Применение информационных технологий на уроках физики
учебно-методический материал по физике на тему

Выступление по применению информационных технологи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_fiziki.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий на уроках физики.

Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение в обучении. Процесс обучения превращается в процесс  учения/научения. Развитие физического образования  обнажило ряд серьезных противоречий, отрицательно воздействующих на качественный уровень усвоения физических законов.

Это противоречия:

  1. между постоянно растущим объемом информации и недостаточной гибкостью учебных программ и планов;
  2. между требованиями общества к уровню развития, предметной подготовки учащихся и отсутствием реальных условий для их выполнения; между необходимостью  личностного и психического развития ученика и условиями улучшения здоровья детей;
  3. между прекрасной идеей гуманизации образования и ее быстрым воплощением в виде сокращения часов по естественным предметам,
  4. между необходимостью строить обучение на основе творческой деятельности ученика, на основе ориентации «на личностный успех» и репродуктивным характером обучения массовой школы,
  5. между индивидуальными личностными интересами ученика, зачастую определяемыми его познавательными возможностями, и существующими организационными формами обучения, ориентированными на работу учителя с классом.

         Работая над методической проблемой «Создание условий для развития интереса ученика к физике и повышения его образования через применение ИКТ в соответствии с ФГОС», я стараюсь научить своих учеников мыслить нестандартно, развивать навыки и умения творческой деятельности.  Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Ознакомиться с  теоретическим обоснованием инновационных  технологий обучения; использовать методы и приемы для практического применения технологий
  • Повышение результативности обучения физике в школе при помощи    современных продуктивных технологий обучения
  • Создание условий для развития творческих способностей учащихся и стремления к самосовершенствованию  

Ожидаемые результаты:

  • Повышение познавательного интереса к физике.
  • Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
  • Повышение качества обучения

Достижению указанных целей и задач способствует  использование инновационных и современных технологий обучения, таких как информационные, проектная, модульная, видео -технологии, профильное обучение и др.

       Эти технологии предполагают принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности и базируются на системно - деятельностном  подходе, реализуют развивающее обучение, исключают малоэффективные вербальные способы передачи знаний.

1. Информационные технологии. 

Представление материала с помощью компьютера

Использование мультимедиа

Создание электронных УМК

Дистанционное обучение

Организация общения

Компьютер и Интернет являются очень важными помощниками учителя.   Изучение физики  становится намного эффективнее, если использовать современные технологии и Интернет – ресурсы в процессе обучения. В своей работе применяю  видео-фильмы по физике, опыты, виртуальные лабораторные работы,  различные мультимедийные программы, материалы которых подбираются с учетом изучаемой темы и используются как во время урока, так и во внеурочное время.

 На своих уроках я использую Интернет как источник дополнительных материалов.  Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы как в урочное, так и во внеурочное время.

   Еще одним способом использования компьютерных технологий являются компьютерные презентации, которые в последнее время получили широкое распространение. С помощью компьютерных презентаций можно создавать очень эффектные слайды и использовать их в учебном процессе для введения и закрепления учебного материала. Яркость и красочность компьютерных презентаций позволяют вводить новый материал более наглядно, анимационные и звуковые эффекты способствуют более быстрому усвоению и запоминанию программного материала. Проведенные уроки и внеклассные мероприятия служат тому примером.

2.Модульное обучение

В связи с этим большой интерес представляет технология модульного обучения. Модульное обучение позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность, осуществить мотивационное управление учением, так как, интегрируя все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике, данная технология обеспечивает образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями и возможностями.

Модульная система обучения предполагает следующие подходы к организации изучения физики: организация самостоятельной работы учащихся на уроке и дома; использование разноуровневых заданий; различные способы самоконтроля и взаимоконтроля; сочетание групповых и индивидуальных способов работы; усиление политехнической направленности обучения физике (демонстрационный и фронтальный эксперименты, ТСО). Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала.

В основу применения модульной программы в обучении мною положен принцип "Учить ученика учиться", т.е. самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком ученик определит себе сам.  Годовой контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитываю лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль курса. Применение модульного обучения помогло моим  ученикам объективно оценивать свои знания и умения, снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке, и  следствие - повышение качества обучения.

3.Применение метода проекта  при обучении физике  как способ познавательной деятельности позволяет учащимся овладеть умением осуществлять деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем, приобрести самостоятельность.

Наличие требующей исследования проблемы - обязательного компонента метода проектов - обуславливает организацию поисковой, исследовательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, которая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Проектная деятельность - как индивидуальная, так и групповая должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвоение содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого  содержания, т.е. активное применение полученных знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

 В то же время применение метода проектов в сочетании с методом обучения в сотрудничестве позволит реализовать свои учебные возможности каждому учащемуся.

 Применение проектного обучения провожу в  следующей последовательности

1.Провожу входную диагностику, в которой выявляю:1)готовность учащихся к проектной деятельности;  2)уровень сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся  с последующим анализом  и выводом об уровне развития тех или иных компетенций учащихся

2.Разрабатываю алгоритм действий по обучению отдельным  действиям обобщенного метода создания нового продукта.  

 3. Разрабатываю этапы организации проектной деятельности учеников с учетом ступени обучения

При этом применяю работу в группах. То, что слабые по знаниям ребята работают вместе с лидерами, дают надежду на лучшее усвоение учебного материала. Эффективность групповой  работы заключается в формировании социально-трудовых компетенций. В процессе  работы и обобщения полученных результатов  мои ученики учатся; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты, самим идет формирование учебно-образовательных компетенций.  В старших классах успешно выполняются так называемые «индивидуальные» проекты.

  Таким образом, исходя из вышеизложенного, в результате использования инновационных и современных технологий происходит

  • развитие познавательных интересов школьников
  • усиление вовлеченности учащихся в творческий процесс
  • формирование навыков самостоятельной оценки достигнутых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Применение новых информационных технологий на уроках физики

С появлением компьютеров в учебных заведениях начал меняться стиль преподавания, все больше стала использоваться проектная форма учебной деятельности. Компьютер со специальным пакетам программ помогае...

Доклад "Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности как средство реализации продуктивных методов обучения"

Использование телекоммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности является средством реализации продуктивных методов обучения, что активизирует  познавательную, исследов...

применение информационных технологий на уроках физики

Опыт по применению ИКТ - новое средство изучения физики...

Применение информационных технологий в преподавании физики

Из личного опыта. Статья подготовлена для участия в работе VIII школы-конференции «Информатика в образовании» (INED-2017, ВГУ) и посвящена использованию информационных технологий на уро...

Применение информационных технологий на уроках технологии

Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках технологии"Рассказываем о новейших средствах обучения на уроках технологии....