

14

Решение задач.

1

15

Явление инерции.

1

16

Взаимодействие тел.

1

17

Масса. Единицы массы.

1

18

Лабораторная работа № 3 "Измерение массы тела на рычажных весах"

1

19

Плотность вещества.

1

20

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

21

Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела.

1

22

Лабораторная работа 5"Определение плотности твердого тела"

1

23

Решение задач.

1

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

1

25

Сила упругости. Вес тела. Единицы силы.

1

26

Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром"

1

27

Графическое изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сил.

1

28

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

1

29

Обобщающее занятие по теме "Взаимодействие тел"

1

30

Контрольная работа № 2 "Взаимодействие тел"

1

Давление в жидкостях и газах. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

31

Давление. Единицы давления.

1

32

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

33

Давление газа.

1

34

Решение задач.

1

35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

36

Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.

1

37

Решение задач.

1

38

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

1

39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

42

Манометры. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Использование ИКТ (презентация)

1

43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

44

Архимедова сила.

1

45

Лабораторная работа № 7" Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело"

1

46

Плавание тел.

1

47

Решение задач.

1

48

Лабораторная работа № 8 " Выяснение условий плавания тела в жидкости "

1

49

Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач

1

50

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

1

51

Контрольная работа № 3 по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

1

Работа, мощность, энергия. Работа и мощность. Энергия (11 ч)

52

Механическая работа. Единицы работы.

1

53

Мощность. Решение задач.

1

54

Простые механизмы. Рычаг. Использование ИКТ (презентация)

1

55

Момент силы.

1

56

Лабораторная работа № 9 " Выяснение условий равновесия рычага"

1

57

Блоки. " Золотое правило механики"

1

58

Решение задач.

1

59

Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 10 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

1

60

Потенциальная и кинетическая энергия.

1

61

Решение задач.

1

62

Контрольная работа № 4 "Работа и мощность, Энергия"

1

Итоговое повторение (6 ч)

63

Повторение темы " Первоначальные сведения о строении вещества. "

1

64

Повторение темы "Взаимодействие тел"

1

65

Повторение темы "Давление"

1

66

Повторение темы "работа, мощность, энергия"

1

67

Итоговое тестирование

1

68

Экскурсия

1

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  1. Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»
  2. Контрольная работа по темам «Вес тела»,«Графическое изображение сил», «Силы»,«Равнодействующая сил»
  3. Кратковременная контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

  1. Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
  2. Зачет по теме «Взаимодействие тел»
  3. Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
  4. Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия»

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные пособия

Таблицы общего назначения

  1. Международная система единиц (СИ).
  2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
  3. Физические постоянные.
  4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.
  5. Порядок решения количественных задач.

Тематические таблицы

  1. Броуновское движение. Диффузия.
  2. Поверхностное натяжение, капиллярность.
  3. Манометр.
  4. Строение атмосферы Земли.
  5. Атмосферное давление.
  6. Барометр-анероид.
  7. Траектория движения.
  8. Относительность движения.
  9. Работа силы.
  10. Солнечная система.
  11. Луна.

Цифровые образовательные ресурсы

Оборудование кабинета физики, необходимое для реализации рабочей программы

Демонстрационное

Лабораторное

                  ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

                                              ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК

 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
  2. Неумение выделить в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показание измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
  • смысл физических величин: перемещение, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия, момент силы, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;
  • применять полученные знания для решения физических задач;
  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения ;
  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной техники;
  • рационального использования простых механизмов;
  • оценки безопасности радиационного фона.

9. Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

  1. Примерная программа по физике для основной школы.
  2. А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. Программа по физике для основной школы. 7-9 классы.
  3. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).М. Дрофа 2014 г.
  4. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
  5. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова). М. Дрофа 2005 г.
  6. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон). М. Просвещение 2003 г.

Материально-техническое обеспечение.

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество на 25 учащихся

% обеспеченности

Базовый уровень

Иллюстрации (плакаты)

1.

Комплект таблиц (диск)

1

100%

Учебно-лабораторное оборудование

2.

Персональный компьютер

1

100%

3.

Мультимедиапроектор

1

100%

4.

Аудиторная доска

1

100%

5.

Комплект инструментов классных, оборудование для лабораторных работ

1

100%

«Рекомендовано»                                                                    «Согласовано»

Председатель ШМО                                                              Ответств.за уч.часть

_____________ Левая О.В.                                                      _______________ Бокарева О.С.

                                                   

                                       «Проверено»

                                                           Руководитель СП «Ерино»

                                                                           ___________________Гришина Т.А.

Пр №1 от «___»___________2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...